Сегодня здесь выстраиваются свадебные кортежи, невесты шлейфами выметают крыльцо, но многие читинцы помнят ещё: двадцать лет назад у дверей сегодняшнего Дворца бракосочетаний на Костюшко-Григоровича «парковались» мамочки с колясками. С 1971 года здесь была детская поликлиника Центрального района Читы.
Мы специально отыскали человека в белом халате – Елену Гортунову. С 1992 года по 1995 выпускница медицинской академии, она работала в поликлинике участковым педиатром на Костюшко-Григоровича, до 2000-го - на Полины Осипенко. Ныне Елена Васильевна – заместитель главного врача детской поликлиники №3. А во Дворце бракосочетаний впервые – так вышло – спустя 18 лет оказалась по просьбе журналистов: провела экскурсию по ЗАГСу, который был поликлиникой.
- Тамбура при входе не было. Крыльцо было таким же. Территория, как и сейчас, не была отгорожена от проезжей части. Коляски оставляли прямо тут, - открывает доктор дверь самого популярного среди читинских молодожёнов места регистрации брака.
По левую руку от входной двери находился гардероб, куда сдавали драповые пальто и пакеты с детскими клетчатыми одеялами. Сегодня вместо окошка – ровная стена. А гардероб переместился аккурат на место регистратуры. Стеклянная перегородка отделяла регистраторов от пациентов. Тут же находился журнал, где можно было записаться на приём к специалисту самостоятельно. Или опустить талончик в ящик для приёма вызовов доктора на дом. Регистратура была во всю длину здания. Перегородок, которые разделили её на несколько комнаток сегодня, раньше не было. Стояли бесконечные стеллажи с амбулаторными картами маленьких читинцев. Карточки с наклеенными медвежатами из почтовых открыток, толстые, с торчащими чёрными уголками - флюорографическими снимками.
Сегодня часть бывшей регистратуры занимает комната невесты. Уютная обитель, где поправляются локоны, а может, и последние сомнения осаживаются перед решительным «да».
Два десятка лет назад в этот коридор посетители не входили. Он был немного короче теперешнего, потому что часть его занимала прививочная картотека, и казался у́же из-за стеллажей с карточками вдоль всей стены слева.
В конце, за стеллажами пряталась дверь в ординаторскую. Большая, светлая, просторная. Врачи учились здесь – была школьная доска на стене для занятий, отдыхали в перерывах между приёмами, накидывали белые халаты за шкафом по утрам, переводили дыхание. «По вине» именинников запах лекарств иногда смешивался с запахом яблочных пирогов и свежезаваренного чая.
- Вот тут стоял мой стол, - улыбается наш экскурсовод. Счастливая… Двадцать лет долой. Добрые воспоминания хранят эти стены, сколь бы их не сносили, не сдвигали.
В бывшей ординаторской сегодня малый зал регистрации. В современном стиле, лаконичный, удобный. Чуть раньше он был банкетным, а сейчас - в ожидании, когда закончится ремонт второго – большого зала, - единственный.
В ЗАГСе ремонт, поэтому всё кажется немного блеклым – пастельные тона стен, нет отбойника у лестницы. Зазевался – получай след строительной пыли на пиджаке. Но влюблённым не терпится – в маленьком зале, с минимумом приглашённых, но женятся бесперебойно.
В поликлинику тоже выстраивались очереди. Почти легендарные.
Поликлиника обслуживала весь Центральный район и – Северный, и Каштак. 25 тысяч человек! Это потом уже открылась поликлиника в Северном микрорайоне и перетянула на себя часть посетителей. А до того… Немудрено, что к походу сюда, особенно с грудничками, читинцы готовились морально и физически.
- Помню, что мамина подруга, собираясь с двумя малышами на приём, запасалась завтраком, обедом и пакет пелёнок с собой брала. Подгузников, влажных салфеток – ничего ж не было… - подключаются к сбору воспоминаний молодые сотрудники Дворца бракосочетаний, которые в бытность тут поликлиники ходили пешком под стол.
Коридоры были тёмными, узкими из-за лавочек по обеим сторонам. Но ребятишки умудрялись носиться в проходах, баловаться, как дети во все времена во всех поликлиниках. Измученные мамы делились новостями молочных кухонь. Чаще всего новости были вкусными, отдавали ванильным привкусом свежего творожка, пюре и соков, знать не знавших тетрапака и прочей подмены отменного качества. Всю эту вкуснятину – молодёжь-то не помнит – на молочных кухнях давали бесплатно, если педиатр выписывал направление на докорм. Только стеклотару надо было сдавать обратно. В подчинении этой поликлиники была молочная кухня на Новобульварной, 133.
К аппетитному экскурсу в историю присоединилась и заведующая Дворцом бракосочетаний Лариса Качковская. Наверное, и другим читинским мамам и бабушкам есть что вспомнить на эту тему. Например, пеленальные столики с коричневыми клеёнками в холле на втором этаже. Нешпонированные, крашенные. Скольких гуранов перепеленали на них – не сосчитать теперь. Наверняка, многие из тех горластых младенцев или сопящих карапузов уже возвращались сюда регистрировать браки, рождение детей, а кто и собственных детей уже женил в этих стенах.
