Город интервью Андрей Захаров: Мы живём в империи с лейблом федерации

Андрей Захаров: Мы живём в империи с лейблом федерации

«Ну, что вы здесь ноете? Есть национальный интерес – пожалуйста, руководствуйтесь им. Вот приказ не ныть больше по этому поводу. Мы вам даём школу, даём газету, даём телевизор, радиоточку. Какое политическое представительство? Отстаньте.

Почему виртуальное гражданское общество бессильно, какие прорехи есть в стратегии национальной политики, на что воля Аллаха на арабских авиалиниях, ИА «Чита.Ру» рассказал редактор журнала «Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре», доцент РГГУ и гость Гражданского форума «Забайкальцы — Забайкалью» Андрей Захаров.

- Страна замолчала. Замолчала достаточно давно, лет десять назад. В стране нет площадок для общественных дискуссий. То есть какое-то бормотание периодически идёт в тех или иных социальных группах, но не выходит на серьёзные уровни. А как создавать публичную сферу, если во всех регионах страны одновременно не обсуждаются одни и те же вопросы? Это означает, что мы возвращаемся к времени, когда публичной сферы не было ещё — до Великой французской революции. Это неправильно. И сам факт проведения Гражданского форума в Чите с этой точки зрения очень отраден.

Фейсбук (запрещённая в России экстремистская организация)и не делают революций

- Могут обсуждения в оффлайне быть заменены дискуссиями в онлайне?

- В интернете? Нет. Это царство совершенно безбрежной анонимности. Теоретически можно предположить даже, что все эти беседы ведёт сам с собой какой-то один моносубъект. Это суррогат, в лучшем случае, но это никак не замена дискуссии, потому что если у вас нет личностного контакта, вы не создаёте гражданское общество – вы создаёте виртуальное гражданское общество, но оно, как всё виртуальное, достаточно бессильно.

Когда была арабская весна – все прямо заливались: ну, надо же, Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) сделал революцию. Да не Facebook (запрещённая в России экстремистская организация), а колоссальный популяционный рост в Египте, с одной стороны, огромное количество неустроенной молодёжи и достаточно беззубая политика тогдашнего египетского руководства — c другой. Не заменяют фейсбук (запрещённая в России экстремистская организация)и социальных причин.

Прорехи в стратегии национальной политики

- Как вы относитесь к стратегии национальной политики РФ, обсуждаемой в регионах?

- Я участвовал сегодня в таком обсуждении стратегии Ассамблеей народов Забайкалья. По этому документу видно, что да, государство озабочено межнациональными отношениями. Но его заботит преимущественно безопасность. Везде, в каждой строчке написано, что этнические конфликты угрожают безопасности и единству, целостности государства. Всё правильно. Но межнациональные отношения – это не только безопасность, это гораздо более широкий пласт, там есть огромное количество других сюжетов. А процесс, который на Западе называют секьюризацией этничности, когда этничность рассматривается только с точки зрения секьюрити, - опасен. Он просто ограничивает сферу такой общественной коммуникации как межнациональный диалог.

Вторая прореха в новейшей стратегии развития национальной политики в России заключается в том, что в ней практически не упоминается слово «федерализм». Это будет какая национальная политика?

Между тем, наша страна остаётся едва ли не империей, сохранив федерацию только в названии. Вы меня спросите: ну и что, кому она нужна, ваша федерация? Всё бы было хорошо, если бы удельный вес национальных меньшинств в стране не составлял 20%. Мы не можем себе позволить игнорировать интересы такой большой части населения. Фактически, отказ от федерализма — это отказ от диалога, отказ от покровительственной политики в отношении меньшинств. Это такая система, которая позволяет маленькому чувствовать себя большим, будучи растворённым в достаточно однородном море носителей иной культуры, иной этнической принадлежности, иной религиозной принадлежности.

Есть два варианта взаимодействия большого государства с такими малыми группами. Один вариант имперский. Когда им объясняют: «Ну, что вы здесь ноете? Есть национальный интерес – пожалуйста, руководствуйтесь им. Вот приказ не ныть больше по этому поводу. Мы вам даём школу, даём газету, даём телевизор, радиоточку. Какое политическое представительство? Отстаньте. Вот у нас есть парламент, который прекрасно без вас решает все вопросы». Федералистский сценарий совершенно другой. Федерализм означает отступление от традиционных принципов мажоритарной демократии. Мажоритарная демократия, подразумевающая принцип «один человек – один голос», работает прекрасно за исключением обществ, которые являются этнически расколотыми. А если есть меньшинство, у него должен быть определённый приоритет с точки зрения политического самовыражения только потому, что оно меньшинство, и ни по какому другому основанию. Поэтому когда у какого-то автономного округа, предположим, есть непропорционально высокая норма представительства в тот или иной парламент, это не должно вызывать никакой обиды или зависти.

Федерализм хорош тем, что он решает две задачи одновременно: сохраняет целостность многообразного государства, с одной стороны, а с другой стороны, позволяет этническим меньшинствам чувствовать себя в определённых отношениях большинством.

Такая явка нас не красит

- У нас в регионе в прошедшее воскресенье были выборы, и в одном из районов 12% явка, в другом – 13%, средняя по краю — 25. Связана ли апатия электората с отсутствием федерализма?

- Да. И когда создавалось это законодательство, его инициаторы знали, что они делают. Они провели несколько вещей одновременно, чтобы облегчить себе жизнь: ликвидировали порог явки и графу «Против всех» в наших бюллетенях. Всё это сделано в целях оптимизации электорального процесса, для воспроизведения одного и того же результата выборов. А когда всё так работает, что вам кажется, будто от вас, действительно, мало что зависит, и каждый день смотрите фильмы про чудотворные иконы и святую воду, на выборы не хочется ходить. При этом такая явка не красит нас. Потому что она очень сильно отличается от явки в других постсоциалистических странах на местных выборах, которая составляет около 50%.

Дело церкви — попечение о душах

- Зачем, по-вашему, государство всё чаще заигрывает с религией?

- Хочет найти более прочную опору для нынешнего режима, нежели такая эфемерная материя, как цены на нефть и газ. Оно ищет таким образом дополнительные источники легитимности. Вы же видите, что на выборах происходит? Явка падает, легитимность это подрывает, конкуренции нет. Религиозный фактор – та же легитимность, только средневековая. Меня очень пугает заигрывание с религией государственной власти, игнорирование принципа светского государства - принципа отделения церкви от государства, вовлечение церкви в решение важнейших государственных вопросов. Это напрямую связано с межнациональным согласием.

- То есть власть вообще не должна ориентироваться на религию?

- Не надо ставить такую задачу вообще. У нас, я думаю, 15% населения уже живёт в эпохе постмодерна. Это люди, которых можно отнести к креативному классу, у которых особая разновидность занятости, которые не имеют начальства, которые могут работать в любой точке планеты, занимаясь своими делами. С другой стороны, часть страны живёт ещё в доиндустриальной эпохе. Совмещать эти вещи достаточно трудно друг с другом. Мне кажется, что если мы хотим быть действительно конкурентоспособными на мировой арене, то нам надо ориентироваться на стандарты не позавчерашнего дня – нужно что-то более современное. А более современное – светское общество, секуляризованное, пережившее отделение церкви от государства и уход церкви из политики.

Дело церкви - попечение о душах. Ни к государственной политике, ни к вопросам социального благополучия это не имеет никакого отношения. Я летел в Махачкалу однажды и был поражён фразой, которую услышал при посадке. Пилот говорил в микрофон буквально следующее: «Если на то будет воля Аллаха, то через 20 минут мы произведём посадку в аэропорту города Махачкалы». Это стандартная фраза, на всех арабских авиалиниях говорят эту фразу, но я светский человек, мне хотелось бы, чтобы посадка самолёта обеспечивалась и еще какими-то факторами: тем, что самолет исправен, диспетчер не пьян, пилот профессионален…

Российский федерализм обязательно проснётся

- Вы в своих выступлениях говорите о феномене спящего федерализма. Можно ли прогнозировать сроки его пробуждения?

- Это зависит от экономической конъюнктуры. Но в целом, бывают такие ситуации, когда некие существующие политические, экономические, социальные нормы не работают. А потом, в силу каких-то обстоятельств, пробуждаются и начинают жить самым неожиданным образом. За примером далеко ходить не надо – в Конституции СССР было право на свободный выход из состава федеративного государства. Была такая норма? Была. Записали её большевики туда? Записали. В трезвом уме они были? Вполне.

Так вот, этот пунктик записывается и спит на протяжении десятилетий, а потом, когда цена на нефть падает до шести долларов за баррель, выясняется, что на солидарность денег не осталось, и один за другим верховные советы начали принимать декларации о независимости о выходе из состава. Думал кто-нибудь, что эта норма проснётся? Российский федерализм сегодня – тоже спящий институт. Но он проснётся обязательно. Отказываться от федерализма в многонациональной стране очень опасно. Сразу начнётся брожение в национальных регионах. Приходится сохранять двусмысленную ситуацию, вести себя, как будто ты живёшь в империи, но при этом лейбл – федерация. Имперский федерализм.

И, как всякое такое состояние, он не может сохраняться долго. Поэтому очень нужно сделать так, чтоб он проснулся, не развалив при этом страну.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления