Свято-Успенский мужской монастырь, основанный в 2005 году по благословению епископа Читинского и Краснокаменского Евстафия, находится в районе Молоковки, на территории бывшего пионерского лагеря. Летние домики для детей — теперь кельи, в здании клуба расположился храм, а в столовой — трапезная. Жизнь здесь спокойная, размеренная, с молитвой…
- В каждой епархии есть монастырь, в котором идёт духовная монашеская жизнь. Здесь живёт 15-20 человек. Люди приходят и уходят. Живут те, кто постригся в монахи и желающие потрудиться во славу Божию. Приезжают паломники жить, молиться, трудиться, - рассказывает иеромонах, наместник монастыря отец Софроний (Валов).
За синими воротами от заброшенного пионерского лагеря такие же полуразрушенные строения, которые долгое время были никому не нужны. Возвышающийся купол от небольшой часовенки, монахи в тёмных рясах с бородами и тут же оставленные детьми надписи на дверях и окнах, скамейки с поломанными перилами, указатели на домах с номером корпуса.
Дух пионерского лагеря сохранился только в этих мелких, едва уловимых деталях. Уже семь лет здесь идёт совершенно другая жизнь, с другим распорядком и смыслом. Главное достижение — обустройство молельной комнаты, небольшой часовни.
-Здесь мы читаем молитвы о здравии и о упокоении. Есть у нас небольшая своя иконная мастерская, в ней трудится наш иконописец иеродиакон Алипий. Он служит в монастыре, а в свободное время пишет иконы. Его трудами много что здесь сделано. Украшение икон, иконостас — всё это его работа, — рассказывает отец Софроний.
- Монашеская жизнь — сокрыта от мира. Люди специально уходят в монастырь для борьбы со своими страстями, приобретёнными в жизни, чтобы справиться с ними и в дальнейшем угождать Богу своей жизнью. Неправильно думать, что уход в монастырь - это трагедия. Часто говорят: ушёл и на весь мир обиделся. Это не так. В монастыре живут разные люди. Кто-то себя проверяет, перед тем, как постричься в монахи. Если понимает, что не сможет, — уходит. Это жизненный путь. К нему нужно подходить обдуманно, - говорит отец Софроний.
Порядок дня в монастыре чёткий. Подъём в 6 утра, потом утренние молитвы, совершается молебен. После утренних молитв иногда служат литургию. Завтрак и выход на послушания — труды.
- Кто в огород, кто пасти коров, кто на строительство. У каждого свои послушания. Вся жизнь строится вокруг храма: молитва и труд. По слову Ефрема Сирина, труд и молитва сохраняют чистоту души. Читал воспоминания святейшего патриарха Кирилла, где он пишет о том, что перед тем, как ступить на монашеский путь, ему духовный человек сказал: «Ты никогда сам с собой не справишься, если не будешь себя занимать постом, молитвой и трудом». Труд — обязательное условие духовной жизни», — уточняет наместник монастыря.
Работы здесь, действительно, много. По словам отца Софрония, монастырь является автономным учреждением, поэтому должен сам себя обеспечивать. Здесь ровными рядами стоят грядки, в теплицах спеют помидоры, на зелёной лужайке гогочут гуси, в стайках мычат коровы. А ещё в этом году за территорией монастыря засеяли поля: разнотравье для коров и пшеницу для своего хлеба.
- Попробуем в этом году молоть пшеницу, чтобы свой хлеб был. А так, у нас молочные продукты свои. Стараемся себя сами обеспечить, да и люди добрые помогают, — добавляет отец Софроний.
Если летом много времени уходит на сельскохозяйственные работы, то зимой — на строительные. Уже намечен ремонт в трапезной. Планируем залить пол, покрасить стены. Пищу себе братия готовят сами, а также помогают приезжающие паломники. Перед едой — молитва.
- Сейчас братия строит новый коровник и курятник. Владыка — настоятель монастыря, без его благословения здесь ничего не может делаться, — говорит отец Софроний.
В сами же кельи, которые, конечно, с виду не кажутся такими загадочными — обычные летние домики, заходить нельзя. Отец Софроний говорит, что даже братья по кельям к друг другу заходят очень редко: личное пространство для уединения. В домиках-кельях насельники монастыря молятся и отдыхают.
В монастырь приходят разные люди, но не каждый здесь сможет обрести приют. Прийти может любой, но только после беседы, когда будут ясны намерения человека, решится, может он остаться или нет. Все приходящие должны иметь документы. «Иногда мы отказываем в приеме, когда человек без документов, скрывается от уголовной ответственности или чего-то другого, конечно, таких мы не принимаем», — говорит наместник.
По словам отца Софрония, злостных нарушителей порядка в монастыре нет: «Случается больше по усталости: где-то проспал, где-то не вышел, заболел. А так, чтобы намеренно, такого нет. Все мы люди верующие христиане, у всех есть совесть, все понимают, что обмануть можно кого угодно, а Господа не обманешь. Господь нас видит всех, смотрит на наше сердце, к этому отношение у нас строгое. Все поступают по-христиански, по совести: работают, молятся»…
В ближайшее время монастырь ожидает большое строительство. Сейчас идут проектировочные работы, а после начнётся возведение типового монастыря: с храмовым комплексом, службами, братскими кельями. «Строительство будет долгим: не год и не два. С Божьей помощью справимся...»