Лестница не была кованой. Да и в целом, отделка была скромнее. Крашеные панели, деревянные полы, окна, которые к зиме затыкали ватой, обклеивали конторской бумагой, намазанной хозяйственным мылом. На лестничной площадке по правую руку была дверь в кабинет главного врача. Сегодня двери нет. За стеной – кабинет заведующей ЗАГСом. На стенах – шедевры свадебных фотохудожников. Когда-то (вспоминайте!) их украшали санитарные бюллютени – иначе говоря, стенгазеты с рисунками, вырезками из журналов о том, что зубы надо чистить, кашу кушать, а маму слушать.
В кабинете заведующей, а также в кабинетах регистраторов, где брачующиеся подают заявления и решают, кому под какой фамилией дальше жить, - размещались кабинеты заведующих отделений и специалистов.
- Кабинеты были узкими: на каждое окно – кабинет. Часть специалистов принимали на Ленинградской. Не помещались все здесь. Когда в 1995 году переехали в новое здание на Чкалова, стало удобнее, просторнее, обследований больше делать стали. Но… мне кажется на Костюшко-Григоровича мы были дружнее, роднее друг другу, что ли. А там разбрелись по трём этажам… Ностальгия? Да, немного есть, - оглядывает знакомые незнакомые помещения доктор Гортунова. - А балкон, балкон остался? Остался… Надо же.
Кого-то из тех, с кем работал юный участковый педиатр, уже нет в живых. В память особенно запала начмед Мария Александровна Федосеева.
– Очень грамотный доктор, много мы от неё взяли в профессиональном плане, нравственном, человеческом. Коллектив в основном женский был. Главврач одно время мужчина был, но я его уже не застала – Кавецкий. У нас окулист был Шадров, пожилой уже. Всё. Остальные – женщины.
По врачам малышей водили тоже, в основном, мамы. Может, потому что развернуться с армией родственников, как сейчас на Чкалова, здесь просто было негде.
- Тесно было, шумно. Но мне кажется, родители были дисциплинированнее, серьёзнее теперешних. К советам врачей прислушивались больше…
А за этими закрытыми дверьми пришлось отключить фотокамеру: сотрудники Дворца бракосочетаний хотят сделать молодожёнам сюрприз. «Вот привезут мебель, закончат с отделкой мастера, и все ахнут – очень красиво получилось», - интригуют до поры до времени. Но нас запустили. Правда – красота. Даже и не скажешь, что несколько десятков лет тут был коридор и – по количеству окон - кабинеты участковых педиатров. Где на деревянных метровых ростомерах фиксировали, на сколько сантиметров бутуз за месяц подрос. А прибавку в весе отмечали на железных весах с гирькой.
Окно в конце коридора теперь скрыто «стеной». Можно зайти, выглянуть на Бутина.
- Балкон… Выходили – помню, подышать. А тут мой кабинет был, у этого окна, - улыбается наша провожатая. И это единственное фото из зала под грифом «секретно».
Третий этаж, как и при поликлинике, не обжит. А в подвале сегодня, куда из ЗАГСа не попадёшь, наряжает женихов-невест свадебный салон «Ромео и Джульетта». Надеюсь, не смахнёт романтический флер подробность: некогда в этом подвале находились прачечная, завхоз, кастелянша, дезинфекторы…
Если спуститься с лестницы и по коридору направо, попадёшь – раньше – к главной сестре, которая выписывала больничные листки, к лорврачу, инфекционисту. Позже – в архив ЗАГСа и к окошечку, где выдавали свидетельства о рождении и разные справки. Помните?
А сегодня – тут регистраторы переживают ремонт второго этажа. Окон выдачи документов нет, в коридоре появились дополнительные перегородки, за дверью скрылось длинное окно в пол.
Архив порядком поредел: в ЗАГСе остались только данные о регистрации браков и ухода из жизни. Отчего именно такая взаимосвязь - пожимают плечами и улыбаются. Остальной архив передали по районам.
Ремонт подарит посетителям не только шикарные залы для регистрации, но и… доступный туалет на первом этаже. Когда-то он был в поликлинике, собираются восстановить.
- Я помню, что реконструкция здания под Дворец бракосочетаний довольно долго была. И даже, когда мы уже переехали, несколько лет, особенно здесь, где кипятили инструменты, стоял особый больничный дух, - вспоминает ведущий специалист-эксперт Ирина Викторовна Козятникова.
- А говорят, очень давно здесь находилась станция переливания крови… - вносят свою лепту работники гардероба.
Если есть информация на этот счёт – поделитесь. Вряд ли удастся найти очевидца для экскурсии, подобной этой - по следам поликлиники. А на Костюшко-Григоровича, 11 по-прежнему лечат. Другие врачи, другими лекарствами.
От одиночества.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала главного врача детской поликлиники №3 города Читы Ольгу Мичудо, заместителя главврача Елену Гортунову и сотрудников Дворца бракосочетаний.