Город обзор Ошибки журналистов и проблемы осеменаторов - в обзоре районных СМИ

Ошибки журналистов и проблемы осеменаторов - в обзоре районных СМИ

Газета «Петровская новь» публикует колонку Дмитрия Головина под заголовком «Хочется». Отчасти текст представляет собой «wish-list» автора с чёрной икрой, альпинистским снаряжением и поездкой на море.

Материал Полины Свистун в газете «Советское Забайкалье» посвящен Александре Григорьевой, мастерице по плетению из бересты. Сегодня картины, туески, шторы, сделанные руками Александры, выставляются, покупаются и пользуются совершенно заслуженным спросом. А начиналось всё с… запаха. Запах свежей бересты настолько пленил когда-то девочку, что она не смогла не начать повторять опыты своего отца в плетении туесков.

Из интервью с Александрой Григорьевой можно узнать о том, как заготавливать бересту для декоративных работ, чем отличается зимняя береста от летней и где искать вдохновение для творчества.

Читать о хобби с ярко выраженным русским характером

Берёзовая душаЧем только ни богат наш край: редкими животными и растениями, уникальными природными ландшафтами и полезными ископаемыми... Но больше всего он славен удивительными талантами: учеными, писателями, певцами и музыкантами.

Александра Григорьева – один из таких великолепных самородков, она в совершенстве владеет редкой техникой плетения из бересты. Её картины, туески, шторы и другие шедевры играют всеми оттенками золотистых красок. Казалось бы, это тихое размеренное занятие присуще лишь замкнутым в себе людям, но Александра удивляет своей живой, бьющей фонтаном энергией. И это неудивительно – работая в Доме культуры, девушка не может не излучать позитив и дарить его людям. И, конечно, ей есть о чём с нами поделиться.

– Когда Вы начали увлекаться плетением из бересты?

– Давно, ещё в школе. Это началось как-то спонтанно. Помню, папа делал туески, и мне очень нравился чудный запах бересты. Позже поступила на художественно-графическое отделение педагогического колледжа, где у меня появилась возможность заниматься этим уже серьёзно. Моя дипломная работа была посвящена плетению из бересты. Потом, правда, я забросила это занятие. А когда начала работать в ДК, у меня появилась своя мастерская, где собственноручно сделала ремонт. Здесь любимому занятию я могу уделять много времени.

– Трудно ли подготовить материал для работы?

– Нет, всё делается простым перочинным ножиком. Главное, чтоб его конец был обязательно острым. Береста заготавливается с начала июня до начала августа. Перочинником на коре делается небольшой вертикальный надрез, затем два горизонтальных. После этого бересту можно расслаивать, так как она имеет много слоев. Зимою её необходимо размачивать. Бересте присущи особые свойства, как видно на картинах, зимняя береста более тёмная. Когда я делала дипломную работу в колледже (её приходилось делать зимой), папа привозил чурки из деревни и замачивал в ванной. Для туесков используются цельные чурочки, с которых снимается верхний слой. Для более тонкой работы ленты нарезаются по спирали, прямо со ствола, это требует определённой сноровки. Деревья, конечно, не умирают после снятия бересты и восстанавливаются через 10–15 лет. Более подробно о процессе подготовки материалов я пишу в своей методичке, которая скоро будет опубликована.

– Сложно ли плетение из бересты?

– Плести очень просто, это может каждый человек. На некоторые работы уходят недели, но другие, например розы в вазе, сделаны всего за два дня.

– Передаёте ли Вы свои навыки другим людям?

– Конечно, ведь есть желающие научиться плести из бересты, несмотря на редкость этого вида искусства. Кружка как такового нет, но я провожу индивидуальные занятия с детьми и взрослыми. Также на детских мероприятиях я даю мастер-классы, где они учатся плести сначала из бумаги, а потом претворяют свои задумки уже на бересте.

– Прибыльна ли эта работа?

– Если с умом этим заниматься, то конечно. В больших городах и на Западе работы из бересты ценятся очень высоко. Друзья предлагают переехать мне жить ближе к центру страны, но я пока не готова к этому. Мне жалко продавать сотворённое своими руками, я больше люблю дарить. Ведь делать людям приятное – всегда хорошо, от этого получаешь больше положительных эмоций, и это для меня лучшая награда, чем деньги. Несмотря ни на что, нужно приносить людям добро.

– Что Вас вдохновляет в работе?

– Сам процесс вдохновляет. Когда я задумываю новое, то уже вижу конечный результат, пусть не всегда получается именно то, что я планировала, но в любом случае выходит что-то интересное. Работа с берестой приносит мне успокоение, релаксацию. Даже когда в жизни всё плохо, она помогает мне забыться. Если вокруг много бересты, мне хорошо. Вот дома у меня немного бересты, всю свою работу я выполняю в мастерской, потому что здесь меня окружают люди. Мне приятно, когда они видят то, что получается. Теперь отчётливо понимаю, что это моя жизнь, здесь я нашла себя.

– Вы уже не раз участвовали в выставках, можете нам напомнить, в каких?

– 6 ноября 2011 года участвовала в Фестивале народного творчества, выезжала с выставкой в Балей, совсем недавно прошла выставка декоративно-прикладного искусства, посвящённая Дню города. На ней многие мои работы были распроданы. У меня вообще остаётся очень мало изделий, некоторые вещи я продаю, и очень много, как уже говорила, просто раздариваю. В сентябре планируется выставка на Днях Сретенского района в Чите.

– Ваши работы передают что-то особенное?

– Любая работа отражает душевное состояние, в котором я находилась, когда её создавала: некоторые грустные, некоторые – весёлые. И каждая из них – как запах духов: когда я смотрю на неё, то вспоминаю важные для меня события в жизни.

– Какие у Вас планы на будущее?

– На данный момент хочу поступить в ВУЗ. И, конечно, совершенствоваться в творчестве, переходить на новый уровень. Но пока я останусь здесь, потому что база ДК позволяет заниматься любимым делом без отрыва от работы и интересных людей.

Мастерская Александры отражает её характер: светлая, наполненная искрой жизни. В каждую вещь хозяйка вдохнула частицу жизни: старый шкаф «расцвёл» золотыми цветами, в плетёных вазах источают душистый берестяной аромат нежные розы, хранит тепло рук мастерицы берестяная посуда. Нам лишь остаётся пожелать Александре Григорьевой, чтобы её творчество и дальше расцветало пышными красками такой чистой, родной красоты...

Полина Свистун, Советское Забайкалье, №31

Газета «Петровская новь» публикует колонку Дмитрия Головина под заголовком «Хочется». Отчасти текст представляет собой «wish-list» автора с чёрной икрой, альпинистским снаряжением и поездкой на море. Отчасти это список набивших оскомину и раздражающих проблем в виде разбитых дорог, маленькой зарплаты и хамоватых продавщиц. Но главное, что несёт в себе поток сознания автора – это надежда жителя одного из районов края на то, что когда-нибудь жизнь обязательно наладится и, как поётся в песне группы «Несчастный случай»,

«...всполошится Царь.

И поперхнётся Власть.

И людям просто в дар

Земли и денег даст.

Взойдет Любви заря,

И засмеются все…».

Читать краткий список чаяний жителя Петровск-Забайкальского

Хочется!

Иногда хочется плюнуть на всё, махнуть рукой и в сердцах сказать: «Да пропади всё оно пропадом»! А потом уехать куда-нибудь в глухую тайгу или хотя бы запереться в квартире, задёрнуть шторы, чтобы никого не видеть и не слышать. Хочется... Хочется жить без проблем, своих и чужих. Хочется дышать полной грудью. Иметь хорошую зарплату при хорошей работе и понимающих коллег. Хочется в отпуск ездить на море или хотя бы на Байкал. Хочется, чтобы муж не пил или жена не «пилила». Хочется, чтобы дети выучились и стали людьми. Хорошими людьми. Хочется простого человеческого счастья! Хочется иногда есть черную икру. Ложками. Настоящую, а не искусственную, накаченную солёной водой. Хочется быть первым, а не крайним. Хочется, чтобы на дорогах не было ям, а ровный чистый асфальт. Хочется, чтобы дороги не просто так назывались, а были такими на самом деле. Хочется зимой выйти под тёплый летний дождик без зонта, а приходится в валенках и шубе лавировать по ледяной дорожке, которая раньше называлась тротуаром. Хочется выглядеть, как на фотографии двадцатилетней давности – ровным и симметричным. Хочется сидеть у окошка, смотреть на дымящие трубы мартена и ждать с работы усталого отца. Хочется светлого, солнечного детства. Хочется, чтобы о тебе заботились, любили и желали только счастья, искренне, а не номинально, как на очередном юбилее. Хочется, чтобы друзья не забывали и дарили цветы, и не искусственные после смерти, а настоящие и при жизни. Хочется, чтобы в маршрутном такси всегда были свободные места, а продавцы в магазинах были вежливыми или хотя бы просто обращали на тебя внимание. Хочется, чтобы пьяных не стало. Совсем. Вот так утром проснулся, а их нет, они все в библиотеке. Хочется, засыпая, знать, что, проснувшись, не надо думать, где взять денег на погашение кредита и чем сегодня накормить детей. Хочется каждый год отмечать годовщину свадьбы, а не развода. Хочется иметь не долги, а достойную зарплату, чтобы зайти в магазин и купить себе всё, что пожелаешь. Хочется тратить деньги не на лекарства, а на альпинистское снаряжение и смотреть не в белый больничный потолок, а в карту туристических маршрутов. Хочется просто жить, как человек, и не прогибаться под дарами судьбы. Быть железным снаружи и добрым внутри. Хочется, чтобы люди говорили о тебе только хорошее, а не «мыли кости» при каждом удобном случае. Хочется справедливости для себя и наказания – для обидчиков. Иногда всё ещё хочется, чтобы не было войны, и все были счастливы. Чтобы родители не болели, а родные и близкие всегда были рядом. Чтобы светило солнце, и наше правительство было самым умным на планете. Чтобы Бог слышал наши молитвы и помогал нам. И когда хочется именно этого, значит, всё не зря и, кто знает, может быть, в один волшебный день всё это сбудется!

Дмитрий Головин, Петровская новь, №32

Гораздо обстоятельнее к проблемам провинции подошёл в своей статье «Отчего селу не весело?» А. Истомин. Разбираясь в бедах современной культуры, зачастую уступающей бескультурью, автор касается многих сопутствующих тем. Сама статья начинается со справедливого утверждения о том, что в России сегодня нет никакой идеологии. «Всё ждём, что-то родится новое, очень нужное России. Проблема мне кажется не в отсутствии идеологии. А в том, что и вчерашняя и нынешняя, обновленная власть – производственная вчерашней модели политического устройства. Нам остаётся надеяться и ждать, когда необходимость перемены станет явью». Дальше автор, как человек с полувековым опытом в художественной самодеятельности, рассуждает о том, что за перемены нужны в законах, в организациях и в головах.

Читать размышления о судьбе культуры на селе

Отчего селу не весело?

Великое переселение кадров в России завершилось. Бывшие министры меньше суток оставались безработными: все они обернулись помощниками президента. Итог: новичков прибыло, но и старожилы почти все пристроены.

На закате СССР в исполнительной власти было около 40 различных структур, а сейчас около 80, в 2 раза больше, и мы удивляемся, откуда у нас волокита. Программа развития есть, финансы заложены, осталось добиться, чтобы перезагруженная госмашина ехала, а не буксовала.

Сегодня в России идеологии нет. Все ждем, что-то родится новое, очень нужное России. Проблема мне кажется не в отсутствии идеологии. А в том, что и вчерашняя и нынешняя, обновлённая власть – производственная вчерашней модели политического устройства. Нам остаётся надеяться и ждать, когда необходимость перемены станет явью.

Новый министр культуры В. Медынский 9 июня говорит: «Я как считал, так и считаю, что тело Ленина должно быть предано земле. А мавзолей надо оставить. Возможно, сделать открытый музей советской истории с дорогими билетами». И далее: «Я рассматриваю себя не как начальника культуры, а как его слугу». Действительно, какой начальник культуры?

В стране в этом году на культуру отпущено 94 млрд рублей, а на олимпиаду в Сочи 189 млрд рублей. Так что, ждём культуру?

Район готовится к юбилею, сравнивают, что было и имеем сегодня. Я более 50 лет участник художественной самодеятельности и хочу высказать свое мнение на работу культуры, её материальной базе, кадрах. В той же Буре в начале 60-х клуб находился в небольшом помещении, в центре села даже ограды не было. Но молодёжь шли в клуб, постоянные репетиции, выезды с концертами в соседние села. В выходные дни на грузовой машине. Душой всего этого была заведующая клубом Галина Ивановна Бутенко – обладательница голоса редкого, как она исполняла на «бис» частушки и народные песни.

Культработники вели просветительскую работу: постоянные выезды на чабанские стоянки, везли литературу, газеты, журналы, наглядную агитацию. В Нижнем Калгукане, когда построили Дом культуры, где были помещения для библиотеки, кружковой работы, огромный зрительный зал и сцена, всегда были посетители. Обязанности директора Дома культуры исполнял молодой парень с неполным средним образованием Мурзин Апполоний, но имел организаторские способности. Так культуру выручали учителя, мы вместе с колхозной молодёжью выступали вместе. Слава о нижнекалгуканской самодеятельности гремела и за пределами района, часто выезжали в села Приаргунского, Hep-Заводского районов. И организатором этой работы многие годы была учитель русского языка Копылова Жоржетта Фёдоровна. Она любила сцену, до педучилища училась в театральной студии. Осуществляла не одну театральную постановку. «Свадьба в Малиновке», «Медведь», «Предложения» по пьесам Чехова и другие. Жетта Фёдоровна была и прекрасным дирижёром хора, стояла у истоков народного хора, который был лауреатом областных смотров. В его создании и работу самый большой вклад внесла Чумакова Полина Алексеевна.

Поистине ключом была культурная жизнь в клубе «Горняк» п. Кадая. Много сил в его работу внес Кучерявенко, играющий на нескольких инструментах. Создатель ВИА школьного духовного оркестра. Многим хотелось работать в Кадае, так как специалистам рудник предоставлял благоустроенное жильё, было хорошее снабжение, да и ценили специалистов. Так «переманили» из райцентра супружескую пару Шумаковых, Галину Петровну и Евгения Фёдоровича, действительно талантливых культработников. Шумаков Евгений родился во Владивостоке в интеллигентной семье, получил музыкальное образование. Был не только баянистом, но писал и музыку (например «Голубая Аргунь»). Не было в районе клубов, где было 2 баяниста. А в Кадае было, еще Абрарова Любовь Ивановна и постановщик танцев с образованием Шлыкова Г. Неплохая материальная база, музыкальная школа в отдельном помещении.

Кипела культурная жизнь и в райцентре. Концерты агитбригады тепло принимали в селах, на полевых станах. Заведующий отделом культуры несколько лет в 60-е годы работал Савин Филипп Платонович, обладатель хорошего голоса, постоянный солист в районном хоре.

Кто не знал детского библиотекаря Касьяненко Анну Петровну, уроженку с. Олочи, приехавшую в начале 60-х и так проработавшую в нашем районе всю жизнь. Нашла здесь свою судьбу, работника МВД, вырастили прекрасных сыновей – медика и учителя.

Район жил жизнью страны, переживая подъёмы и спады. Но государство выделяло средства на строительство учреждений соцкультбыта. Хорошие Дома культуры появились в с. Чупрово, Буре.

Сельский клуб, или, как в последние годы их модно именуют, «Дом досуга» как ты живёшь в новой России? Говорят, на любви земля держится. А я считаю, и на культуре. Новый министр культуры В. Медынский говорит: «Культура пронизывает все сферы человеческой жизни,.. какие рубашки носим и как часто меняем носки».

«На эстраде, как в политике, существуют свои Жириновские, Зюгановы, Мироновы и т.д., которые не очень-то заинтересованы в появлении молодой и более талантливой шпаны, что сотрёт их с лица «земли», – пишет музыкальный критик «Аргументы и Факты» В. Полупанов. Он нещадно прошёлся по старпёрам отечественной эстрады, которые оккупировали пьедесталы и всеми способами препятствуют ротации кадров. Нам продолжают внушать, что раньше были запреты. А может и хорошо, попробую убедить.

Прежние запреты порою поднимали уровень в литературе. «Сейчас запретов нет – гласность, а удивить нечем, разве кроме очередного хамства», – говорит писатель Андрей Битов. Система распространения книг разрушена. Когда-то в сельских библиотеках можно было прочесть любой свежий номер журнала. ТВ и Интернет практически отучают от чтения книг. А чтение книг – это же прекраснейшие занятие, наркотик на всю жизнь, если уж «подсел», не остановишься. И искусство, литература, та самая «духовная пища» – они позволяют нам перекинуть мостик в прошлое. Литература – орган сосредоточения языка, а язык — это главное, то есть только у человека. Питается, размножается и помирает он, как животное. Но у животного нет языка.

Меня спрашивают: «Вы чего-то в этой жизни боитесь?» Да – это страх забвения. А вообще все ответы ищите у А. Пушкина. «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? И зачем судьбою тайной ты на казнь обречена?» Как он, такой молодой, это написал? Как он всё понимал, и про нас тоже. Но вернёмся к любимым мероприятиям молодежи – дискотекам. Провести её кажется просто: репетировать не надо, включи себе музыку, все пляшут. Но их проводить становится тоже сложно. Причина банальная: подводит аппаратура китайского производства, те же музыкальные центры. Если дискотека идёт долго, силы её слабеют, за молодыми не угнаться – и скрипит, и «харчит». Просто хорошей техники нет, в Кадае в частности. «Ничего нет, а всё есть!» – вот такой парадокс забайкальской культуры. «Ничего нет» в сёлах: ни зданий достойных, ни оборудования, ни кадров, ни зарплат достойных, ни костюмов...

И «всё есть» – концерты, дискотеки, участие в смотрах. А всё от того, что финансирование культуры идёт по остаточному принципу, а в культуру нужно вкладывать больше денег, в итоге обернётся людскими потерями.

Считаю необходимым ускорить принятие программы по развитию музыкальных культурно-досуговых учреждений и подвести под неё хотя бы минимальную денежную платформу. Выражение «нет денег на культуру» – отнюдь не общая фраза. Сельским Домам культуры можно активнее переходить на коммерческие рельсы и работать не только «за спасибо» но и за деньги, пусть даже небольшие.

Но с другой стороны, не получим ли мы обратный эффект? Население сложно привлечь на платные концерты или дискотеки. К тому вопросу надо подходить обдуманно. Всевозможные кружки по интересам и развивающие занятия в секциях не должны быть платными. А вот на вход на вечернюю дискотеку, если она интересна, несколько рублей у подростка всегда найдётся.

Кто хочет что-то изменить – ищет способы для этого, а кто предпочитает плыть по течению – ищет отговорки. Надо искать способы, и работа очагов культуры принесёт положительный результат.

Каким я вижу работника культуры? Помимо профессионального образования он должен быть радушным во всем, иметь душевную теплоту, готовым всегда помочь, освещать жизнь людей своей доброй улыбкой...

Культура воспитывает человека. Если люди не ходят в шапках и верхней одежде, не курят, не мусорят, не орут при разговорах по телефону и уж тем более не ругаются матом, здороваются с незнакомыми, часто улыбаются, значит, вы работаете не напрасно. У нас сегодня стало принято гордиться нефтью, газом, но при этом мы забываем, что Россию в мире знают прежде всего благодаря ее культуре. Здоровое общество возможно только когда существуют некие нравственные авторитеты. А когда всё сводится к потреблению, когда всё можно продать и купить, общество деградирует. Мы теряем чувство самоуважения, идёт утечка мозгов, вывоз капиталов.

Самоуважение начинается с чувства сопричастности. Это чувство рождается, прежде всего, благодаря культуре. Когда ребёнок растёт на родных мультфильмах, сказках, книгах – в нём кристаллизуется чувство Родины. Не казённый патриотизм, а именно чувство Родины. У нас к культуре не то отношение. Мы забыли кино, когда есть телевидение, которое держит руку на пульсе электората.

Главным культурным событием, когда в районе должно стать празднование юбилея района, ждём встреч с волшебным миром искусства. В селах района много талантливых людей, поработайте с ними, привлекайте к своим мероприятиям, и праздник удастся. Существует притча, где говориться о трёх вещах, на которые можно смотреть долго: как горит огонь, как бежит вода и как работает мастер. «Мастер – золотые руки», так и сегодня говорят о том, кто выделяется своими умениями, результатами своего труда и вызывает заслуженное уважение окружающих. Эти слова применимы к представителям самых разных профессий и, конечно, работникам культуры. Сегодня материальная сторона жизни стала людей главной, но нельзя забывать и о духовной стороне жизни. В культуре наше спасение. Жить по принципам патриотизма и нравственности во все времена удавалось далеко не многим людям.

А.Истомин, Родная земля, №65-66

Статья Аюны Дашидондоковой в №99 «Агинской правды» хорошо подходит для проверки собственной грамотности и наглядного изучения журналистских ошибок. Напряжённо и путанно Аюна рассказывает о том, как одна из сотрудниц одного из банков задумала помочь воспитанникам Орловского детского дома. «Не секрет, что благотворительность для нас пока остаётся новшеством», – утверждает журналистка. Поначалу кажется, что благотворительность и является основной темой материала, но затем автор легко расстаётся с выбранной темой и внезапно переключается на жизнь представителей бурятской диаспоры в Москве. Переходом к этой части служит фраза «также в нескольких словах она рассказала, чем же занимается московская молодёжь в лице бурят».

Читать экспериментальный текст

Думать не только о себе, но и других, – считает Ирина Бымбыгыденова – инициатор благотворительной акции помощи Орловскому детскому дому.Ещё будучи студенткой Финансового университета при Правительстве РФ, Ирина Бымбыгыденова устроилась в инвестиционный банк «Deutsche Bank Ltd». После двух месяцев стажировки её перевели в официальные сотрудники банка. Этот немецкий банк представляет собой такую же крупную сеть, как российский «Сбербанк», обладает большой популярностью в Германии. В Москве он функционирует как инвестиционный банк и занимается ценными бумагами.

Как рассказала Ирина, помощью детским домам, детям, которые болеют, и другой благотворительностью, занимается пиар-отдел банка. У сотрудников возникла идея, чтобы своими силами сделать подарок ко Дню защиты детей.

«Детских домов, с которыми работает наш банк, очень много. Но дело в том, что московские детские дома очень обеспеченные, у них у всех есть ноутбуки, выход в Интернет и т.д. Поэтому очень хотелось помочь тем, кто действительно нуждается в материальной помощи», – говорит Ирина. Потому-то она и предложила коллегам Орловский детский дом. Её коллеги восприняли мысль положительно, с ней они обратились в пиар-отдел, который, в свою очередь, тоже поддержал их. Вначале хотели собрать денежную сумму, но, так как это был первый масштабный проект в Забайкальском крае, решили собрать игрушки, качественные вещи...

Ранее банк помогал московскому детскому дому, также детскому дому в Митино. Вообще «Deutsche Bank Ltd» активно занимается благотворительностью, но это первый проект с помощью юным орловчанам.

Первая посылка в Орловский была отправлена весной. Там было очень много вещей, которые понадобились детям: развивающие игрушки, книги, велосипеды. «Всё это время мы держали связь с директором детского дома, спрашивали, что требуется. В этом деле я была задействована не одна, в Чите груз встречали друзья, совершенно бескорыстно, друзья родителей помогали очень активно. Это Аюр Максаров, очень ответственный человек, на которого можно положиться, Баир Цымжитович Дамбаринчинов из финансового отдела районной администрации, который выступил официальным представителем и отвёз подарки. И, конечно, мои родители, Надежда Цыренжаповна и Андрей Мункуевич Бымбыгыденовы, которые поддерживают меня во всём», – продолжает инициатор благотворительности.

Также при получении посылки выяснилось, что среди материальной помощи оказалась одежда очень маленьких размеров, она была отдана от имени банка в Могойтуйский реабилитационный центр.

Банку понравилась акция, и его сотрудники решили проводить подобные мероприятия чаще. И даже после объявленных двух недель, во время которых собиралась материальная помощь, люди всё еще несли вещи, книги. И банк отправил подарки уже во второй раз.

На сегодня самый крупный отдел банка – трейдинг – собирает достаточно крупную сумму денег для закупки спортивного инвентаря для Орловского детского дома. Ведь, как известно, строится спортивный зал для ребят.

Не секрет, что благотворительность для нас пока остается новшеством. В Европе, на Западе это уже давно в порядке вещей, когда люди отчисляют до тридцати процентов заработной платы больным детям и другим нуждающимся. «В Москве эта деятельность тоже развивается, но пока очень медленно. Но, тем не менее, столичные детские дома ни в чём не нуждаются, по сравнению с периферией», – отмечает деятельная агинчанка.

В пиар-отделе «Deutsche Bank Ltd» лежат благодарственные письма от Орловского детского дома и Могойтуйского реабилитационного центра.

Банк особо не принимает молодых специалистов без опыта, он делает ставку на сотрудников со стажем работы, но Ирине Бымбыгыденовой посчастливилось быть принятой туда и реализовать этот добрый проект.

Также в нескольких словах она рассказала, чем же занимается московская молодёжь в лице бурят. Нет такого чёткого разделения только на бурятские лица, существует одна большая азиатская организация, куда входят и буряты, и казахи, и тувинцы, и другие. Живущие в Москве, вдали от родных, исторической родины буряты очень тесно поддерживают связь между собой, стараются общаться, видеться почаще, несмотря на быстрый городской ритм жизни. Самым любимым считается праздник Сагаалган, который собирает всех вместе в тёплой обстановке. Проводятся молодёжные бурятские землячества в ночных клубах, конкурсы красоты, летние бурятские игры, которые пользуются большой популярностью, каждую пятницу проходят интеллектуальные игры наподобие телевизионной «Что? Где? Когда?» и многое другое.

Ирина – выпускница Агинской окружной гимназии, сейчас студентка пятого курса факультета финансового менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ. Любит путешествовать, так как странствия по миру расширяют кругозор. Три лета подряд она ездила по программе «Work and travel» в Америку. Владеет английским и испанским языками (именно их знание, по ее мнению, помогло ей устроиться на работу в престижный банк). Активно занимается спортом, помимо учёбы работает, теперь ещё добавилась и миссия благотворительности. По её словам, Москва – город больших возможностей: если захотеть, то можно всего добиться. Ирина собирается остаться в столице, потому как там созданы все условия для самореализации и оказания помощи родителям.

Аюна Дашидондокова, Агинская правда, №99

Та же «Агинская правда» предстаёт совершенно в другом свете при прочтении интервью с бурятским писателем Алексеем Гатаповым. Человек, написавший роман о Чингисхане, делится мыслями о том, какое место занимает личность полководца в этническом сознании бурятского народа. «Для бурят, у большинства которых историческая память, к сожалению, очень слаба, Чингисхан – луч света во тьме истории. Для основной массы бурят XIII век почти единственный более или менее известный период из длительного исторического пути их предков. Поэтому образ Чингисхана для современных бурят – это центр исторической памяти». Алексей Гатапов однажды решил, что многое из написанного о Чингисхане и его войске совершенно не похоже на правду. «Я видел то европейских рыцарей, то американских ковбоев, то каких-то неопределённого вида кочевников, но только не монголов». И он сам написал книгу, которой сегодня зачитываются тысячи людей, среди которых не только буряты.

Читать интервью с Алексеем Гатаповым

Ещё раз о ТемуджинеНа книжном рынке появилась альтернатива известным книгам о Чингисхане. По крайней мере, современной книжной версией о великом монгольском полководце зачитываются в Бурятии и округе. Известный бурятский писатель Алексей Гатапов дал эксклюзивное интервью.– Алексей Сергеевич, что значит для вас образ юного Темуджина? И что означает образ Чингисхана вообще для всех бурят?

– Для бурят, у большинства которых историческая память, к сожалению, очень слаба, Чингисхан – луч света во тьме истории. Для основной массы бурят XIII век почти единственный более или менее известный период из длительного исторического пути их предков. Люди почти ничего не знают о том, что было в более поздних или в более ранних веках. Ну, может быть, кое-что слышали о хуннах... Поэтому образ Чингисхана для современных бурят – это центр исторической памяти.

В то же время Чингисхан для нас как бы национальное лицо и идентификационный знак. Когда я говорю, что я бурят, даже в Москве, не то что за границей, спрашивают: а кто это, буряты? Когда я поясняю, что буряты – это российские потомки Чингисхана (конечно, не в генетическом смысле), тогда всем становится понятно и все вопросы исчезают.

А что касается литературного образа юного Тэмуджина... Тут я показал реального человека, а не сказочно-исторический персонаж, но необыкновенного по уму и силе духа, выдающегося человека, которому выпала труднейшая судьба, но он вынес всё, преломил все тяжелейшие обстоятельства жизни, с самого раннего детства вставшие на его пути, и вопреки всему вышел победителем.

– Говорят, что личность хана настолько загадочна, что люди не могут описать его внешность. У вас Темуджин какой и почему?

– Конечно, загадочна личность человека, который, не будучи даже грамотен, не имея поначалу никаких знаний о большом мире, о цивилизации, вдруг поднял свое маленькое, отдалённое от мировых центров племя, яростно вмешался в ход истории и повернул всё на иной лад, совершил такие деяния, последствия которых имели определяющее значение для всего человечества. Например, если бы не империя Чингисхана, то не было бы Великой России – монголы XIII века остановили новую мусульманскую экспансию в лице сильнейших египетских мамелюков, не было бы испанской Реконкисты – мусульмане захватили бы Европу, монголы XIII века объединили два Китая – Северный и Южный, а главное, дали человечеству первый урок религиозной и межнациональной терпимости. И все эти грандиозные мировые процессы начали не католические папы, не мусульманские халифы, не китайские императоры, а никому не известный вождь племени с берегов Онона, и добился таких результатов по объединению человечества, каких ни до, ни после никто еще не добивался.

Конечно, такая историческая личность не может не быть загадочной. Вот я и пытаюсь в своих романах дать объяснение его личности и его делам.

Но у меня Тэмуджин не загадочный, а, как я уже сказал, совершенно реальный человек, он движим вполне человеческими, понятными мотивами, но он человек незаурядного ума и силы, а ещё он благороден, его не купишь жирным куском. Конечно, по понятиям нашего времени он был жесток, он убивает своего брата Бэктэра, но ведь то был «жестокий век», как гениально верно дал название своему роману наш известный писатель Исай Калашников.

– В Агинском общественная организация «Алтан Жаса» выступила с идеей строительства памятника Чингисхану на его предполагаемой родине возле села Кункур, на Ононе. Что вы думаете по этому поводу?

– Я думаю, что если будет памятник, от этого будет только хорошо. На самом деле никто точно не знает, где именно родился Чингисхан: на территории Монголии, например, в Дадал сомоне или на территории этнической Бурятии... Но сейчас ведь речь идёт о памятнике Чингисхану – ставить его или не ставить. Если даже и не родился именно в этом месте Чингисхан, то он жил в этих степях – по Онону, здесь он начинал свои грандиозные деяния, которые охватят потом огромные пространства от островов Явы и Суматры в Тихом океане до Балтики и Средиземноморья – и это важно! Вон даже в Англии поставлен памятник Чингисхану, сделанный нашим земляком Даши Намдаковым. А почему в Аге нельзя? Это ведь и реклама краю, и возможность привлечь туристов. Но, кроме того, это и историческая политика. Скоро китайцы будут ставить у себя памятники и рассказывать всему миру, что Чингисхан родился в какой-нибудь китайской провинции, в семье этнического ханьца. Они уже и тридцатисерийный фильм смастерили и прокатывают его по всему миру, а там имена все китайские.

– «Темуджин» стал бестселлером на книжном рынке Бурятии, как вы думаете, почему? И как вы создали ту историческую эпоху, где собирали материалы? Как к вам пришла мысль о написании книги?

– Бестселлер – это когда миллионные тиражи... Но всё-таки чувствую интерес к моему роману, продажи для нашей республики со всего лишь миллионным населением, я считаю, неплохие. Особенно радует, что читают молодые люди, пишут, звонят, спрашивают... Приходят заказы из других регионов, из Москвы, Смоленска, Рязани – от­правляю по почте.

А о том, чтобы написать книгу о Чингисхане, я задумывал давно, еще в начале своего писательского пути. Читал романы о нем и в каждом находил какие-то несообразности – у Яна, у Памелы Сержент, у Давида Курта, у Чингиза Айтматова, у других (вообще их не так уж много)... В них я видел то европейских рыцарей, то американских ковбоев, то каких-то неопределенного вида кочевников, но только не монголов. И много художественной неправды. Например, на первой же странице «Жестокого века» такая несуразность: Оэлун села и заплакала. Отчего? Оказывается, муж приказал приготовить ужин. Но разве это не нормально у монголов, как же от этого может заплакать монгольская женщина? Это обычное дело даже у современных бурят! Где такая Оэлун воспитывалась, в пансионе благородных девиц, что ли? И так далее...

Материалы специально для сюжета и фабулы романа никогда не собирал, это не нужно тому, кто имеет историческое образование и вырос в бурятском селе: на диких конях, на пастьбе скота и на охоте с ружьём в руках, кто дышал дымом аргала и кого кусали комары.

Хотя, конечно, источники есть, и как историк я с ними по профессиональному долгу знаком: «Джами-аттаварих» Рашида-ад-дина, «Нюу-са тобши» («Сокровенное сказание монголов») неизвестного автора, возможно Хиги Хутагу (Шэхэ-Ха-туу). Читал, конечно, и современные исследования: Гумилева, Владимирцова, Вернадского, Хара-Давана, европейских историков...

Надо сказать, роман написан не одним днем, писал я его девять лет – одновременно с другими моими произведениями, с работой в журнале «Байкал». И результат, вроде бы, есть: в Улан-Удэ вышло уже второе издание и на днях ожидается третье – в Москве, в издательстве «Художественная литература».

– Вокруг фильма «Первый нукер Чингисхана», снятого на бурятской киностудии нашим земляком Саяном Жамбаловым, возникала шумиха – на студию в суд подала вдова Калашникова за нарушение авторских прав, и студия перестала, насколько мне известно, существовать? Что вы думаете по этому поводу?

– Я, например, автор одноименного рассказа, по мотивам которого сделан фильм, но ко мне никто из этой киностудии не обращался. Таким же образом авторы фильма использовали, видимо, некоторые моменты из «Жестокого века» Калашникова. А что была шумиха, что в суд подавали, это, конечно, нехорошо – первый бурятский фильм в новое постсоветское время и прошёл с таким скандалом. Зачем им было нарушать авторское право? В это время я занимался возрождением закрытого за несколько лет до этого литературного журнала «Байкал», и подробности меня не интересовали. Хотя один раз меня вызвали в суд, я ответил на конкретные вопросы и тут же ушёл.

– Расскажите, кто ваши авторитеты в писательском мире? Какие впереди планы у автора «Тэмуджина»?

– Из современников уважаю Евгения Попова, Михаила Веллера... Из классиков перечитываю Льва Толстого, Достоевского, Шолохова, Айтматова, Ремарка, Хемингуэя, Астафьева... Планов тоже много, а сейчас работаю над продолжением романа о Тэмуджине. Но работа идёт не так легко – много отвлекающих от творчества дел, бытовых проблем, семья, дети. Мечтаю построить загородный дом или жить где-нибудь в безлюдном месте, далеко от суеты, чтобы с головой уйти в творчество. Очень трудно одновременно жить в этом шумном мире и ментально уходить в далекое прошлое, нужна возможность сосредоточиться, перейти в творческий транс. А ещё ищу возможность пе­ревести свой роман на монгольский язык. Следующая Алтаргана будет в Монголии, в сомоне Дадал Хэнтэйского аймака – хотелось бы поехать туда с романом на монгольском языке. Но нужны спонсоры: на оплату художественного перевода, на само издание...

– Где можно купить вашу книгу и вообще получить более широкую информацию о вашем творчестве?

– Информацию обо мне и о том, что я написал, можно получить на моем сайте, на который можно зайти с любого поисковика, набрав простое словосочетание: «Сайт Алек­сея Гатапова». Купить книги можно во всех основных книжных магазинах Улан-Удэ или через сайт.

Краткая справка:

Гатапов Алексей Сергеевич родился в 1965 году в селе Улюн Баргузинского района Бурятии. Окончил исторический факультет БГПИ, Высшие литературные курсы при Литинституте им. М.Горького. Автор пяти книг. Член Союза писателей России, лауреат премии Всемирного форума Поэзии 2002 года, литературной премии им. Исая Калашникова 2004 и 2011 гг.
С. Дашижапова, Агинская правда, №97

Корреспондент «Улётовских вестей» Елена Васильева рассказывает о редкой профессии техников-осеменаторов. Стоит ли удивляться тому, что статья начинается со слов «зарплата у техников-осеменаторов мизерная, проблем много». Поделиться своими проблемами и опытом техники могли на ежегодном конкурсе специалистов по искусственному осеменению. Этот конкурс и стал поводом для написания статьи «Их работа незаметна, но нужна».

Читать о том, как проходил конкурс, кто оказался лучшим, и что же за проблемы терзают техников-осеменаторов.

Их работа незаметна, но нужнаЕсть на селе люди незаметной, но такой нужной специальности – техники-операторы по искусственному осеменению животных. Пусть порой и не ценят значимость их труда, но именно благодаря этим специалистам сохраняется и улучшается генофонд крупного рогатого скота, и в забайкальских сёлах множится поголовье КРС чистопородных канадских, немецких и прочих именитых кровей с соответствующим породам качеству.

Зарплата у техников-осеменаторов мизерная, проблем много. С коллегами встречаться в большинстве случаев приходится один раз в год, на районных конкурсах. Такой конкурс состоялся и в этом году. Эта добрая традиция сохраняется уже давно, и осеменаторы стараются обязательно сюда приезжать, потому что другого повода хотя бы иногда встречаться, обмениваться опытом работы, выявлять лучших, у них просто нет.

Хотя и не все стремятся к общению. Главный зоотехник по племенной работе Забайкальского центра племенного животноводства Н.М. Скурихина отметила, что всё-таки не все техники-операторы по искусственному осеменению по разным причинам приезжают на конкурс. Почти каждый год игнорируют его специалисты из Арты, Дровяной, в этом году не приехала оператор из Аблатуйского Бора. Хотя и они многое могли бы почерпнуть в ходе этого профессионального соревнования. Однако повысить мастерство, получить новые знания в этом году можно будет ещё в сентябре, в это время в Улётах планируется провести учёбу техников-осеменаторов района по новому методу осеменения. Приедут специалисты из Читы, учёба обещает быть интересной.

Одной из причин, по которой не все операторы из сел смогли приехать на конкурс, было названо полное равнодушие к их работе, проблемам руководителей местных администраций. Кто, как не хозяин села, должен заботиться о людях, которые живут и работают в его населенном пункте?

Ведь конкурс – это не просто соревнование, это еще и учёба. Есть примеры, когда глава поселения напрямую игнорирует просьбы техника-осеменатора, не вникает в проблемы. Доходит даже до того, что когда требуется доехать до Улёт, глава едет на своей машине, а технику-оператору приходится добираться разными путями самостоятельно.

Конкурс в этом году проходил по традиционной схеме, в здании отдела сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района. Была когда-то задумка каждый год проводить состязание в разных сёлах по очереди, с обязательной практической частью, но из-за отсутствия финансов приходится идти по наименее затратному пути. Конкурс оценивался по теоретическим знаниям. Конкурсантки тянули билеты и отвечали на три вопроса по специальности. Однако немалую роль играли и показатели работы за год.

Все присутствующие на конкурсе операторы показали хорошие теоретические знания. В основном все они – специалисты с большим стажем работы. Некоторые начинали работать осеменаторами или зоотехниками ещё в бытность колхозов, поэтому в их знаниях сомневаться не приходится.

Искусственное осеменение КРС все активнее завоевывает сторонников среди частников-владельцев крупного рогатого скота. По итогам первого полугодия 2012 года ситуация по району складывается такая. Пятая часть от дойного стада – 712 коров – была осеменена искусственным путем. За это же время получено 722 телёнка от искусственного осеменения. Наибольшее количество телят за это время было получено в Доронинском – 146, в Николаевском – 143, в Танге – 105 телят. Наиболее часто владельцы скота просят осеменять коров семенем породы забайкальских симменталов мясо-молочного направления. Также не в диковинку стали телята, рождённые от галловеев – породы мясного направления.

Большая заслуга в этом операторов. И не случайно в этот день об их работе и знаниях говорили добрые слова члены конкурсного жюри. Лучших выявить было трудно, но выбор был сделан.

Первое место заняла оператор по искусственному осеменению животных из Татаурово Галина Феофановна Николаева. Несмотря на молодость, это отличный специалист. За её плечами учёба, солидный стаж работы, неоднократное участие в краевых конкурсах.

Второе место жюри присудило Надежде Петровне Маковой из Николаевского, третье – Ларисе Викторовне Коноваловой из Доронинского. В отрасли они также не новички. По итогам прошлого года имеют отличный выход телят от осемененных коров. Победитель, призёры были награждены Почетными грамотами отдела сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального района, памятными подарками. Небольшие подарки на память получили и все участники конкурса.

Победителям в конкурсе было также предоставлено право отстаивать честь района на краевом конкурсе операторов по искусственному осеменению животных.

25-й юбилейный краевой конкурс операторов искусственного осеменения скота проходил на базе Забайкальского центра племенного животноводства в поселке Кутузовка. В состязании участвовало 18 специалистов из 16 районов края. В прошлом году главный приз конкурса – холодильник – уехал в наш район, победителем краевого конкурса профессионального мастерства стала Надежда Петровна Макова.

В этом году нашим участницам повезло меньше. Победителем краевого конкурса операторов искусственного осеменения скота стала Надежда Владимирова – техник-осеменатор из Нерчинского района. Год на год не приходится, но тем и интереснее соревнования, что есть возможность проверить свои профессиональные знания и навыки на конкурсе, пообщаться с коллегами, поучиться у специалистов чему-то новому.

На краевом конкурсе наша Галина Николаева заняла в этом году третье месте, Надежда Макова – четвёртое. К тому же все конкурсанты получили удостоверения о повышении квалификации, набрались новых впечатлений, опыта.

Елена Васильева, Улётовские вести, №63

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления