Город Город изнутри «Город изнутри»: Ботанический сад

«Город изнутри»: Ботанический сад

Не нужно самолёта и океанского лайнера, чтобы вдохнуть влажные тропики, провести рукой по мясистому листу агавы, увидеть, как лезут из земли робкие крокусы, наливается желтизной лимон и узнать, какое чудовище живёт в Ботаническом саду.

Февраль для меня самый депрессивный месяц — новогодние праздники давно закончились, украшения и иллюминация с улиц уже исчезли. Свету в сутках немного прибавилось, да толку-то с него — грязный снег и голые деревья от этого ничуть не краше. И до весны ещё целая вечность... И кажется, что вдохнуть влажные тропики, провести рукой по мясистому листу агавы, увидеть как лезут из земли робкие крокусы и наливается желтизной лимон, не покидая Читы, - это больная фантазия. К счастью — нет. Чтобы попасть в оранжереи ботанического сада, не нужен ни самолёт, ни океанский лайнер.

Весна на проспекте Белика

Даже в оранжерее, не предназначенной для экскурсий, глаза, изголодавшиеся по зелени, разбегаются по сторонам. Хотя на самом деле — это ничем не примечательные растения, материал для озеленения.

Экспозиция «От Белого до Чёрного моря», в это время года хоть и не блещет зеленью, но до того пахнет весной, что хочется раскутывать шарф и пускать в лужах кораблики. При температуре около 10 градусов тепла к пробуждению готовятся первоцветы — гиацинты, нарциссы, а смелые крокусы уже показали свои скромненькие цветы.

1 из 3

Оранжерея эта задумана как сад непрерывного цветения, которое после первоцветов подхватят, сменяя друг друга аквилегии, розы и ирисы, а многолетние альпийские астры завершат осень.

Сейчас же грецкий орех и лещина крепко спят, обрезанные под корень розы упорно тянутся к свету, бересклет японский и пироканта, даже не думали сбрасывать листву, а высокий куст псевдотсуги и вовсе сеет пыльцу из мелких желтоватых цветков.

Псевдотсуга, туя и можжевельник, которые легко спутать, одни из самых старых растений сада. Они остались в наследство ещё от «Горзеленстроя», а позже были пересажены в в экскурсионную экспозицию прямо в бочках. Инжир с толстым стволом — из того же наследства. Саду в этом году исполнится 23 года, а деревья росли ещё до его появления. Ещё одно старое растение — апельсин или мандарин, который саду подарила семья из Дарасуна, вырастив его из косточки. В среднем, деревце прожило около 30 лет, но так и не начало плодоносить, что, впрочем, для цитрусовых нормально.

Пусть расцветают 10 тысяч луковиц

1 из 3

В экспозиции «Растения тропической и субтропической зоны» значительно теплее — до плюс 25. Цвета здесь более выразительны, а названия тревожат слух грёзами о дальних странах. Есть здесь, например, тилландсия — родственница ананаса - скромно свисающая с ветки. На первый взгляд, ничуть не примечательная травка, если бы не отсутствие корней. В них тилландсия не нуждается, так как питательные вещества и влагу получает из воздуха.

1 из 3

Рядом с родственницей ананаса разросся «Иркутский урожайный» лимон, выведенный, понятно, в Иркутске. Лимоны, которые могут набрать вес до 700 граммов, пока неторопливо желтеют на ветках.

1 из 2

Кофе аравийский плодоносит красными бусинками почти круглый год. В саду говорят, что самые ценные свойства имеют именно свежие недозрелые зёрна, хотя вкуса от них никакого. Мурайя, которая растёт, очень похожа на кофе своими плодами. Они тоже съедобны и целебны.

1 из 3

Не плодоносит, к сожалению, финиковая пальма, хотя выглядит она весьма внушительно. Вырастить её, кстати, можно и дома. Особых условий, кроме, объёмного горшка не потребуется.

1 из 4

Коллекция самых домашних цветов — фикусов — в Ботаническом саду одна из самых больших и насчитывает 60 таксонов, то есть видов, подвидов, сортов и форм. Здесь есть не только привычные «деревца», но и, например, карликовый фикус, который обывателю покажется родственником плюща. Такой фикус, например, погубил большой эвкалипт в оранжерее, окутав побегами ствол дерева, не дав ему сбросить кору, что привело к удушению растения.

«Так же неприхотлив и инжир. Из-за недостаточной высоты оранжерей, он ежегодно подвергается глобальной обрезке, что не мешает его ежегодному пышному росту и обильному плодоношению, так как это растение обладает высокой жизненной силой. Растить его можно и дома, но при определённых условиях растение начинает пахнуть кошками. Хотя, у себя в оранжереях мы такого не замечали», - уточняет директор сада Вера Рыбкина.

1 из 2

Одна из пальм - трахикарпус - судя по всему, долго в ботаническом саду не проживёт. Если гибкие растения могут расти вдоль поликарбонатной крыши, то мохнатый ствол пальмы выдавит его на улицу. При этом подрезка пальмы — какой бы умелой она ни была — приведёт растение к гибели. У этого растения две точки роста – одна на верхушке ствола, а другая на кончике корня. Если повредить одну из этих точек, то растение неминуемо погибнет.

Агава в саду тоже не претендует на долгожительство.

1 из 3

«У нас часто спрашивают — цвела ли агава. Нет, и слава богу. Цветёт она однажды в жизни. Перед цветением она выбрасывает вверх цветонос высотой до 15 метров, на конце которой очень красивое соцветие, после чего погибает. Хорошо если вздумает цвести летом, тогда мы сможем снять с оранжереи один лист поликарбоната над ней. А, если цветение случится в зимний период, то придется срезать цветонос!» - говорит Вера Рыбкина.

В углу оранжереи — в зоне американской пустыни - притаились недружелюбные кактусы. Один из них — пиереския шиповатая — не похож на традиционные толстенькие стволы с колючками наличием листьев. Впрочем, листья у него — это стебли, а еле заметные колючки — это листья, как и у всех кактусов.

Напротив пустыни американской — пустыня африканская. Большинство растений в ней знакомы. Правда, алое размерами похоже на куст крыжовника, а «денежное дерево» — толстянка древовидная — на маленький баобаб. Был ещё «хирург без ножа», как называют в народе каланхоэ, но его пришлось ликвидировать из-за маленьких отростков, которые сыпались с листьев и засоряли почву. Зато другой вид каланхоэ перистый— тоже лечебный — растёт и здравствует.

Актуальная в это время работа в Ботаническом саду — выгонка луковичных растений. Около 10 тысяч луковиц гиацинтов, тюльпанов и крокусов подвергаются обработке и помещаются в особые условия, чтобы порадовать любимых женщин.

1 из 7

Ещё одна экспозиция включает в себя целых три зимних сада — японский, русский и детский.

В японском уголке внимание привлекает тоненький бамбук. Растёт он, к счастью для невысоких крыш оранжереи, не так быстро как его толстый сородич. «Вообще-то правильно говорить, сад в японском стиле, так как японские сады могут быть только в Японии или там, где их создали и поддерживают японцы. Кто бы ни занимался таким садом — всё равно сделать так, как нужно, не получится. Понятие «русский сад» тоже весьма условно — мы просто создали его максимально удобным для фотосессий молодожёнов», - поясняет Вера Рыбкина.

1 из 7

В русской традиции — качели и столик с фруктами. Пластиковые яблоки и груши — единственные в саду искусственные вещи, имеющие отношения к растениям.

1 из 7

В детском саду маленький гномик стоит с инструментом, трава обвивает забытые кем-то ботинки и растёт циперус папирус, из которого египтяне делали бумагу. А в самом конце — за плетнём и маскировочной сеткой живёт чудовище, которое охраняет техническое помещение и хранящийся там инвентарь от маленьких любопытных экскурсантов.

1 из 2

Эта оранжерея стояла разбитой более 10 лет и ожила только в 2012 году. Страдала она в том числе и из-за взрывной волны салюта, который военные запускали в день Победы с Мемориала.

Для создания экспозиции уже готовы ирисы, среди которых есть и коренные забайкальцы — выведенные здесь «Георгий Граубин», «Декабрист Лунин» и «Голубая Ингода». Кроме того, по внутренним правилам все ботанические сады мира бесплатно обмениваются своими растениями. И у читинского ботанического сада уже есть договоренность с другими садами о пополнении коллекции ирисов, рододендронов и древовидных пионов.

Пока оранжерея пуста, как весенняя пашня. Однако в грёзах работников, здесь сотни сортов роз клонят тяжёлые бутоны к афинским развалинам, сказочные скульптуры на плавных линиях склонов возвышаются над акварельной пестротой ирисов, а в углу несёт прохладные струи маленький водопад.

Впрочем, мечтать хорошо при наличии фантазии, а воплощать — при наличии денег.

От северных гор до южных степей

1 из 4

Но то, что мечты в Ботаническом саду становятся реальностью можно убеждаться, глядя на грунт, как его здесь называют, на месте которого совсем недавно была свалка. Пока вся прелесть новой экспозиции скрыта под снегом, но уже видно, что 200 тонн камней копируют ландшафты Забайкальского края. Здесь лиственничное редколесье карабкается на северное высокогорье. В распадке расположились пушистые ели. А тут из сугроба торчат зонтики мангыра и степного ковыля. В планах — горная река и эвенкийский тотем. Но обо всём по порядку и в своё время. А пока стоит посмотреть на тропики — они рядом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления