Представители Забайкальского краевого отделения общественной организации всероссийского общества автомобилистов поддерживают инициативу об увеличении штрафов для пьяных водителей, но повышение этих до средней стоимости автомобиля считают достаточно радикальной мерой.
С общественниками нельзя не согласиться. Наказание – весьма действенный способ пропаганды трезвого поведения за рулём. Впрочем, от настоящей профилактики бардака, который творится у нас на дорогах, он далёк примерно так же, как реформа милиции от заявленных в ней целей.
«Российская газета» сообщает, что инициатива о введении штрафов, сопоставимых со средней ценой автомобиля, обсуждалась на совещании при премьер-министре Дмитрии Медведеве. Понятно, что совещание проводилось по факту ряда, как их называют, громких аварий с трагическими исходами и общей статистики со смертностью на дорогах, про которую вспоминают всякий раз, как очередной пьяный водитель врежется в остановку общественного транспорта.
Некие эксперты пытались сопоставить среднюю стоимость автомобиля в разных регионах, догадавшись, что в разных точках страны эта сумма отличается. Никто, правда, не вспомнил, что внутри регионов точно так же отличается уровень доходов граждан. Если для кого-то средняя стоимость автомобиля в 500 тысяч рублей – это месячный заработок, то кому-то за те же самые 500 тысяч рублей нужно работать целый год без отпусков и обновления гардероба.
Также эксперты предложили ряд других наказаний, среди которых – по крайней мере в публикации «Российской газеты» - найти какого-то внятного конструктива, касающегося настоящих причин проблем с травматизмом и смертностью на дорогах, не удалось.
Вот, что говорит глава правительства, напоминая о том, что в 2006 году начала работать федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения». По информации «Российской газеты», поначалу в год число аварий стабильно сокращалось примерно на 7%, но в последнее время стало всё больше ДТП со смертельным исходом и гибелью пешеходов. «И причиной этого оказываются зачастую не условия дорожного движения, организация дорожного движения, не претензии в адрес, допустим, наших дорожных служб или органов ГИБДД, а пьянство, - цитирует издание главу правительства. - И здесь уже невозможно просто пальцем показать в сторону государства и сказать, что во всём виноваты те или иные государственные структуры. Это человеческая проблема».
Государственные структуры, конечно, ни при чём – просто люди не те в стране попались. Как всегда: управление на высоте, но проблема с населением.
Следом за своим начальником тему пьянства и других нарушений за рулём поднял глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, устами которого в нашей стране чаще всего глаголет государственное безумие. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявил о том, что любителям кефира необходимо выбирать между любимым напитком и желанием порулить автомобилем. Так на слушаниях в Общественной палате Онищенко, видимо, обозначил безысходность инициатив некоторых руководителей государства. На совещании присутствовал и лидер движения «Синие ведерки» Пётр Шкуматов. Казалось бы, где Роспотребнадзор и где «Синие ведёрки», но на фоне высказываний Онищенко Шкуматов кажется профессором МГУ, который соревнуется в красноречии по вопросу ламаизма с профессиональным грузчиком.
Шкуматов говорит о том, что содержание алкоголя в крови водителя на уровне 0,3 промилле никак не влияет на аварийность вождения. При превышении уровня в 0,5 промилле риск попадания в аварию повышается незначительно. При этом разговор по телефону во время управления машиной по риску ДТП соответствует состоянию опьянения с 0,8 промилле алкоголя в крови. Иначе говоря, кефир пить можно, а вот говорить по телефону – не стоит.
Но телефоны и сигареты за рулём никто не обсуждает столь яростно, как кефир. Хотя ради того же здравого смысла стоит вспомнить, что в аварии попадают не только пьяные и не только из-за алкоголя.
Шкуматов уверен, что ужесточение ответственности даст новый толчок коррупции. Он считает, что для случаев с уровнем алкоголя от 0,3 до 0,5 промилле нужен «какой-нибудь разумный штраф», при превышении уровня алкоголя выше 0,5 промилле нарушителя нужно лишать прав на полгода, а 0,8 промилле – «наказывать крайне жестоко».
Все эти рассуждения крайне интересны, но на федеральном уровне почему-то до сих пор не слышно рассуждений на тему того, кто будет ловить пьяных водителей, кто отвезёт их в наркологический диспансер, кто оборудует все диспансеры необходимым оборудованием и обеспечит специалистами.
Проблема кефира очень актуальна. Сумма штрафа за пьянство за рулём очень важна. Но когда уже кто-то напомнит премьер-министру или президенту о том, что для решения проблем на дорогах нужно первым делом отыграть назад реформу милиции хотя бы в части сокращения личного состава. Ладно, название – столько денег уже потратили на замену табличек. Зарплату повысили людям – отлично. Но работать-то некому. Повысите вы штрафы до средней стоимости автомобиля, введёте статью в Уголовный кодекс, а кто пьяных будет ловить?
Для демонстрации глубины проблемы нужно накачать эликсиром правды капитана ГИБДД из, например, Чернышевского или Могочинского района, и отправить его на заседание правительственной комиссии вместо Шкуматова и Онищенко. Безумие и исследования – отличное сочетание, но капитан из глубинки наверняка поведает государственным деятелям много такого, чего бюрократическая машина никогда не пропустит даже на уровень региональных совещаний.
Например, о недостатке людей. О разваливающейся мебели в кабинетах. О том, что в некоторых населённых пунктах пьяного нельзя признать пьяным - потому что некому, а часто и негде проводить необходимые исследования. Много нового этот эфемерный правдивый капитан расскажет о кадровой политике уже после того как половину разогнали в ходе реформы. Об истинных схемах повышения заработной платы. И о том, ради чего работает среднестатистический офицер ГИБДД в муниципальном районе где-нибудь в шести тысячах километрах от Шкуматова и Онищенко.
Но эликсира правды в мире нет. И капитана из Чернышевского района никогда не пустят дальше Читы. В Москве не привыкли слышать десятки регионов, а уж для капитанов нет места даже в фантастических рассказах. Поэтому Госдума уже на ближайшей сессии взвинтит штрафы для пьяных водителей до небес.
После чего о проблеме все забудут.
А капитаны ГИБДД в разных уголках необъятной Родины заменят в стаканах эликсир правды чем-нибудь более прозаичным.