Редакция «АиФ — Забайкалье» организовала народную приёмную в Петровске-Забайкальском. За 2 часа работы её посетили восемь человек со своими проблемами. Пенсионерку беспокоит, что выплата ко Дню пожилого человека пришла лишь однажды, жительницу города тревожат плохие дороги, но есть проблемы и посерьёзнее: «По улице Металлургов стоят дома, так называемые засыпнушки, их построили ещё японские военнопленные, а живут в них старики. Дома разрушаются прямо на глазах. Властям дела нет, говорят: «Стройте себе новые». Но как такое возможно, если старикам по 75-80 лет? Они проработали на заводе по несколько десятков лет, а доживают свой век в нечеловеческих условиях». В итоге журналисты сформулировали пару запросов министерство экологии. И природных ресурсов, я подозреваю.
Читать «АиФ - Забайкалье»
Раньше это был город металлургов. Петровск-Забайкальский металлургический завод насчитывал порядка 20 цехов. Здесь трудилось более трёх тысяч человек. Кроме того, в городе функционировали стекольный, молочный, мебельный заводы, пивзавод, леспромхоз.
Сегодня население города чуть больше 19 тысяч. Завод закрыт. Разбитые цеха, заброшенные дома, плохие дороги. Кажется, петровчане привыкли к тому, что их окружает. На поддержку властей не рассчитывают. Выживают своими силами. У кого есть возможность, торопятся уехать из города.
Первой в «Народную приёмную» обратилась Ольга Лерих.
- Я с 2006 года на пенсии, но выплату ко Дню пожилого человека за всё это время получала лишь один раз, в прошлом году, - вздыхает Ольга Николаевна. - Обращалась по месту работы, трудилась тридцать лет в отделении электросвязи, а мне говорят: то запрос забыли отправить, то среди бумаг заявление затерялось.
Петровчанку Тамару Родионову беспокоит состояние дорог в городе.
- Я не водитель, и автомобиля у меня нет, но больно смотреть, как машины заносит на поворотах, - делится Тамара Валерьевна. - Как выпал снег, так от гололёда их из стороны в сторону кидает. Только недавно посыпали дороги камешками, которые, кстати, отлетают от колёс, и - в стекло. О пешеходах в нашем городе вообще не думают, аллеи и дорожки никогда не посыпают. Еще одной большой проблемой является отсутствие освещения.
- Зимой на работу и в школу люди добираются кто как может, - жалуется Николай Афанасьев.
Стройте сами!
О том, что мост через р. Мыкырт убрали, а взамен не построили новый, в «Народной приёмной» рассказал Алексей Рыбаков.
- Теперь жителям улицы Металлургов приходится обходить за несколько километров, чтобы попасть в район так называемого между петровчанами Соцгорода, - возмущается Алексей. - Раньше как хорошо было: по мостику и из одного района города попадаешь через 10 минут в другой, где и школа, и магазины, и больница.
Власти Петровска-Забайкальского снесли мост по причине его ветхости. Обещали построить новый, но вот уже несколько лет дальше слов дело не идёт.
Алексей Рыбаков обозначил ещё одну проблему.
- По улице Металлургов стоят дома, так называемые засыпнушки, их построили ещё японские военопленные, а живут в них старики, - рассказывает Алексей. - Дома разрушаются прямо на глазах. Властям дела нет, говорят: «Стройте себе новые». Но как такое возможно, если старикам по 75-80 лет? Они проработали на заводе по нескольку десятков лет, а доживают свой век в нечеловеческих условиях.
На некачественные лекарства пожаловался Андрей Калашников. Он недавно вернулся из краевого центра, где проходил лечение сердечнососудистого заболевания. Доктора Читы посоветовали продолжить курс лечения дома и назначили такие же лекарства, которые давали в больнице.
- Купил их, даже цена такая же, а эффекта — ноль. Может, подделка? - недоумевает Андрей Нефёдович.
Запросы отправлены
Конечно, это только небольшая часть тех проблем, которые испытывают жители Петровска-Забайкальского. Вопросов от жителей маленького городка могло бы быть больше, но складывается впечатление, что люди уже привыкли к тому, что их окружает: разрушенные цеха металлургического завода, шлаковые отвалы даже вблизи школы для слепых и слабовидящих детей, незалитые хоккейные коробки, нефункционирующий уже много лет бассейн, дороги, напоминающие своими неровностями стиральные доски.
По некоторым обращениям петровчан уже отправлены запросы в Министерство экологии и в администрацию Петровска-Забайкальского.
Уважаемые читатели, следите за проектом «Народная приёмная» на страницах «АиФ-Забайкалье». Звоните по телефону 8(3022)36-40-11, и, возможно, в следующий раз журналисты нашей редакции будут вести приём именно у вас. К работе мы будем подключать юристов, адвокатов, сотрудников аппарата уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае, депутатов и представителей различных ведомств и министерств, региона.
Елена Лоскутникова, «АиФ - Забайкалье», №45К чести журналистов «Экстры» надо отметить, что они, раз вцепившись, не отпускают тему и следят за развитием событий в ней. В свежем номере Константин Чиров напоминает всем о деле Антона Ильясова, попавшего в ДТП, из-за которого погибла 19-летняя девушка. Процесс над Ильясовым начался 31 октября. «Как рассказал «Экстре» юрист Забайкальского правозащитного центра Роман Сукачёв, представляющий в суде интересы отца погибшей, Ильясов свою вину не признаёт. Показания свидетелей с его стороны противоречат материалам, подтверждающим вину подсудимого. В частности, водитель автомобиля «Тойота-Марк-II, который ехал в тот вечер за машиной Антона, утверждает, что не знал Ильясова и просто ехал по своим делам со скоростью 60 км/ч. В то же время в деле есть заключение экспертизы, в соответствии с которым Ильясов и водитель «Марка» неслись со скоростью 125 км/ч», - пишет издание. И приводит дополнительные примеры нестыковок.
Читать «Экстру»
Напомним, по версии следствия, 11 октября 2011 года около 22-20 при проезде перекрестка бывший сотрудник ОВО при УМВД по Чите Антон Ильясов, двигаясь на «Тойоте-Чайзер», нарушил правила дорожного движения. В результате он допустил столкновение с автомобилем «Тойота-Ноах», который двигался по ул. Николая Островского и совершал поворот на ул. Чкалова и никакой опасности для участников дорожного движения не создавал.
Две пассажирки минивэна получили телесные повреждения легкой и средней степени тяжести, а водитель — Екатерина Соловьёва — 22 октября 2011 года от полученных травм скончалась в первой городской больнице.
ДТП сразу же получило широкий общественный резонанс. Возможно, причиной этого стало поведение Ильясова и его родственников. Напомним, отец Антона Вагиф Ильясов — заместитель начальника милиции общественной безопасности УМВД по Забайкальскому краю. Сразу после столкновения на месте ДТП собралась толпа людей. Это были друзья и родственники Ильясова. По словам очевидцев, не то отец Антона, не то он сам находились в этой толпе и сокрушались по поводу того, что их машину за 700 тысяч рублей «ушатали». В обсуждении ДТП возникали различные версии. Находились люди, которые приводили аргументы в пользу того, что на красный на большой скорости проехал минивэн.
Дядя Антона Роман Ильясов вскоре дал интервью газете «Экстра», в котором утверждал, что семья Ильясовых сокрушается по поводу гибели Екатерины, а больше всего шокирован сам Антон. Однако ни на следствии, ни на суде Ильясов-младший вину пока не признал.
Процесс
Антон пришёл в суд 31 октября в сопровождении адвоката и нескольких мужчин. Дать пояснения нашему журналисту по поводу рассматриваемого уголовного дела он отказался, сославшись на то, что ему уже и так задали очень много вопросов. Приглашённый в суд свидетель в этот день не явился, поэтому заседание пришлось в очередной раз перенести.
Как рассказал «Экстре» юрист Забайкальского правозащитного центра Роман Сукачёв, представляющий в суде интересы отца погибшей, Ильясов свою вину не признаёт. Показания свидетелей с его стороны противоречат материалам, подтверждающим вину подсудимого. В частности, водитель автомобиля «Тойота-Марк-II», который ехал в тот вечер за машиной Антона, утверждает, что не знал Ильясова и просто ехал по своим делам со скоростью 60 км/ч. В то же время в деле есть заключение экспертизы, в соответствии с которым Ильясов и водитель «Марка» неслись со скоростью 125 км/ч.
- Следствие сделало детализацию звонков, - сообщил правозащитник Роман Сукачев. - По ним видно, что второй участник гонок, водитель автомашины «Тойота-Марк-II», звонил матери Ильясова как до аварии, так и после неё, из чего можно сделать вывод, что он знал не только самого Ильясова, но и его родственников. Мать Ильясова по этому поводу ничего пояснить следствию не смогла.
По словам свидетелей, допрошенных ранее, по ул. Чкалова на скорости более 100 км/ч «пролетели» две иномарки, при этом чёрный «Чайзер» без госномеров мчался первым. Затем в отдалении послышались звуки аварии. Водитель «Чайзера» проигнорировал красный сигнал светофора и совершил ДТП с микроавтобусом, который следовал на зелёный свет. Для машины Ильясова уже после ДТП загорелся жёлтый, затем зелёный свет.
Жизнь продолжается
Отец погибшей Эдуард Соловьёв пояснил суду, что пока ход процесса его устраивает, несмотря на то, что длится он долго.
Катя была единственным ребёнком в семье и единственным смыслом жизни для родителей. После её гибели Эдуард и его супруга нашли в себе силы жить дальше. Более того, менее месяца назад, 5 октября, на свет появился их сын Артём. Теперь смыслом для них стал он.
Константин Чиров, «Экстра», №45Ко Всемирному дню мужчин «Эффект» приготовил интервью с восьмикратным абсолютным чемпионом Забайкальского края по бодибилдингу Игорем Тополевым. Надо отметить, что вопреки всем расхожим мнениям об интеллектуальном уровне спортсменов, особенно тягающих железо, Игорь кажется очень славным и внятным собеседником. «Физкультура и большой спорт — это две большие разницы. Физкультура приносит здоровье. Ею можно заниматься каждый день, но понемногу. Небольшая доля двигательной активности должна присутствовать ежедневно. Это абсолютная норма. Что же касается большого спорта, он связан с работой на потолке своих физиологических возможностей и выше, что само по себе отнимает физические и душевные силы, время, нервы, здоровье. Большой спорт — это большая работа, огромные переживания перед каждыми соревнованиями. Но, с другой стороны, это радость победы, удовлетворение от выполненной задачи», - рассуждает собеседник.
Читать «Эффект»
- Это был открытый чемпионат России и Восточной Европы, в котором, кроме россиян, участвовали спортсмены из Казахстана и Белоруссии. Россия была представлена практически вся — от Калининграда до Сахалина. Ирина по итогам чемпионата стала первым мастером спорта Забайкальского края по бодифитнесу.
- А вы за всю жизнь сколько соревнований прошли?
- Очень сложно сказать точное количество. Учитывая, что я занимаюсь спортом с 3 класса, затрудняюсь вспомнить. Единственное, что точно знаю о себе, - что я восьмикратный чемпион Забайкальского края.
- Назовите главные качества спортсмена-бодибилдера.
- Талант — одно из главных условий. Без него двигаться куда-то далеко очень сложно. Обязательно - невероятная трудоспособность, терпение, понимание своих действий, тренировок. Не тренер за тебя должен думать, а ты должен сам осмысливать, что ты делаешь. В любом виде спорта именно думающий спортсмен добивается великолепных результатов.
- Сколько минимум часов в день нужно посвящать спорту и физкультуре, если хочешь добиться успеха?
- Физкультура и большой спорт — это две большие разницы. Физкультура приносит здоровье. Ею можно заниматься каждый день, но понемногу. Небольшая доля двигательной активности должна присутствовать ежедневно. Это абсолютная норма. Мышцы составляют около 40% веса тела, и, как любой другой орган, они должны получать определенную нагрузку. Неработающие мышцы атрофируются, из-за этого начинаются проблемы со здоровьем. Что же касается большого спорта, он связан с работой на потолке своих физиологических возможностей и выше, что само по себе отнимает физические и душевные силы, время, нервы, здоровье. Большой спорт — это большая работа, огромные переживания перед каждыми соревнованиями. Но, с другой стороны, это радость победы, удовлетворение от выполненной задачи.
- Бодибилдинг год от года становится всё популярнее. Почему его не включают в Олимпиаду?
- Прежде всего, бодибилдинг как вид спорта включает в себя так называемые подвиды: бодифитнес, фитнес, фитнес-бикини и т.д. А что касается Олимпиады, то с ней довольно странная ситуация. Казалось бы, многие популярные виды спорта должны быть включены в программу Олимпийских игр, но этого не происходит. Думаю, это вопрос скорее политический, чем связанный с особенностями спорта. В Забайкалье бодибилдинг очень популярен — мы стараемся организовать соревнования так, чтобы они были интересными. Как вид спорта для повседневной жизни, для поддержания здоровья бодибилдинг занимает одно из ведущих мест в мире.
- Игорь, если бы вы стали президентом страны, что бы сделали в первую очередь для популяризации спорта?
- Я бы начал с детского спорта. Его необходимо развивать, открывать как можно больше спортивных школ. Обязательно нужно поднять зарплату тренерам, преподавателям. И вкладывать деньги не в помпезные мероприятия, а в базу, в подрастающую спортивную смену.
Главное — чувство меры
- Наша беседа отчасти посвящена Всемирному дню мужчин. В наше время мужчины и женщины практически уравнены в правах, женщины становятся активными, независимыми. Хорошо это или плохо?- Я всегда придерживаюсь такого жизненного принципа: знай чувство меры. В свое время Аристотель сказал: «Человека убивают крайности». Должно быть чувство меры, предел, которого стоит придерживаться. Не стоит перегибать палку, необходимо найти середину, от которой двигаться. Пример из спорта: мне не очень импонирует женский бодибилдинг. Сложно понять девушек, выглядящих очень «мышечно», мужеподобно. Так же, как, например, мужское синхронное плавание. Когда из воды показывается волосатая нога с гигантской стопой 47 размера, это неэстетично и некрасиво.
- А как относитесь к женскому боксу, хоккею, футболу, борьбе и т.д.?
- Видимо, сейчас без этого никак. Если девушки хотят заниматься подобными видами спорта, самореализоваться таким образом — как их можно заставить этого не делать? Нравится — значит делай. Только придерживайся чувства меры. Например, трехкратная чемпионка мира по боксу Наталья Рогозина — очень красивая девушка. Чувство меры ей не изменило.
- А идеальная женщина в вашем понимании?
- Для меня идеальная женщина — моя жена. Главным женским качеством я считаю прежде всего женственность. Девушка должна быть всё-таки женственной, это обязательно. Плюс доброта, терпимость, красота, самоуважение, стремление к самореализации.
Гармония духа и тела
- Как правильно истолковать выражение «В здоровом теле здоровый дух»?- Я читаю лекции студентам и постоянно им повторяю такую фразу: «Господь нам подарил замечательное тело и замечательную душу». Думать о духовном, но не следить за своим телом — это негармонично и неправильно. Тело должно быть подтянутым. Если вы, например, придете к врачу-диетологу или тренеру, который сам выглядит не ахти, - чем он сможет вам помочь? Или к батюшке, который грешит, - чему он вас научит? Мне очень нравятся знаменитые слова Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Лаконично и точно сказано. Нужно уделять время не только духовному состоянию, но и здоровью, телу. Любить свое тело, следить за собой. Не обязательно заниматься бодибилдингом. Бодибилдинг — это понятие растяжимое. Есть соревновательный бодибилдинг, а есть фитнес. К примеру, бег по утрам или зарядка — это фитнес. Когда человек занимается спортом, у него в организме происходят невероятные эндокринные изменения, причём положительные. Вообще, все зависит от целей и задач. Если ты собрался покорять спортивные вершины, ты должен заплатить за это определенную цену. Но поддерживать свое тело подтянутым и бодрым - это вполне реально.. Занятия физкультурой должны быть нормой. Надо больше двигаться. Что касается детей, сейчас многие родители стоят перед выбором - куда ребёнка отдать заниматься. Но физическая нагрузка должна присутствовать обязательно. Детский организм должен развиваться, а мышцы - получать нагрузку. В человеке должна быть гармония.
Справка «Эффекта»
Тополев Игорь Рудольфович родился 14 декабря 1972 года в г. Острава (Чехословакия). Окончил спортивный факультет ЗабГГПУ им. Чернышевского в 1999 г. Женат, сын Илья. Председатель Федерации бодибилдинга и фитнеса Забайкальского края, заведующий кафедрой физической культуры ЧГМА, восьмикратный абсолютный чемпион края по бодибилдингу, бронзовый призер Кубка Сибири по бодибилдингу.
Беседовала Кира Крапивкина, «Эффект», №45
«Забайкальский рабочий» публикует очерк заслуженного работника культуры РФ и директора школы искусств в Первомайском Галины Кудряшовой о Дмитрии Ревякине. Кто не знает, это солист группа «Калинов мост». «Стиль музыки, в котором работает Дмитрий, критика называет неофлокроком, т.е. роком с русскими корнями. Рамки этого стиля давно стали для него тесны. Неповторимая, истинно сибирская манера пения и образ «очарованного странника» с гитарой придают особый колорит всем работам его группы. Он считает себя носителем казачьей крови и поет много казачьих песен собственного сочинения», - пишет Кудряшова. Но главной мыслью текста, конечно, является то, что Дмитрий Ревякин не забывает свой посёлок и наш край.
Читать «Забайкальский рабочий»
Бывая в Первомайском, бывшие выпускники заходят в школу, как наши друзья, делятся своими планами, благодарят за знания, полученные в школе, за доброе и сердечное отношение педагогов. Школа гордится своими выпускниками, которые продолжили путь в искусстве.
Среди них и Дмитрий Ревякин, музыкант, певец, поэт. Он окончил музыкальную школу в Первомайском по классу баяна у преподавателя Горлова Александра Александровича — заслуженного работника культуры Читинской области, а затем — Новосибирский электротехнический институт, где и появились первые стихи, песни и группа «Калинов мост». По приглашению Стаса Намина оказался в Москве, где работает поныне.
При очередной встрече мы с ним долго беседовали: о жизни, о становлении музыканта и поэта. Я хочу рассказать о нашей беседе. Те мысли, которые выразил Дима, на мой взгляд, очень интересны и актуальны. Его первое появление на Подольском рок-фестивале в 1987 году было триумфальным: группа приобрела известность, а журнал «Огонёк» напечатал портрет Дмитрия. Так его узнали в лицо. Дима создал группу единомышленников, которая держится на нравственном фундаменте. Поэт и поэзия, по его мнению,- это область соединения с высшими принципами.
«Я хочу, чтобы во мне говорила моя кровь и моя почва, где я почувствовал себя поэтом», — говорит он. В поединке между добром и злом он ощущает себя тем русским воином, который стоит на Калиновом мосту и считает, что этот бой никогда не кончится, ибо мир устроен на противостоянии.
Стиль музыки, в котором работает Дмитрий, критика называет неофлокроком, т.е. Роком с русскими корнями. Рамки этого стиля давно стали для него тесны. Неповторимая, истинно сибирская манера пения и образ «очарованного странника» с гитарой придают особый колорит всем работам его группы. Он считает себя носителем казачьей крови и поет много казачьих песен собственного сочинения. Со своей стороны, казаки не обходят его своим вниманием: в Украине показывали ему Запорожскую Сечь, а в Чите Указом от 26 октября 2006 года Капитул ордена Петра Бекетова возвел его на кавалерское достоинство с вручением знака отличия II степени «За высокий профессионализм, прекрасную вокальную культуру и сценическое обаяние».
В архиве Дмитрия 19 альбомов и три сборника стихов: «Гнев совы», «Кольца алые», «Знаки небес». О последней книге, презентация которой прошла особенно успешно в разных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, — он сам говорит словами А.С. Пушкина:
Два чувства с детства близки нам,
В них сердце обретает пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.
И в этом главный смысл этой книги.
Оформление альбомов и иллюстраций к сборникам стихов выполнил бывший ученик нашей школы, член Союза художников и дизайнеров России из Новосибирска Владимир Распутин.
В 2007 году в Санкт-Петербурге Дима получил звание «Лучшего рок-музыканта» и ему вручили статуэтку Ф.М. Достоевского.
В 2011 году коллектив Дмитрия Ревякина записал новый альбом «Золотое толокно».
Дима никогда не забывает свой посёлок, район, Забайкальский край. Он не изменил идеалам своей молодости и является оплотом духовности в нашем таком неспокойном мире. Информация о Дмитрии Ревякине напечатана в энциклопедии Забайкалья как о ярком, самобытном певце, поэте и музыканте.
Школа желает Дмитрию Ревякину творческих успехов, широкой жизненной дороги, большого личного счастья. Школа гордится тобой, Дима!
Галина Кудряшова, директор школы искусств посёлка Первомайский, заслуженный работник культуры РФ, «Забайкальский рабочий», №218«За железной дверью в обычной «хрущобе» царил беспорядок, для личности творческой — фристайл. Навалом журналы, газеты, кассеты... В шкафах книги: фэнтази и Кинг. Ничего не говорящие посторонним плакаты, например: «Ложка не роскошь, а средство гигиены» или «Спать здесь». Последний, помнится, украшал ёлку, которую Биллушка со своим товарищем подобрал на посленовогодней свалке. И было это, помнится, ближе к весне. Что же это за парень такой — Биллушка, у которого масса друзей — от не очень известной Кисы до самого Димы Ревякина? Которого приглашают «делать» звук многие группы, вспомнить хотя бы «Реаниматор»? Которому посвящают стихи (попросите Вову Свечникова, быть может, он и прочтёт). А девчонки цепляются за него как за последнего героя. Да что там девчонки, когда сама Анжелика Варум во время своего доагутинского периода...», - в «Читинском обозрении» тоже о человеке, и тоже о талантливом. Но, к сожалению, покойном. Любимый мной очеркист Ирина Жигулина рассказывает на этот раз, каким человеком был Алексей Бывалый. Текст достоин того, чтобы быть прочитанным, даже если вам этот человек незнаком.
Читать «Читинское обозрение»
Вообще-то он Алексей. Алексей Бывалый. Сын моего коллеги Анатолия Алексеевича Бывалого и врача-стоматолога Людмилы Васильевны. Он не только сын, но и друг Олди, Бэда, Кисы...
Когда произносишь Бывалый, некоторые воспринимают как прозвище или псевдоним. Бывалый — значит, человек бывалый. Алексею это очень хорошо подходит. По части жизненного опыта хотя бы. Как-то умудрился автостопом прогуляться до Москвы и обратно - и ничего... Подходит ему и другое — Диктатор, например. Хотя в данном случае слово приобретает иной, нетрадиционный смысл. Диктатор - это кто? Человек, пользующийся неограниченной властью, имеющий неограниченное влияние. Наш Бывалый тоже диктатор, но такой: диктующий свои статьи (синхронный перевод с английского) своим поклонницам и подружкам, обладающим приличным почерком. А потом они с трепетом несут текст в редакцию еженедельника в рубрику «Мир кино и музыки».
А Диктатор тем временем отправляется в «Литеру» («Литературное кафе») или в бар «У Петровича», или, если его кто-то перехватит по дороге, осядет где-нибудь в «закомочче» - пространство между кинотеатром «Удо-кан» и Театральной площадью. Всё это было мне известно и известно давно. Как и то, что моему герою 24 года, по гороскопу он Рак. Ну и что? Известно также, что у него есть младший брат Саша, о ком Биллушка (Бывалого ещё так любовно называют) весьма скромно сообщил: «Тоже пытается в барабан стучать». Вроде как намёк: вот, мол, по моим стопам пошёл. Ну и что?!
Известно также, что Алексей Бывалый учился, как все дети, в средней школе, как некоторые способнее дети - ещё и в музыкальной. Что он не доучился на инязе в ЗабГПУ какие-нибудь полгода. Что из-за чрезвычайной любви к музыке (особенно к рок-н-роллу и блюзам) играл на гитаре сначала в очень оригинальной группе «Мелкая буржуазия», а потом перешёл на барабан в «Соучастники». Сейчас его можно увидеть чаще всего с шейкером в группе «Новые реки». И всё из-за той же любви два с половиной года отработал на «Русском радио» главным звукорежиссёром и музыкальным редактором. Ну и что?!! Вот эти вопросы задавала я себе, когда слышала восторженное: Бывалый! Сколько таких вот хайрастых парней с незаконченным высшим... Сколько их, знатоков и любителей музыки... Сколько их, вышедших с читинского Арбата и топающих куда, зачем и с каким багажом? Вот так я думала о Бывалом (Лёхе, Биллушке и Диктаторе) и никак не могла втиснуть его в какие-то рамки. Но однажды...
Однажды душной летней ночью, когда виделся не первый сон, в дверь кто-то поскрёбся. На вопрос «Кто?» послышалось извиняющееся: «Это Алексей. У вас не найдётся четыре-пять листиков?» Понятно, это Бывалый, понятно - пишет статью. Но совершенно непонятно, как можно будить людей. В общем, ушёл Билл ни с чем. А я вначале отбивалась от угрызений совести: ишь ты, мирный герцог или - возле птички (произносить всё в английской транскрипции!). И лечь бы мне спать, но всё те же угрызения совести: не за солью ведь пришёл, а пишет человек... Вот это и добило. Когда восток чуть-чуть порозовел, нахожу несколько листиков, влезаю в джинсы и кроссовки и подаюсь в соседний подъезд.
За железной дверью в обычной «хрущобе» царил беспорядок, для личности творческой — фристайл. Навалом журналы, газеты, кассеты... В шкафах книги: фэнтази и Кинг. Ничего не говорящие посторонним плакаты, например: «Ложка не роскошь, а средство гигиены» или «Спать здесь». Последний, помнится, украшал ёлку, которую Биллушка со своим товарищем подобрал на посленовогодней свалке. И было это, помнится, ближе к весне.
Что же это за парень такой — Биллушка, у которого масса друзей — от не очень известной Кисы до самого Димы Ревякина? Которого приглашают «делать» звук многие группы, вспомнить хотя бы «Реаниматор»? Которому посвящают стихи (попросите Вову Свечникова, быть может, он и прочтёт). А девчонки цепляются за него как за последнего героя. Да что там девчонки, когда сама Анжелика Варум во время своего доагутинского периода...
Ох, как много интересного и замечательного, но вот эти штрихи к его портрету я никак не могу не назвать. Любит Веничку Ерофеева и, конечно, его «Москву-Петушки». А недавно обзавёлся книгой Виктора Пелевина и теперь направо-налево рекомендует его «Омон Ра». А совсем недавно изменил своим привычкам и теперь (хоть потоп!) каждый воскресный вечер дома: по ТВ его любимый Сергей Доренко.
Последний штрих совсем не политического окраса - в кругу знакомых Алексей слывёт своей аполитичностью. Хотя я б в другую партию его записала: между панками и хиппи. Есть такая партия - митьки-митьковские. «Митьки» - это экспериментальное товарищество ленинградских художников. Они создают не только картины, но и творят целостную систему культуры, где своя философия, образ жизни манеры, этические нормы и правила. Сами себя он называют «художниками поведения». А ещё я вычитала из книги о «митьках», что их искусство может показаться этаким весенним анекдотом, а сами художники - обычными хохмачами. Их слава - на эпатаже общественного мнения.
Биллушка не художник, но иногда эпатирует общество. Как-то, например, в «Литере» на поэтическом вечере уснул на глазах у всей публики. «Лёш, ты что, перебрал?» - «Нет. Было плохо слышно. А когда я не слышу, мне скучно». А слышит и слушает Биллушка очень хорошо. А потому музыка для него не только звуки и нотная грамотность. «Питер Хэммил, бывший вокалист группы «Ван Дер Графт Генератор» - самый философский текстовик в рок-музыке». Ну, Хэммил далеко. А наши? «С Пелагеей бродил, занятная девочка. С Ильёй Лагутенко общался, с вокалистом «Лиги блюзов» Николаем Арутюновым... А хотелось бы с Б.Г., Константином Кинчевым. Вот поговорили бы!»
Хотя с рокерами водится, но тот ещё «митек». Как там у них? Одеваются во что попало, но лишь бы не попсово. Биллушка всему предпочитает джинсу и шузы с пряжками. А что касается попсы, то слово это не считает ругательным, очень уважает Валерия Меладзе, и сам в детстве пел голосом всенародно любимой певицы Людмилы Зыкиной. Родители складывались пополам от смеха и умилялись надеждой: может, что-то и выйдет.
Рос на радость папе с мамой, был усидчивым очень: часами просиживал над детской мозаикой. Потом в школу пошел - в 49-ю, с углублённым изучением английского языка. (Вот откуда мои познания насчёт «мирного герцога»). В старших классах познакомился с Максимом Царегородцевым, он у них рок-уроки вёл. Ну, Макса все знают по его хулиганской группе «Чёрный драл». Макс тоже всех и вся эпатировал, потом как-то остепенился и даже на юрфак поступил. А Биллушка ударился в музыку, английский, стал забредать на Арбат. Теперь он уже заслуженно брюзжит иногда: мол, Арбат не тот, и дети там не те. Но дружбу со многими сохранил. С одноклассниками каждую пятницу играет в футбол - это святое. С институтскими «тусуется» в кафе, баре и на концертах.
Биллушка... добрый. За это его и любят? «Ага. За мою тупую доброту и идиотскую безотказность». Ага, три года ждёт, когда ему вернут приличный денежный долг. И квартиру обворовывали... В общем, есть отчего взгрустнуть. Он добрый, но драться может. Хотя не терпит насилия, не терпит нудных людей, националистов и наркоманов. Как кубики бульонные не любит. Лучше голодать, чем глотать такое. Не гурман, но перед тарелкой с лагманом не устоит, в чём себе не отказывает с гонорара.
Вот-вот, на гонорары Биллушка и живёт. Это он сейчас скромненький, а раньше: магазин, машина. Деньги зарабатывал большие и в 16 лет домой приносил больше, чем вместе взятые родители. Вот поэтому папа с мамой не особенно «грузят» насчёт личной жизни.
Не контролируют и не морализируют. У него на руке татуировка зловещая такая. Я сначала спросила: «Больно?». А потом (вот ханжа!) поохала: «И куда ж родители-то смотрят?» - «Ну, для вида консервативно посудачили и смирились». К ним у Леши отношение особое. Он, конечно, не паинька, но если не пришёл домой, обязательно звонит: «Ма, у меня всё в порядке». После этого у меня в горле запершило, в глазах защипало. «Дурилка ты картонная», - говорю я ему по-митьковски. И дальше то же самое - с разными интонациями. А говорили мы...
... о любви. У него есть, как признался, «первая и на всю жизнь». Бедные девочки. Хотя у самых настырных есть шанс: ему всё так же нравятся блондинки.
...о религии. «Не принимаю пока православие. Эти традиции, обязательность ритуалов. Я работал переводчиком с бахай. Мне близки эти люди, они не отвергают религии».
...о смысле жизни и мечте. «Года четыре назад я почувствовал себя таким старым, будто мне уже 70 лет! Я ж на лошади не ездил, с парашютом не прыгал, автостопом не путешествовал. Продал часть библиотеки и собрался автостопом в Москву. Своим сказал, что в Иркутск. А у меня и был маршрут: до Иркутска на поезде, с Байкала - по трассам. Уже на вокзале отец мне и говорит: «Ты из Москвы-то позвони». Понятливый он у меня. За четыре месяца добрался. Почему так долго? Так у меня ж друзья везде: в Иркутске, Красноярске... И на Байкале подзадержался. Ночевал в подъездах, на вокзалах, а то и под открытым небом. На лошади прокатился. В самом центре Рязани на белой лошади - девчонки из конно-спортивной школы удружили. А вот с парашютом не прыгал. Пока».
Ирина Жигулина, «Читинское обозрение», №45Многополосное интервью с тележурналистом, актёром, гостем первого забайкальского фестиваля детско-юношеской и студенческой прессы «Vедомости.ru» Борисом Корчевниковым есть также в «Читинском обозрении». И он, конечно, Борис, мало чем отличается от экранного — такой же яркий, улыбчивый и остроумный. «Мы становимся снова страной разбойников. Посмотри, почти все каналы рассказывают про бандитов с утра до вечера. И их становится от этого ещё больше. А бандитам никакая власть, кроме пахана, не авторитет — это к вопросу о политике. В результате и взаимоотношения людей начинают походить на тюремные — но не из-за того, что кто-то из Кремля чего-то там запрещает, а как раз от обратного: слишком много было разрешено — формально и сразу, - отвечает Борис Корчевников на вопрос о славянофильстве и уникальности российской культуры. - Оторвавшись от корней, мы стали таким перекати-поле. При этом менталитет не меняется. Россия построилась на трёх словах апостола Иоанна Богослова: «Бог есть любовь». И это навсегда определило наш национальный характер: если русский что-то не любит — ему всё противно, он жить не может. Поэтому у нас такая эпидемия самоубийств сейчас».
Читать «Читинское обозрение»
- Боря, как-то ты спросил у писателя Акунина, зависит ли он от популярности. И получил ответ: хорошо, что признание пришло к нему уже на пятом десятке, когда ослепить, убедить, что «самый лучший», было уже невозможно. А ты стал популярен в семь лет — с первых ролей в постановках МХАТа. Слава не ослепила?
- Именно поэтому мне так были понятны слова Акунина о риске нетрезвого отношения к себе, когда получаешь что-то в раннем возрасте. Я не могу назвать это славой - ну да, публичность какая-то была. Когда с g лет вёл передачи «Тамтам новости», а с 15 - «Башню» на РТР, льстило, что узнавали, что ты немножечко «из ряда вон». Так было. Но мне посчастливилось — просто словоговорение в кадре закончилось, началась настоящая репортёрская работа. Приходящая узнаваемость становилась уже помощницей. Потому что журналисту это тоже нужно иногда - чтобы куда-то пройти, чтобы твоё лицо знали.
К счастью, я быстро понял: журналистика — не та профессия, куда надо приходить из-за славы. Не говоря о том, что это довольно мелкая цель. Кажется, Бальзак сказал: слава - товар невыгодный, стоит дорого, а сохраняется плохо.
- О таком детстве, как у тебя, другие только мечтают. Ты провёл его за кулисами и на сцене МХАТа, где работала мама. С какого возраста начал понимать, насколько уникальны окружающие тебя люди?
- Честно говоря, я начал ценить это значительно позже. Когда многие из них начали уже уходить. В конце сентября был на вечере памяти Олега Николаевича Ефремова во МХАТе. Его нет уже больше 12 лет. А он жил в квартире над нами. Мы у него много раз гостили, сидели в его уютной кухне — настоящей такой столовой со старыми стульями большими... Я маленьким любил там бывать. И вот как-то раз он сидит, весь в клубах сигаретного дыма под абажуром: «Ты знаешь, а у меня в ванной крокодил». Я: «Да ладно — крокодил!» А он: «Докурю вот сейчас и пойду покажу». «Ну пойдёмте, уж ладно», - я никак не верил. Олег Николаевич докурил, взял меня за руку. Зашли в ванную. «Осторожно, свет не включаю. Он не любит, когда светло». Взял мою руку за запястье и начал медленно опускать: «Ну, давай, погладь его. Только осторожно, не спугни». И я отдёрнул руку - показалось, что крокодил, и правда, тут.
Другой раз он ключи от квартиры забыл, а домработница куда-то ушла. Звонок в дверь. Открываю - Олег Николаевич. «Можно у тебя пока посидеть? Может, боевики посмотрим? Я боевики люблю». И это было моё детство. Только сейчас, когда мне уже 30, я по-настоящему понял, что за люди были рядом. Нет, неправильно говорю — это мне посчастливилось быть рядом с ними. В каком-то смысле это подарок судьбы.
Детство, о котором можно мечтать? Не знаю. У меня вот не было отца — мама одна воспитывала. И я об этом очень жалею — не хватает в характере черт, которые бы папа как мужчина помог мне выковать. Или я не служил в армии. Тоже об этом очень жалею. Но не потому, что не хотел служить. Не мог. Так сложились обстоятельства.
«Центр жизни всё-таки не в голове, а в сердце!»
Блестящий тележурналист, актёр («Синица» из трогательного сериала «Кадетство») - почётный гость первого забайкальского фестиваля детской прессы «Vedomosti.ru». В нём нет даже намёка на «звёздность». Поговорить? Пожалуйста. И ночь без сна, и трудный перелёт, и поклонницы, терзающие просьбами «сфоткаться-расписаться», Борису Корчевникову не помеха.«Парфёнов — мэтр, но школой были новости»
- В 15 лет ты поступил разом в школу-студию МХАТ и на журфак МГУ. Впереди у тебя, сыгравшего уже юного Есенина и стоявшего на сцене с самим Ефремовым, была вполне благополучная актёрская карьера. Зачем нужна стала журналистика?
- Полжизни назад это было. Ничего себе, как давно... В школу-студию МХАТ как-то по инерции поступил, потому что с детства на сцене был. На журфак - тоже по инерции. Но то, чем я занимался раньше, это баловство всё было, детская самодеятельность. А когда на руках было уже почти два студенческих, это была дилемма. Я бы пошёл на актёрский, но подумал: журфак, МГУ всё-таки серьёзней. Рос за кулисами, поэтому школа-студия МХАТ была для меня чем-то привычным. Казалось: ну здесь уж чего. Конечно, я ошибался. Актёрскому ремеслу надо учиться. Я понял это позже - когда снимался в «Кадетстве».
- «Актёрская профессия — та же журналистика, отвечает ровно на те же вопросы: что такое человек? Что такое жизнь? Как в ней жить? Отвечает сердцем, движением души». Это ты сказал. А что уже понял в поиске ответов на эти вопросы?
- Кое-что понял, кое-что — нет. Когда ищешь ответы на эти вопросы, меняется сама жизнь. Журналистика строится на любопытстве. Чтобы быть журналистом, необязательно быть строго образованным, много знать — значительно важнее искренне хотеть знать, иметь способность удивляться. И когда уходит эта способность удивляться — от насмотренности, от возраста, надо задуматься, может, даже поменять род деятельности.
- Поэтому после успешной работы на НТВ ты стал актёром сериала «Кадетство»?
- В большей степени поэтому. Пять лет на НТВ - каждый день с утра до вечера. Суета репортёрская, непринадлежание себе и ощущение исчерпанности, внутренней усталости... Было желание на что-то переключиться.
- Наверняка самым ценным опытом за годы работы на НТВ было общение с Леонидом Парфёновым?
- Работа с ним началась не сразу. И школа приходила от работы в новостях, от набивания руки, от каждодневных эфиров. Я сделал в «Намедни» несколько сюжетов-то всего. За четыре года, может, сюжетов десять.
- Да?! А такое ощущение, что ты был в каждой программе.
- Нет, в новостях, в «Профессии — репортёр», в «Личном вкладе», в других проектах. А для «Намедни» делал что-то крайне редко. И этого мало, чтобы чему-то у Парфёнова выучиться. Понимание, что лишнее, а что нет, как точнее сформулировать, важное чувство меры, вкусовые ощущения приходят от каждодневных эфиров, от реакции окружающих. Парфёнов - мэтр, да, по его правкам тоже многое понимал. Но всё-таки настоящей школой для меня были новости, Татьяна Миткова.
«Мечтаю снять фильм о Путине»
- Журналистика тебе многое дала. Объездил весь мир: Антарктиде был, в Африке, на Арарат забирался. Общался со многими великими современниками. А есть ещё люди, у которых ты бы очень хотел взять интервью?- Есть люди, о которых я хотел бы снять фильмы. Мне, например, очень интересен Константин Эрнст. Удивительная судьба профессионального долголетия в самом необузданном телеэфире мира. Быть первым двадцать лет в условиях жесточайшей конкуренции. Огромная личность. Очень сильный человек. Глубокий. И ещё мне очень интересен... Путин. Вот сколько мы живём с Владимиром Владимировичем, я не видел про него ни одного глубокого фильма-портрета.
- Да вот на НТВ был фильм к его 60-летию.
- Вадим Такменёв делал, да. Но всё равно там личности не видно. На другом всё построено - на интересных вещах: вот, мол, зашли в спортзал. Холодильник. Перепелиные яички... Это хорошо, страшно эксклюзивно, но человека за всем этим всё равно не видно.
- И ты думаешь, удастся снять фильм-откровение про ВВП?
- На канале СТС — вряд ли. Но вообще, я не теряю надежды.
- А если бы тебе (ну вот изобрели машину времени) предложили сделать интервью с тем, кого уже... нет?
- Я бы снял фильм о митрополите Антонии Сурожском. Сын русских эмигрантов, он прошёл войну участником французского Сопротивления. Создал и полвека возглавлял Русскую Церковь в Англии. Обращаясь без записок к самым разным нашим современникам - всё же чаще западного мира - он овладел уникальным языком проповедника. Языком живым, вливающимся в сердце каждого. И вот уже миллионы по всему миру читают расшифровки его бесед и обращаются к Богу.
А ещё... Я бы не считал себя достойным замахиваться на интервью, будучи современником этого человека: очень бы хотел поговорить с царём Николаем II.
- И какой бы ты главный вопрос ему задал?
- В нашей истории нет более оболганного человека. Про него врут уже больше века: слабый царь, семьянин, ему было не до страны, поэтому случилась революция. А всё было ровно наоборот. Один из самых сильных царей. Глубоко верующий. Чистый. Привёл страну к невероятному процветанию. Россия до сих пор не приблизилась по многим показателям к уровню Российской Империи. Сорванный триумф России, когда она была №1 в мире по всему. Война, в которой мы побеждали. Клевета. Что он чувствовал? Человек, который почти 25 лет был у власти, который привёл страну к неслыханному расцвету? Который видел, как эта же страна его презирала, от него отказывалась, а в конечном итоге уничтожила? Сама заплатила, конечно, с лихвой за это... Не могу представить внутренней боли этого человека. Я бы, наверно, его спросил, что было у него на душе, когда он в дни предательства генералами выводил в дневнике уже знаменитую «вокруг измена, трусость и обман».
«Они разглядели часы, но не разглядели время»
- Кто тебе ближе всего по духу из коллег-тележурналистов?
- Я, как и прежде, люблю Антошу Хрекова. Всё в нём: и то, как он во всех жанрах проявляется, и то, какой он живой, открытый, настоящий, внутренне подвижный человек. Каким он был блестящим ведущим «НТВшников»! Следил за сюжетами Андрея Лошака. Давно его не видел в эфире. Последний раз - на фотке в толпе митингующих в Москве. Тех самых, что в день Прощёного воскресенья встали под лозунгом «Не забудем и не простим». Огорчился.
- Политика - не зона твоего интереса?
- Моя позиция в следующем: какой бы строй ни был — демократия, монархия, либерализм, диктатура, это всё равно только средство. А цель? Цель значительно важнее.
- Как тебе кажется, у нашего строя сейчас какая цель?
- Её нет, увы. Не понимаем, где мы. Сильно заблудились. Как тот блудный сын из притчи. Однажды вышли из дома отца и уже век блуждаем, пути не найдём. А путь этот есть, Россия столетиями по нему шла. Стоит сказать: «У России свой путь» - поднимают на смех. Чаще всего — такие сегодняшние «западники». Хотя понятно ведь, что у любой страны свой путь! Это возникает просто от незнания мира. Те западники, из XIX века, не очень знали Запад. Они его по-настоящему узнали после революции, когда эмигрировали и разочаровались. А вот как раз славянофилы Запад знали блестяще — учились там, благодаря этому могли понять самобытность России.
- Ты был бы тогда славянофилом?
- Мне не очень нравится ярлычность. Но в том смысле, что я за самобытность самой уникальной страны в мире, с удивительной культурой, неповторимым прошлым, - совершенно точно.
У Бунина есть такое выражение: «Россия — классическая страна буяна. Из всех форм жизни мы более всех тяготеем к бесформенности». Я тебе больше скажу: нас самих можно сравнить с покаявшимся разбойником - тем самым евангельским героем, который висел рядом с Христом и первым вошёл в рай. Первым! Раньше всех праведников и святых. Потому что он покаялся. Россия уже сто лет как теряет свои национальные традиции, которые выросли из православного мироощущения - жертвенности, жизни для другого... Теряет и снова становится тем самым разбойником, бунинским «буяном». Мы становимся снова страной разбойников. Посмотри, почти все каналы рассказывают про бандитов с утра до вечера. И их становится от этого ещё больше. А бандитам никакая власть, кроме пахана, не авторитет - это к вопросу о политике.
В результате и взаимоотношения людей начинают походить на тюремные — но не из-за того, что кто-то из Кремля чего-то там запрещает, а как раз от обратного: слишком много было разрешено - формально и сразу.
Оторвавшись от корней, мы стали таким перекати-поле. При этом менталитет не меняется. Россия построилась на трёх словах апостола Иоанна Богослова: «Бог есть любовь». И это навсегда определило наш национальный характер: если русский что-то не любит — ему всё противно, он жить не может. Поэтому у нас такая эпидемия самоубийств сейчас.
- Какой же период истории, по-твоему, мы сейчас переживаем?
- Самый интересный — с Петра начиная, который церковь сделал государственным министерством. У нас снова свободная церковь. А церковь и есть общество. В ней разные люди. Процентов тридцать из них, наверное, - по-настоящему воцерковлённые, счастливые люди, которые делятся своей энергией с другими. Ещё может десятилетие-два пройти, когда мы, наконец, вернёмся к той корневой системе, на которой Россия всегда стояла. И тогда получим другое общество и уже это другое общество - с понятными и чёткими ценностями - создаст себе и власть, соответствующую этим ценностям.
Вот говорят: «коррупция во власти». Но, извините, на ТВ тоже есть коррупция! Производящая компания, чтобы получить заказ, какую-то сумму от заказа оставляет определённому лицу на канале. В этой сделке нет субъектов государственной власти. Такое сплошь и рядом. Дело не во власти, а в нас самих. Мне так же душно от разбойничьего угара, в котором мы живём, но сколько можно кормить нас сказками: «Вот была бы другая власть, всё было бы иначе». Нынешние оппозиционеры часто не слышат в этом чисто советской рабской по-настоящему позиции.
Но я верю и вижу, как потихоньку образуется снова «соль земли», о которой говорил Христос: «Вы — малое стадо, вы — соль земли». И эта маленькая щепотка соли в силах осолить всю страну в будущем. По-настоящему верующие люди - это не собрание святых, это собрание в первую очередь грешников, но которые стараются не грешить. Они по возможности не воруют, рожают много детей. У них есть смысл жизни, энергия творить и созидать. Чем больше таких людей будет, тем скорее преобразится наша страна.
Моя невеста, когда была глупая шумиха о часах Патриарха, сказала очень точно: «Они разглядели часы, но не разглядели время». А время уже другое.
«Путину очень тяжело. Я бы и на минуту не хотел в его кресле оказаться»
- Но пока-то, Борис, мы живём в г этой России, в этом обществе, и у нас есть определённые формальные обязанности — к примеру, ходить на выборы. Вот 4 марта ты голосовал? Скажешь, за кого?
- За Путина. Чтобы мне никто не мог сказать, что я не голосовал за Путина. Когда визжали, как резаные, что все голоса будут вброшены, я хотел, чтобы мне лично никто этого не мог сказать. Я голосовал осознанно.
- Ну, наверное, потому, что хочешь снять про него фильм? (улыбаюсь провокационно)
- И поэтому тоже (смеётся в ответ). А ещё потому, что все проблемы, которые у нас существуют, - проблемы общества, а не власти. Ни одна власть - даже самая лучшая в мире - себя лучше бы не проявила. Только представь: огромная страна, 19 сопредельных государств, девять часовых поясов, за один XX век три революции, четыре политических режима, семь войн, из них две мировых и две гражданских. После этого нас ещё с кем-то можно сравнивать? Кто такое пережил ещё? Под занавес века одна идеология рухнула, у людей никаких нравственных ориентиров, при этом возможности заработать как с неба сыплются - такой вот дикий-дикий Запад.
- ... такой дикий-дикий Западо-Восток?
- Точно. Дано: страна, где рухнула прежняя экономика, прежнее производство. Страна, внутри которой воюют. А ещё геополитические войны в мире постоянные. Страна, люди которой не понимают, ради чего они живут. Где огромное число нищих. Где воруют. Вот Сталин справился с такой страной в своё время - ценой репрессий и страха. Мы снова стали тогда сильнейшей страной в мире. Но на страхе долго ничего не продержится - и этот проект не продержался.
Путину очень тяжело. Я бы и на минуту не хотел в его кресле оказаться. Страна не развалилась — это уже много. Другое дело, что сейчас наше общество стоит уже перед новыми вызовами. Если раньше главным было выживание, то сейчас: кто мы, куда нам идти?
Общество переживает жесточайший кризис. Я оптимист, но по истории знаю, что всегда в таких случаях были войны. Только они могли мобилизовать силы народа. Мне кажется, Россию ждут потрясения. Я не знаю, что ещё нас может протрезвить.
«Церковь — это собрание призванных»
- О многом ты говоришь с позиций глубокого христианина. В церковь пришёл осознанно в 23 года. А как понял, что пора?- Для меня одна из самых больших загадок - как люди в Церковь приходят. Я, правда, до конца этого не понимаю. У каждого это настолько свой путь, настолько свой. «Церковь» с греческого - «собрание призванных». Я всё время про это думаю. В Евангелие есть такая фраза Иисуса: «Не обо всех прошу Тебя, Господи, а только о тех, кого Ты сам избрал». Когда я понял, что пора? Я думаю: Бог понял. Это Господь решает. Для меня загадка - почему с одними это происходит, а с другими — ну совершенно нет. Почему для одних это очевидно, они это видят, слышат, а другие к этому глухими остаются?
- Может, потому, что они кем-то другим призваны?
- Скорее всего, так и есть. Скорее всего. Кто-то отозвался на призыв Божий, кто-то - нет. Но всё-таки этот призыв в жизни любого человека случается.
- Ты говорил где-то, что первое время после причащения было ощущение: как же так, Бог всегда был так рядом, а ты его словно не замечал. И тогда понял, что должен этим откровением поделиться с другими. А как? Через что?
- Вечный вопрос о смысле жизни потому и существует, что на него находятся ответы. Сейчас мы живём во время, когда этот вопрос звучит как риторический, относиться к нему надо с юмором и не «париться». А уж если ты говоришь, что нашёл смысл жизни, тебя вообще могут подвергнуть осмеянию. А на самом деле огромное число наших современников этот смысл нашли. Потому что истина одна, и в её наличии сомневаться не надо. И когда ты вдруг это понимаешь, тебя это настолько заполняет, что появляется дерзновение: рассказать, убедить.
Понял две вещи. Говорить об этом — надо иметь определённый дар. И вообще, часто не получается словами заразить кого-то. Если уж что-то хочешь объяснить - объясняй жизнью. Тот же митрополит Сурожский сказал: «То, что все в мире не стали христианами, - вина самих христиан». Потому что люди, глядя на многих христиан, разочаровываются. Поэтому стараюсь на эту тему даже не говорить, а жить так, чтобы этим откровением делиться.
« Сердце растёт не от накопления, а от отдавания»
- Мама тебя воспитывала одна, и она для тебя — всё. А ведь многие такое тихое почитание считают проявлением слабости. Мамин сын, а не маменькин сынок. Как людям, которые этого не понимают, объяснить, в чём различия?- Маменькин сынок — это тот, о котором заботится мама. А мамин сын — тот, который заботится о своей маме. Надо же, как сформулировал. Это я в первый раз (улыбается).
- Когда в семь лет ты заявил маме, что не хочешь «сегодня выходить на сцену и играть в спектакле», она объяснила, что такое ответственность. Понимание это с тех пор изменилось?
- В зоне моей ответственности — всё, где возникает не только мой интерес, но и интерес другого человека. И неважно, одного, двадцати одного или тысячи. В любом деле. Так что, получается, мама мне хорошо всё в семь лет объяснила.
- В одном интервью ты сказал, что надо всю жизнь находиться в состоянии накопления. Что ты имел в виду? Копить что ради чего?
- Я тогда говорил об актёрах. За каждым должна стоять индивидуальность, которую хочется считывать. Мы всегда смотрим не на то, как актёр играет, а на человека, который под этой маской. Всё время хочется в это содержание попасть. Это должен быть интересный человек, в нём должна быть глубина, в которой хочется разобраться. Поэтому мне казалось: надо себя углублять, знания накапливать. Но позже я начал понимать: это не самое главное. Вот человек стареет, и ум его, и память слабеют, и прочитанное-узнанное уходит. Ум - качество физиологическое, зависит от кровообращения, от других особенностей организма. А в сердце уже некий «чип вечности», который остаётся неизменным. Интересный процесс: всё, что связано с умом, связано с накоплением, и ум растёт от накопления. А сердце растёт от... отдавания. По-моему, Иоанн Златоуст говорил: «По-настоящему моё — только то, что я отдал». Гениальная формула, да?
Я замечал во многих людях: всю свою жизнь вот так знания копили, были очень умными, а постарели и стали... неинтересными. Ну, правда. Способность умственная слабеет, а сердце, если ты всю жизнь себя отдавал, и в старости живое. И ты вместе с ним живёшь, остаёшься глубинно-умным. Центр жизни всё-таки не в голове, а здесь, в груди!
«Ничего серьёзного я ещё не сделал»
- Ты боишься состариться?- Очень люблю китайскую поговорку: хочешь быть молодым в старости — становись стариком в молодости. Нет, я не боюсь состариться. Я боюсь не подготовиться. Вот говорят: надо проживать каждый день как последний. А у меня нет этого чувства. Мне ещё наивно кажется: всё ещё впереди. Хотя это не так. Я ещё очень многое откладываю.
- А чего ты не успел главного в жизни?
- Создать семью. 30 — это уже всё-таки много. Сложный возраст. Пора. Я не успел родить детей. Я не успел усыновить детей. Мне бы очень хотелось это сделать. Страшно сказать, но в каких-то главных жизненных достижениях я ничего не успел. Да и в профессиональном смысле. Вот ты говоришь: состоялся. А мне кажется, что ничего ещё по-настоящему серьёзного, основательного я не сделал. Всё ещё только подготовка к чему-то следующему, большему.
- А что это - «следующее»?
- У меня есть несколько идей. Я бы не хотел сейчас подробно о них говорить. Надеюсь, в будущем году запущу в производство документальные сериалы. Кроме того, очень бы хотелось сделать программу ежедневного интервью. Я уже придумал, как бы это могло быть.
- И кто будет гостем №1?
- Константин Эрнст (смеётся). Или Владимир Владимирович.
«Хотел бы, чтобы Бог чаще улыбался»
В Интернете, в социальной сети «ВКонтакте» больше 30 страничек под твоим именем, на «Одноклассниках» - то же. А тебя настоящего в соцсетях найти можно?- Меня там нет. Недавно зашёл из интереса в одну из социальных сетей — человек за меня так подробно пишет, отвечает на вопросы, вывешивает какие-то фотографии с мероприятий, в которых я принимал участие накануне. Я не могу понять этого времяпрепровождения. Больше того, я не очень принимаю для себя этот образ жизни — времяпрепровождение в сети. Даже когда ты под своим именем. А уж тем более, когда ты аноним или под чужим именем тратишь на это время. Ради чего?
- Поэтому у тебя нет блога?
- Именно поэтому. В нашей жизни — тем более в телевизионной — и так «наружу живёшь». Без того остаётся крайне мало своего. А любого человеку это нужно. Блоги, соцсети, где всё вываливается... Меня пугает эта открытость. Кроме того, Интернет очень неоднороден, настолько неинтересно агрессивен. Интересно, когда ты лицом к лицу с человеком споришь, конфликтуешь. А когда это делают два анонима трусливых, высказывая своё мнение, то это мнение яйца выеденного не стоит. Мы сейчас подготовили проект «История российского юмора» - с 22 ноября на СТС стартует. Так вот, Задорнов в нём сказал: если они на улицу выйдут и скажут то, что они говорят в Интернете, то не успеют даже смайлик поставить. Хорошо!
В Интернете все страшно смелые. Я уж не говорю о том, что это сильно девальвирует общение, делает его поверхностным.
- Ты всё равно следишь за кем-то, читаешь блоги известных журналистов?
- Если я и захожу в «Фейсбук (запрещённая в России экстремистская организация)» - читаю страничку Патриарха Кирилла, где новости о нём. Захожу на странички своих друзей — просто посмотреть фотографии, порадоваться. И всё-таки стараюсь себя от Интернета беречь. Потому что в тебя такой поток грязи может политься, бессмысленных, бестолковых, невероятных по своей поверхностности суждений...
- А что ты читаешь?
- Бунина, «Деревню» прочитал только что. Не читал никогда. «Холодную осень» из его «Тёмных аллей» советую. По-моему, эти две с половиной страницы - лучшее, что есть в мировой литературе.
- Боря, что для тебя счастье?
- В самом слове есть подсказка: счастье - это часть некоторого вечного блаженства, к которому призван человек. Стремление к счастью - внутренне вложенное в нас движение к этому блаженству.
- Я слышал, как про тебя сказали: когда Бог улыбается, он посылает на землю именно таких людей. Тебе, наверное, трудно самому с этим согласиться?
- Бог улыбается... Что бы это значило?.. (долгая пауза) Мне бы очень хотелось, чтобы Бог чаще улыбался. Потому что сейчас, глядя на нас, в том числе и на меня, на то, что происходит в мире, Он, наверное, чаще плачет.
Родился в Москве 20 июля 1982 г.
С семи лет принимал участие в спектаклях МХАТ им. А.П. Чехова и театра-студии под руководством О.П. Табакова.
С 1993 года - ведущий и репортёр в программе для детей «Там-там новости» (канал РТР), с 1998 г. - ведущий и репортёр в программе для молодёжи «Башня» (РТР).
С 2001 года работал внештатным, а с 2002-го - штатным корреспондентом службы информации НТВ. Готовил репортажи для программ «Сегодня», «Профессия - репортёр», «Личный вклад», «Главный герой», «Намедни».
В 2003 году окончил журфак МГУ.
В 2004 году был признан лауреатом премии Союза журналистов «Новое имя в журналистике».
С 2009 года - ведущий программы «Хочу верить!» (канал СТС).
С 2010 года - один из ведущих программы «История российского шоу-бизнеса» (канал СТС). За проект получил премию «ТЭФИ».
Член Академии Российского телевидения с 2010 года.
Как актёр снялся в фильмах «Матросская тишина» 0997). «Марш Турецкого» (2002), «Другая жизнь» (2003), «Кадетство» (3 сезона - 2006-2007), «Десантный батя» (2008), «Тариф новогодний» (2008) и др.
Беседовал Николай Черняев, «Читинское обозрение», №45