Дороги и транспорт Миллиарды в карман за сезон. Кто породил читинских самокатчиков?

Миллиарды в карман за сезон. Кто породил читинских самокатчиков?

В городе работают всего четыре компании, занимающиеся кикшерингом

Самокаты в Чите повсюду
Источник:

В День Победы в центре Читы подросток на самокате сбил 8-летнего мальчика, а затем скрылся. И это несмотря на то, что все оказывающие услуги компании требуют при регистрации подтверждение от клиента, что ему есть 18 лет, и при условии, что сервисы проката вообще не должны были работать в городе в этот день. Ребенок сейчас лежит в больнице. Делом заинтересовался глава СК Александр Бастрыкин, он поручил местным следователям возбудить уголовное дело. А губернатор Забайкалья Александр Осипов потребовал от правительства заняться регулированием движения электросамокатов в Чите.

Эта война властей с кикшерингом (система краткосрочной аренды электросамокатов по аналогии с каршерингом и велошерингом. — Прим. ред.) началась в 2021 году. Сейчас конфликт более-менее урегулирован и прокатчики идут на контакт. При этом горожане разделились на два лагеря. Половина искренне презирает самокатчиков и мечтает где-нибудь раздобыть противодронное ружье для испытаний, а другая активно пользуется, причем среди них есть те, кто и не знает о существования правил дорожного движения для этого вида транспорта. Мы решили разобрать, кто владеет читинскими самокатами и сколько они зарабатывают.

Источник:

Прокат самокатов начался с компаний Sun Rent и «Зеленый город». Обоим сервисам работать в Чите непросто — мэрия с ними пыталась бороться, а по итогам проверок оказывалось, что предприниматели закон не нарушают. Тогда мы опробовали каждый из сервисов и рассказали об их плюсах и минусах. Сейчас Sun Rent ушел из Читы, но его место заняли три другие компании. Новый обзор делали уже весной.

Для начала напомним ПДД

Электросамокаты являются средством индивидуальной мобильности, сокращенно СИМ. Несмотря на то, что для управления ими никакие права не нужны, есть свои утвержденные правила дорожного движения, которые обязан соблюдать каждый пользователь. За несоблюдение — штраф. С правилами каждая из компаний знакомит пользователя при регистрации, также у некоторых есть сборник на сайте, кто-то даже видеолекции снимает и дает скидку за правильное прохождение теста с правилами. Кратко напомним их и здесь.

Где можно ездить на электросамокате в зависимости от возраста?

  • детям младше 7 лет можно ездить на СИМ только по тротуарам, пешеходным велодорожкам и, самое главное, в сопровождении взрослых;

  • дети от 7 до 14 лет могут передвигаться на СИМ по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, на обочину им выезжать запрещено, присмотр взрослых не требуется;

  • тем, кому больше 14 лет, разрешено ездить в пешеходной зоне, по тротуарам и пешеходным дорожкам, если масса устройства не превышает 35 кг; если дорожек нет, то на устройствах любой массы можно ездить по обочине либо правому краю проезжей части, если максимальная скорость ограничена 60 км/ч.

Как редактору «Чита.Ру» Андрею Козлову в прошлом году рассказывал начальник отдела ГИБДД по Чите Владимир Кулаковский, где бы не ехал человек на электросамокате, преимущество имеет пешеход, то есть те, кто едет на СИМ, обязаны выполнять определенные требования вплоть до полной остановки, чтобы не создавать помеху пешеходу.

Что нельзя делать на самокате?

  • Ехать вдвоем. Электросамокат может не выдержать нагрузки, а управляться будет сложнее. Это может стать причиной столкновения;

  • ехать пьяным. Это может привести к аварии и в целом запрещено законом. Штраф по по ст. 12.29 КоАП составляет 800 рублей. За любое нарушение ПДД пьяным штраф увеличивается и составляет от 1000 до 1500 рублей;

  • ехать по «зебре». Дорогу нужно переходить только пешком, даже если рядом не видно машин. За это также предусмотрен штраф в 800 рублей.

Также существуют отдельные дорожные знаки, предназначенные для пользователей СИМ, но в Чите их пока нет, также нет и велодорожек.

При этом сервисы аренды имеют свои штрафы за нарушение правил, в том числе за неправильную парковку и повреждение самоката. Суммы штрафов и правила разнятся.

«Зеленый город»

Эта компания стала первой, кто начал сдавать самокаты в Чите, их СИМы можно отличить по яркому зеленому цвету. В выходных данных приложения значится, что авторские права на него принадлежат ИП Акопян. На сайте компании уточняется, что правообладателем марки «Зелёный город» является Акопян Эдвард Серёжаи. По данным сервиса «Контур.Фокус», зарегистрирован он в Чите.

Под маркой «Зеленый город» сдают в прокат не только электросамокаты, но и велосипеды, хотя в Чите такой функции и нет. Работает компания по франшизе — информация о способах ее приобретения находится в отрытом доступе. На своем сайте организация обещает, что за 66 дней ее партнеры смогут полноценно запустить бизнес и получать от 612 тысяч рублей в месяц. При этом данные о выручке индивидуальных предпринимателей в открытых источниках не публикуются.

В описании приложения сказано, что провайдером по нему выступает Виктор Пестерев. В пользовательском соглашении, с которым предлагают ознакомиться пользователям приложения «Зелёный город» в Чите, в реквизитах также значится предприниматель Виктор Юрьевич Пестерев. Он зарегистрирован в Чите и занимается разработкой программного обеспечения. Так, например, в 2017 году он разработал мобильное приложение для Читинской государственной медицинской академии за 50 тысяч рублей.

Всего в Чите две парковки для самокатов «Зелёный город». Одна находится на площади Ленина, вторая на Мемориале.

Всего у компании две парковки для самокатов в Чите
Источник:

Связаться с представителями компании и спросить про инцидент на момент публикации новости не удалось.

«МТС Юрент»

Компания начала работать в Чите с 2023 года, их самокаты окрашены в фиолетовые цвета. Организация зарегистрирована в Москве. На сайте указано, что самокаты сдаются в аренду в более чем 150 городах России, а всего у них больше 80 тысяч самокатов. По данным сервиса «Контур.Фокус», бренд «МТС Юрент» принадлежит обществу с ограниченной ответственности «Шеринговые Технологии», которое работает с 2021 года.

Генеральным директором назначен Иван Олегович Туринге, а учредителем числится «Юрентбайк.Ру», конечными владельцами которого являются Ольга Стефанюк, «МТС» и управляемая государственной Корпорацией развития компания «ВЭБ Венчурс». Ольга Стефанюк была основателем бизнеса. Но в начале 2024 года МТС увеличил свою долю владения до 80%, теперь Стефанюк принадлежит лишь 8,4% от «Юрентбайк.Ру».

Выручка «Шеринговых технологий» на конец 2023 года составила 5,1 миллиарда рублей, а чистый убыток 194,1 миллиона рублей. «Юрентбайк.Ру» за 2023 год заработал 3,3 миллиарда рублей, чистая прибыль превысила 442,3 миллиона рублей. Сколько организация получила за прокат самокатов именно в Чите — неизвестно.

Выручка всей компании МТС за год составила больше 422 миллиардов рублей, а чистая прибыль больше 48 миллиардов.

Всего в Чите больше 40 мест для парковки самокатов «МТС Юрент», самих транспортных средств порядка 80. Ездить можно только по центральным улицам города, Сосновый Бор и район парка МЖК уже не попадают в разрешенную зону. Запрещено ездить по парку Дома офицеров, а на площадях Ленина, Декабристов и Революции скорость движения ограничена до 10 километров в час.

Источник:

Об инциденте 9 мая в пресс-службе компании говорят так:

— Компания «МТС Юрент» не имеет отношения к данному инциденту. Он произошел не с нашим самокатом. В работе во всех городах присутствия мы придерживаемся правил, которые вводят в связи с массовыми мероприятиями. Безопасность наших пользователей и всех участников дорожного движения превыше всего.

Lite

Компания Lite в Чите, можно сказать, только появилась, их самокаты окрашены в синий. В договоре оферты, который можно посмотреть в приложении, указано, что компания работает как общество с ограниченной ответственностью «КИК», генеральным директором назначен Тарасов Руслан Анатольевич.

На сайте указано, что организация работает в 143 городах России, часто по франшизе. Обещают, что сотрудничество окупится за 7 месяцев.

Всего в городе есть восемь мест для парковки самокатов этой фирмы, а всего на карте отображается 11 самокатов, которые можно взять в аренду.

Источник:

Если использовать калькулятор доходности с сайта организации, то можно сделать вывод, что их стоимость составляет 836 тысяч рублей. За сезон оборот должен составить 1,8 миллиона рублей. Представитель читинской франшизы с такого количества самокатов должен получить 912 тысяч рублей.

— В 2022 году наши самокаты появились в 53 новых городах. С каждым партнером мы работаем индивидуально — решаем вопросы с местными властями, помогаем настроить сервис с учетом особенностей региона, при необходимости запускаем кикшеринг в максимально короткие сроки. Каждый новый город мы изучаем на предмет конкуренции и наличия инфраструктуры для микромобильности. Всё это помогает нам организовать эффективную работу в городах с любой численностью населения — от средних (50–100 тысяч человек) до крупнейших (свыше миллиона). На примере наших партнеров мы видим, как кикшеринг расширяет и модернизирует транспортную инфраструктуру, создает новые рабочие места и новые возможности для проведения досуга, — комментирует свой бизнес гендиректор компании Руслан Тарасов на сайте организации.

По данным с сервиса «Контур.Фокус», ООО «КИК» зарегистрировано в Москве, работает с 2018 года. Владеют бизнесом Мария Кожевникова, Алексей Нурдинов, Андрей Куприков и Степан Ремезков. Выручка организации на конец 2023 года составила 101 миллион рублей, чистая прибыль — 61,5 миллиона рублей.

Компания участвовала в госзакупках. В 2023 году государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы арендовала у неё электросамокаты за 1,7 миллиона рублей. Всего было заключено четыре контракта, за которые ООО «КИК» получила более 5,3 миллиона рублей.

Получить комментарий организации о произошедшем в Чите на момент публикации не удалось.

«ВУШ»

Компания начала работать в Чите с 2024 года. Самокаты желтого цвета заполонили сразу все улицы Читы с апреля. «ВУШ», по данным с сайта, работает в 55 городах России и СНГ. В 2023 году у них было порядка 150 тысяч самокатов, а всего за прошлый год на них совершили больше 103,9 миллиона поездок.

Указано, что выручка кикшеринга за год составила 10,7 миллиарда рублей, что на 68% больше результатов предыдущего года, чистая прибыль превысила 1,9 миллиарда. Данные немного отличаются от тех, что указаны на сервисе «Контур.Фокус», там чистая прибыль немного выше — 2,2 миллиарда рублей.

Генеральным директором организации назначен Дмитрий Чуйко, а сама компания в собственности публичного акционерного общества «ВУШ ХОЛДИНГ», в котором Чуйко владеет более чем 42% акций. В интервью блогеру Александру Соколовскому он рассказывал, что до открытия стартапа по прокату самокатов он работал менеджером в S7, в рамках своей работы он в том числе предлагал ввести электронные билеты, что изначально принимали в штыки.

Сколько компания зарабатывает с самокатов в Чите — неизвестно. Парковки компании находятся почти на каждом перекрестке, самих транспортных средств больше сотни. Компания занимает большую часть бизнеса аренды электросамокатов в городе.

Источник:

— Движение электросамокатов в городе 9 мая действительно было ограничено по постановлению властей — до 15.00. В определенных районах города (улица Ленина) оно было перекрыто. Мы этому постановлению следовали. Сам инцидент, по нашей информации, произошел уже после 16:00.

Да, электросамокат принадлежит кикшерингу Whoosh. Все самокаты круглосуточно на связи с системой, мы узнаем всю нужную информацию об инцидентах и по запросу МВД можем ее предоставить. Также в приложении Whoosh можно оформить страховку, а наша служба поддержки всегда на связи.

Мы сотрудничали с компетентными органами. В нашу службу поддержки по поводу этого случая не обращались. Нам очень жаль, что мальчик получил травму.

Оферта нашего сервиса позволяет пользоваться самокатом только с 18 лет. Мы заблокировали аккаунт нарушителя. Мы постоянно совершенствуем технологии: в будущем нарушать станет еще сложнее. Для обеспечения контроля соблюдения правил в будущем мы планируем внедрять новые разработки. Например, авторизация с помощью банковских ID для контроля возраста пользователей самокатов Whoosh, — прокомментировали инцидент в пресс-службе компании.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY9
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
52
ТОП 5
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления