Город Город изнутри «Город изнутри»: Ипподром

«Город изнутри»: Ипподром

- Нет, вкусненькое носить не надо. Ведь если начинать любить - то уже навсегда. А навсегда - у меня просто времени нет. Да ещё их когда балуют чем-то, они начинают воспринимать подарки как должное.

Мне не хочется ударяться в лирику, потому что история работы государственной конюшни имени Хосаена Хакимова — это, прежде всего, история колоссального труда влюблённых в лошадей и дело людей. Но не заметить, как по-морскому звучали крики даурских галок, кочующих на юг, нельзя. Они собираются здесь, на перевалочном пункте дважды в год. Пролетают здесь и лебеди. Когда-то, рассказывает наш проводник, у Биофабрики существовало небольшое озеро. Так они и летают по генетической памяти.

1 из 4

Здесь удивительное небо — широкое и высокое, удивительные люди — трудолюбивые и добрые, и, конечно, лошади — грациозные и стремительные. Всё это слилось в идею дауншифтинга, желание променять офис и монитор на вилы и упряжь.

В этом году государственной конюшне исполнилось сто лет. 20 лет на ней уже работает ведущий зоотехник Татьяна Юрьевна Панкова. Она стала нашим экскурсоводом по большому хозяйству конюшни. Всего — около 70 гектаров земли. Говорят, по стандартам на одну лошадь положено 3 гектара. Учитывая 86 голов госконюшни, 70 — это очень мало. Но масштабы всё равно впечатляют.

В этом году поправили дорожку, отсыпали бровку, отремонтировали фасад: меняют глухие окна из цветных стёкол на пластиковые — теперь помещение станет возможным проветривать.

- Проект конюшни нашей — он южный, алма-атинский. Видите, какие высокие потолки. Обогреть такое помещение очень тяжело, хотя вот оно у нас стоит, отопление, регистры стоят. Сейчас строители обещают сделать вентиляцию. Вот здесь у нас сверху всё промерзало, а сейчас усилили кладку. Менять будем и котёл, этот старый уже прогорел, - рассказывает Татьяна Юрьевна.

1 из 5

Одно отделение конюшни пока простаивает. Здесь светлее и холоднее, чем в других помещениях - не построены денники. Пока здесь складируются качалки для бегов, сделан манеж.

- Надо бы довести до ума, но пока средств нет. В этом отделении по-хорошему можно разместить 25 голов. Сейчас — 86 денников, хотя по плану конюшня рассчитана на 100. Да и для ипподрома 100 голов — это минимум. 100 голов спортивных лошадей, а ведь мы содержим, выращиваем ещё лошадей госконюшни: и молоднячок , и жеребцов, и конематочек. Поголовье большое, стараемся его содержать, чтобы комфортно было. Но помещений не хватает, ветлазарета нет, да и хранилище под сено стоит у нас очень старенькое.

1 из 2

О сеновале на конюшне мечтают давно. Но подрядчики, заключившие договор на его строительство, в этом году своих обязательств не выполнили, проще говоря - не построили. А сено уже завезли. Земли госконюшни, на которых идёт сенокос, находятся в Нерчинском и Сретенском районах. Там они, не в пример мерзлотным землям Читинского района, чернозёмные. Трава растёт сочная и вкусная. Здесь же, на конюшне, сеют овёс на «зелёнку», которая и вправду остаётся зелёной даже под снегом.

- В той дальней леваде раньше была высеяна многолетняя трава, но пастбище уже подвыбилось: поголовье достаточно большое, кобылы у нас с жеребятами там пасутся, на другой стороне ходят жеребцы. Вот паддоки - специально огороженные места для седловки или запрягания лошадей и выводки их перед стартом. В них сейчас гуляют лошади: размяться, повеселиться. В деннике они всё же застаиваются, страдают конечности, в первую очередь, а для спортивных лошадей движение — это лучшее лекарство.

1 из 2

В штате госконюшни - тренер-наездник, тренер по конному спорту и инструктор для занятий с детьми, тренер-жокей. Конюхи - на каждого по отделению. Всего около 30 человек. Немыслимо мало для предприятия такого размаха. Но текучка большая, работа большая, а зарплата невысокая. Трудятся те, кому не всё равно. Как вот Татьяне Юрьевне. Переслушивая её речь на диктофоне, снова получаю колоссальное удовольствие. Вот мы остановились у молоденького рысака, которая приветственно бьёт копытом землю. Важничает, показательно бежит по паддоку, выпрашивает угощения, а Татьяна Юрьевна с ней разговаривает - с такой нежностью, любовью, уважением, какое редко встретишь. По отношению к животным - особенно.

1 из 4

- Нет, вкусненькое носить не надо. Ведь если начинать любить - то уже навсегда. А навсегда - у меня просто времени нет. Да ещё их когда балуют чем-то, они начинают воспринимать подарки как должное. А если потом пустой карман, то надо тебя проучить - кусаются, вредничают. Всё-таки их лучше поощрять. Но тут она и правда выпендривается. Девочка моя хорошая, умница, красавица.

1 из 2

У лошадей, что находятся в тренинге, то есть проходят испытания на ипподром, особый режим дня. Они лишены вольного табунного общения. Свободно по леваде гуляют кобылы-матки - в маточный состав отбираются только лучшие кобылки. К выведению породы здесь относятся особенно бережливо - купить где-то на западном конном заводе породистую лошадь стоит немыслимых денег. Тысяч 300 рублей стоит купить коня-производителя в России. Именно поэтому на госконюшню со всех районов края приходят заявки на коней-производителей. В настоящее время на случных пунктах по краю работают около сотни жеребцов - всего 12 пород.

Распорядок дня на конюшне начинается в 8 утра с раздачей сена.

1 из 5

Поение, раздача овса, после того как покушали, кого-то ведут в леваду, кого-то в паддок, кто-то остаётся в деннике. Потом чистят денники, меняют подстилку - стелят чистые опилки, навоз вычищают в навозохранилище. Весной его забирают дачники. Пока убираются, наступает время тренинга, обед начинается в половине первого. Те лошади, которые гуляли в левадах, обеденную кормёжку пропускают - они и на воле достаточно хорошо кушают.

1 из 7

Мы гуляем вдоль денников. Встречаем Нарзана. У него около стены висит автомобильная шина. Оказывается - его игрушка. Для нас специально сдвигают колесо в центр, а молодой трёхгодовалый рысак начинает играться: лягает его задними копытами, грызёт, кусает, встаёт на дыбы. Татьяна Юрьевна рассказывает, что есть кони-хулиганы. У таких над денниками есть надстройки в виде крыши, чтобы они не кусали соседей. «С такими наростами» у нас живут «бандюки», - рассказывает она. Бывают такое. Надстройки на денничках — стоят хулиганы, встают на дыбы, и пытаются соседа своего укусить. Среди коней есть и особенные «выбражули». Один демонстративно высовывает язык.

1 из 3

На конюшне занимаются с детьми с 12 лет. Здесь также проходят занятия по иппотерапии с ребятишками с ограниченными по состоянию здоровья возможностями. В настоящее время в районах края идёт конкурс ученических бригад, в котором школьники соревнуются в запряжке, седловке, уходу за лошадьми.

В сезон скачек и бегов к нам приезжает немыслимое количество народу. Проблема с их расселением была решена ещё начальником Забайкальской железной дороги Николаем Воробьёвым. Ипподрому были подарены списанные вагоны - плацкартный и купейный. Теперь они служат общежитием. Общежитие для персонала находится в административном здании конюшни. Многие из работников приехали из районов.

1 из 3

- Наши гости всегда искренне удивляются - так у вас и ипподром есть! Так у вас и конюшня есть! Оно понятно. Вот по нашему региону государственные ипподромы передали ОАО «Российские ипподромы». Иркутский, Улан-Удэнский, Благовещенский - в стадии реорганизации. А мы — в 2003 году перешли на местный бюджет, и я считаю, что спаслись. А будь мы ФГУ, возможно, повесили бы замок уже на ворота. Вот всюду коневодство, конный спорт, скачки, бега ассоциируется с благосостоянием. Этим занимается элита общества, этим заниматься престижно. Английская королева открывает сезон скачек приёмом. Мы пока к этому не готовы. Мы просто любим лошадей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления