Журналист «Эффекта» Анна Хвостова, упростив понятие патриотизма до желания покупать национальную символику, сувениры и флаги, решила проверить, во сколько обходится такая «любовь к Родине» в Чите. «На сайтах поп-арта представлен живописный парадный портрет Дмитрия Медведева в полный рост, посвящённый инаугурации нового президента и выполненный в традициях русской портретной школы. Цена этого «шедевра» составляет от 4 500 до 7 500 рублей», - рассказывает Хвостова. Флажки обходятся дешевле.
Читать «Эффект»
Однако даже на неё государство ежегодно выделяет порядка 800 миллионов рублей. Считается, что такой суммы достаточно, чтобы простой российский патриот по первому же зову кинулся защищать свою страну.
Давайте посчитаем, дорого ли сегодня быть патриотом в классическом понимании — с флагом над головой и портретом лидера на стене.Дорогой сердцу триколорСамый ходовой товар, рассчитанный на патриота, это, конечно же, государственный флаг. Он на прилавках встречается чаще всего. По словам читинских продавцов, которые работают там, где можно приобрести государственную символику, флаги – товар популярный и, наверное, самый разнообразный. В ассортименте триколоры от миниатюрных — которые обычно размещают под лобовым стеклом автомобиля, до полотен размером с простыню.
Пик продаж главного государственного символа приходится на большие городские праздники, а ещё в канун крупных спортивных соревнований, хоккейных и футбольных матчей с участием россиян. В День Победы и День города читинцы покупают по нескольку тысяч флагов России. Результаты на стационарных точках, таких как канцелярские, книжные и армейские магазины, значительно скромнее. Там и кусочек патриотизма стоит дешевле — за самый маленький просят от 25 рублей. На улице меньше 50 рублей флаг не стоит, но стихийный порыв любви к Родине и природное нежелание идти до магазина делают своё дело.
Пропорции российского флага составляют 2:3. Все главные государственные символы от мала до велика подчинены им. Самый большой флаг в стране, который закреплён на флагштоке и находится там круглый год, расположен на Останкинской телебашне. Его длина составляет более 4,5 метра. Такие гиганты в магазинах не продаются. Желающие обладать символом России таких размеров могут заказать пошив в ателье. Несмотря на то, что для изготовления российского флага нужно соблюсти ряд стандартов — подойдёт не каждая ткань и можно легко ошибиться с цветом, - за работу портные много не возьмут. По словам опытных швей, шить триколор не сложно, даже проще, чем постельный комплект.
Почем Путин для народа?
Человек поклоняется изображениям духовных и политических лидеров испокон веку. Даже сейчас, когда демократия превыше всего, лик президента и премьера Родины нашей, Российской Федерации, продолжает быть одним из главных атрибутов кабинетов чиновников и руководителей всех мастей. Почем ныне фотография главы самого большого в мире государства?
Существует не более пяти официальных изображений первого лица. Все они родом из картотеки агентства ИТАР-ТАСС. Владимир Путин идёт в тираж форматом А3 и А4. Стоимость портрета начинается от 200 рублей. Купить первое лицо государства можно наравне с флагом — в Роспечати, на почте, в канцелярском, книжном или армейском магазине. Цена вопроса зависит, в первую очередь, от оформления холста — те, что на бумаге, самые дешевые. Однако есть варианты в багетах, чья стоимость кратно превышает сам отпечаток.
Некоторые сверхпатриотично настроенные граждане абсолютно уверены: раз Владимир Путин — глава государства, то его портрет - ничто иное, как один из элементов госсимволики, и он должен обязательно висеть во всех госучреждениях на самом видном месте. Находятся даже те, кто думает, что существует специальный регламентирующий эту процедуру документ. Вопреки тем, кто усматривает в нынешней жизни приметы формирования нового культа личности, ни какого спецдокумента на сей счёт нет и не предвидится. Портрет Путина всё-таки не флаг, но разве остановишь народную любовь?
За портрет Путина «Именная улица в Чикаго» московский художник Никас Сафронов считает себя человеком, взобравшимся на Эверест. Из всех собратьев по цеху он первым ощутил дыхание перемен и написал лик Путина, когда Ельцин еще не объявил о своей отставке.
Теперь изображением лидера страны никого не удивишь. В сети продаются даже портреты маслом Медведева. Чаще, правда, встречаются фотографии, отпечатанные на ткани, которые тоже стоят недешево. На сайтах поп-арта представлен живописный парадный портрет Дмитрия Медведева в полный рост, посвящённый инаугурации нового президента и выполненный в традициях русской портретной школы. Цена этого «шедевра» составляет от 4500 до 7500 рублей.
Эпилог
12 июня страна отмечает День России. Как обычно для среднестатистического соотечественника – это очередной внеплановый выходной. Патриоты проводят аналогии с американским Днем независимости, консерваторы считают 12 июня днем траура — именно тогда окончательно рухнул СССР. Каждый определяет позицию сам. Правда, давая оценки, важно не забывать, что любовь к Родине, в отличие от государственной символики, на прилавках не найти.
Анна Хвостова, «Эффект», №24В «Эффекте» же Алексей Будько вспоминает, как 30 лет назад началась кампания по борьбе за трудовую дисциплину. И условия этой борьбы были довольно жёсткие и в Чите тоже. «На предприятиях ужесточились наказания за прогулы и опоздания: виновным грозили не только вычеты из зарплаты и перенос отпуска на зимний период, но также перевод на нижеоплачиваемую работу. В дневное время в магазинах, кинотеатрах, парикмахерских, да и просто на улицах милиция стала устраивать рейды и облавы, проверяя, почему граждане находятся именно здесь, а не на своих рабочих местах», - говорится в тексте. А также о том, как гаишники ловили «отдыхающих» на служебных машинах.
Читать «Эффект»
Борьбу за улучшение экономического положения государства, в котором явственно прослеживались элементы стагнации, Андропов совершенно логично начал с широкомасштабной кампании по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины.
17 июня 1983 года в Советском Союзе издается Закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». Документ перепечатывают почти все газеты страны. В Чите закон печатается на двух полосах «Забайкальского рабочего» 19 июня.
Затем последовала серия постановлений, цель которых усилить контроль и ответственность за нарушение дисциплины на предприятиях. Ключевым стало Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда».
Порядок на местах
Андропов искренне полагал, что достаточно просто навести порядок на местах, укрепить трудовую дисциплину на производстве и в органах управления, и все остальные проблемы построения коммунизма в отдельно взятой стране решатся сами собой.
На местах начальников, желающих закрутить гайки, оказалось довольно много. 1983 год в Советском Союзе — период небывалых репрессий к трудовому человеку, привыкшему приходить на работу попозже, уходить пораньше, а в перерывах устраивать часовые перекуры. На предприятиях ужесточились наказания за прогулы и опоздания: виновным грозили не только вычеты из зарплаты и перенос отпуска на зимний период, но также перевод на нижеоплачиваемую работу.
В дневное время в магазинах, кинотеатрах, парикмахерских, да и просто на улицах милиция стала устраивать рейды и облавы, проверяя, почему граждане находятся именно здесь, а не на своих рабочих местах.
Сходить в магазин
Правда, при этом режим работы в магазинах, ателье и просто в государственных учреждениях не изменился и попасть туда можно было, только уйдя с работы.
Дело в том, что после трудового дня людям надо было ещё как минимум выстоять несколько очередей в магазинах, которые закрывались довольно рано. После этого надо успеть за детьми в детские садики, которые работали до 5 часов вечера. И воспитатели были очень сильно не рады, когда родители задерживались до 18-19 часов.
Для удобства трудящихся на союзном уровне было принято решение о продлении часов работы для крупных продовольственных магазинов до 20-22 часов. Но кардинально это проблему не решило, поскольку таких торговых точек было немного. В Чите — не более десяти.
Родительский день или прогул
Очень скоро на неприятные вопросы приходилось отвечать посетителям магазинов и кинотеатров уже по всей стране. В Чите первые рейды прошли в магазине «Центральный» (в ту пору «Товары для женщин») и кинотеатре «Родина». Но только этим борьба за трудовую дисциплину не ограничивалась.
В 1983 году «Забайкальский рабочий» публикует письмо доцента Читинского мединститута, кандидата исторических наук М.Нейтмана под хрестоматийным для своего времени заголовком: «Назревшая необходимость». В нём учёный обрушивается на Родительский день, традиция отмечать который зародилась в конце 70-х.
«В Чите, например, тысячи её жителей устремились в этот день на кладбище, чтобы помянуть умерших. И хотя был обычный трудовой день, но на кладбище можно было увидеть немало тех, кто должен был в это время находиться на работе, а не сидеть здесь с рюмками в руках», - гневно обличал земляков преподаватель ЧГМИ.
Куда спешат грузовики?
За рабочим временем сограждан пристально смотрела и Госавтоинспекция, регулярно проверявшая законность нахождения за пределами предприятий ведомственного автотранспорта. За время одного только рейда ГАИ летом 83-го в ещё очень слабо автомобилизированной Чите было выявлено 8 незаконных поездок. Шофёр из «Хабаровскспецстроя» попался в рабочее время на рынке на служебном ГАЗ-69. Водителя ГПТУ-16 отловили на таком же «газике» по пути на озеро Тасей. У винно-водочного магазина попались уазики Забайкальской геофизической экспедиции, Оленгуйского ОРСа и грузовик треста «Сибхиммонтаж». Однако предъявить попавшимся водителям гаишники не смогли ничего. Все задержанные предъявили квитанции об уплате за использование государственного транспорта в личных целях и спокойно поехали дальше.
Всего за первое полугодие 1983 года незаконных поездок на территории Читы было выявлено 350. За недостатком личного транспорта на природу, на дачу или по магазинам очень удобно было ездить на служебном авто.
Дежурство на проходной
В Петровск-Забайкальском в июне 1983 года рейд местного комитета народного контроля по предприятиям города в целом прошёл довольно гладко. Картину общего благоденствия, как всегда, испортили «отдельные недостатки».
На городском мебельно-деревообрабатывающем комбинате около десяти человек к началу работы не успели. Оправдания у автомобилистов и мотоциклистов стандартные: «По нашим дорогам разве успеешь» и «Не рассчитали по времени». «Безлошадные» рабочие ссылались на плохую работу общественного транспорта.
За пару месяцев на комбинате прошло уже шесть проверок соблюдения трудовой дисциплины. За опоздания, ранний уход с работы и длительные перекуры дисциплинарные взыскания были наложены на 34 работников. На соседнем Петровск-Забайкальском хлебокомбинате рублём наказали 26 нарушителей трудового графика. Здесь же были выявлены «вопиющие» (цитата из официального документы) случаи пьянства на рабочем месте. За бутылкой работяги шли в обход проходной — через дырку в заборе.
Гортоп закрыт. Все ушли
Если торговля еще старалась подстроиться под нужды советских трудящихся, то сфера быта предпочитала работать по старинке.
Не стала утруждать себя сменой графика работы и столь нужная для наполовину деревянной Читы организация, как «Гортопсбыт».
Двери конторы, расположенной в районе Большого Острова, были открыты для читинцев с 8 до 23 часов, однако в субботу и воскресенье «Гортоп» привольно отдыхал. Необходимость заказывать дрова после работы, а не в выходные, владельцев частных домов не устраивала. Конфликт возмущённых потребителей и топливного монополиста едва не дошёл до обкома, однако договориться все же удалось. Дрова стали отпускать и в выходные.
Штабом — по пьянству
Нешуточное внимание к соблюдению трудовой дисциплины уделяли на предприятиях общественного транспорта. Там забивание на работу одного человека могло аукнуться срывом рабочего процесса для сотен.
В Читинском троллейбусном управлении, например, вместо положенных 56 машин на линию часто выходили 48-50. Причина банальна: привычка приходить на работу с похмелья у многих водителей была неистребима.
Боролись с этими грехами в ЧТУ в духе эпохи развитого социализма. На предприятии работал штаб по укреплению трудовой дисциплины. Ему помогали отлично себя зарекомендовавшие общественный отдел кадров и совет по профилактике. «Однако нередки случаи, когда за водителей-пьяниц прибегали заступаться их матери и жены», - писала в 1983 году газета «Забайкальский рабочий».
Послесловие
Поход за укрепление трудовой дисциплины начал выдыхаться уже через несколько месяцев. Он был расценен на местах как очередная кампания.
Постепенно выясняется, что падение производства меньше всего связано с прогулами. Исследования, проведенные Центральным статистическим управлением, показали, что прогулами было вызвано менее 2 процентов потерь рабочего времени. Снова подтвердилась давно установленная истина: экономика СССР нуждается в серьёзных структурных изменениях, ловлей лодырей дела не поправишь.
Алексей Будько, «Эффект», №24Ольга Чеузова из «Читинского обозрения» отправилась в рейд с миграционной службой Забайкалья и обнаружила, что край становится всё более многонациональным. Становится — хорошо, плохо, что как-то криво: « Заглядываем в одну из таких квартир — здесь живёт киргизская семья. По всему дому развешано бельё, а на подоконниках — подносы для готового продукта. Глава семейства держит чебуречную. Чад в соседских квартирах и в подъезде такой, что хоть нос прищепкой защепляй». Регистрируются на жилплощади граждане неохотно — скоро, мол, домой. А потом возвращаться на Родину не спешат.
Читать «Читинское обозрение»
«Завтра мы уезжаем»
Улица Бабушкина оживлена даже вечером: двор через дорогу от центрального рынка полон чернявых детишек, вот с торговых рядов возвращаются их уставшие папы и мамы. Живут на съёмных квартирах рядом с работой.
Двери пока открывают только русские. Но, как показалось мне, с неохотой — паспортный режим людей настораживает. Пара квартир на стук отозвались тишиной. Но вот хлопнула дверь подъезда. Навстречу нам идут две женщины, у одной маленький ребёнок на руках. «Миграционная служба. Документы предъявите, пожалуйста», - говорит специалист УФМС Ольга Оганесян. Женщина, вся как-то сжавшись, протягивает паспорт. Гражданка РФ. «Давно проживаете в этой квартире?». - «Два месяца». - «А вы знаете, что по истечении трёх месяцев по месту пребывания нужно зарегистрироваться в УФМС. Подойти нужно с хозяином квартиры, родственником, который вас приютил, написать заявление на временную прописку?» - «А мы завтра уезжаем домой».
В соседней квартире уроженка Киргизии — тоже гражданка России — семьёй тоже «завтра уезжает». Все как-то разом засобирались домой.
Чебуречная на дому
Информацию о том, что необходимо регистрироваться по месту временного пребывания по истечении трёх месяцев, не знают и русские граждане. Например, этот молодой человек, скорее всего студент: «А если я не хочу регистрироваться? Это квартира моей мамы». «Тогда в следующий раз вас привлекут в административной ответственности», - поясняет инспектор отдела по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы Татьяна Писаренко. «Ну, хорошо я приду в УФМС. Можно, я пойду? У меня картошка сейчас сгорит», - и молодой человек исчезает в недрах квартиры.
В следующей квартире обнаруживаем цыганку. В длинной юбке, обвешанная золотом, обрадовалась, что её фото попадёт на страницы газеты. Из паспорта узнаём, что она тоже гражданка Российской Федерации зарегистрирована на Черновских. «А почему живёте здесь?» - интересуется участковый. «Я в больницу хожу в городе. Жду ребёнка, а с Черновских ездить тяжело».
Все граждане, нами проверенные, имеют российское гражданство. Те, у кого его нет, затаились в квартирах и дверей не открывали. Зато охотно пускали к себе на порог старожилы-читинцы, которые жаловались на большое количество мигрантов, которые то в подъездах мусорят, то чебуреки жарят в квартирах — в производственных, так сказать, масштабах. Заглядываем в одну из таких квартир — здесь живёт киргизская семья. По всему дому развешано бельё, а на подоконниках — подносы для готового продукта. Глава семейства держит чебуречную. Чад в соседских квартирах и в подъезде такой, что хоть нос прищепкой защепляй.
На том же стульчике
В новостройке в триста квартир по улице Красноармейской — тоже подлинный интернационал. Лестничные площадки на три квартиры. В первой открывает женщина. Внешность славянская. Участковый проверяет паспорт: квартира служебная, регистрация в порядке. И только инспектор протягивает документ жиличке, как с балкона являются перепачканные шпаклёвкой и пылью узбеки. Парни испугались, но документы предъявили. Трое братьев в России на заработках, на миграционном учёте состоят.
В следующей квартире встречают граждане Армении и Узбекистана. Тут тоже с документами всё в порядке. Идём дальше и понимаем: новостройка буквально нашпигована выходцами из стран СНГ. Дело понятное — ремонт черновых квартир. Спрос на дешёвые рабочие руки имеется, а, значит, у миграционной службы работы не убавится.
А ту самую уроженку Киргизии, которая обещала уехать «назавтра», я встретила на следующий же день около центрального рынка. Она и не думала куда-то уезжать. В руках у неё был всё тот же стульчик, на котором она сидит за рыночным лотком.
Ольга Чеузова, «Читинское обозрение», №24Надежда Герасимова проверила для читателей «Читинского обозрения» рекламное объявление от перевозчика, предлагавшего рейс до Газимурского Завода на импортном «Хёндае» за тысячу рублей. Ей не понравилось: «Проверяющие советуют пассажирам выйти из машины, размяться, потому как задержимся мы тут надолго. Одного из нас просят пройти дать объяснение. Проявляю инициативу. Пока пишу объяснение, слышу разговор горе-маршрутчика и сотрудников дорожного надзора. Предприниматель объясняет, что просто решил помочь людям и подбросить их до Газ-Завода. А плата за проезд — всего лишь компенсация расходов на бензин. Ничего себе компенсация — 1000 рублей с каждого из девяти пассажиров, тогда как проезд в легальном транспорте 900 рублей».
Читать «Читинское обозрение»
В начале недели я позвонила по номеру, и недовольный женский голос забронировал мне место на среду. Время отъезда не сообщили даже примерно, сказав, что накануне вечером водитель сам позвонит мне. Цена поездки — 1000 рублей.
Во вторник уже в десятом часу вечера я дождалась-таки звонка. Водитель сообщил, что подъедет на вокзал около восьми, «ну, или в течение часа».
- А я должна на вокзале торчать целый час в ожидании?
Водитель успокоил — максимум в 20 минут девятого будет на месте. На всякий случай приезжаю пораньше. В половине восьмого ещё зябко. В ожидании больше часа наматываю круги по привокзальной площади. В подъехавший только в 08.50 «Хёндай» прыгаю с такой радостью, что даже не замечаю, что места для пассажиров в машине очень мало. Салон загромождён сумками и коробками.
Буквально через минуту я захотела вновь выбежать — сидящий рядом парень источал такой перегар, будто в него три ведра спирта вылили. Тут я ощутила на себе первое неудобство «маршруток». Всё-таки в автобусах расстояние между пассажирами побольше, а здесь приходится сидеть чуть ли не в обнимку.
Преодолевая преграды из сумок и коробки с принтером, перемещаюсь на другое место. Водитель посмеивается: «Хорошо, что маленькая такая. Была бы покрупнее, манёвры бы такие не проделала!».
Отъезжаем от вокзала и ещё почти час колесим по разным уголкам города, собирая пассажиров. Сидящая рядом женщина поясняет, что пассажиров могут забирать прямо из дома: Удобно, конечно. Но не тем, за кем подъехали раньше.
Последним забираем мужчину с ребёнком лет шести. Про себя отмечаю, что о безопасности мальчишки не думает ни отец, ни водитель. Специального удерживающего устройства в машине нет. И ремня безопасности на выдвигающемся месте мальчика — тоже. По всему видно: водителя волнует только материальное благополучие, а не безопасность пассажиров.
Короткий путь
Включив весёленький тюремный репертуарчик, водила давит на педаль газа и мчит нас вперёд. По дороге он, не стесняясь пассажиров, среди которых половина женщин и ребёнок, дымит сигаретой. Вот вам и сервис за 1000 рублей.
К счастью, на первом же посту ДПС, почти сразу за городом, нас тормозят. Однако документы водителя проверяет не сотрудник ГИБДД, а парень в зеленоватой форме (как выясняется позже, сотрудник управления государственного автодорожного надзора). Судя по разговору, с документами у лихого маршрутчика не всё в порядке. Проверяющие советуют пассажирам выйти из машины, размяться, потому как задержимся мы тут надолго. Одного из нас просят пройти дать объяснение. Проявляю инициативу.
Пока пишу объяснение, слышу разговор горе-маршрутчика и сотрудников дорожного надзора. Предприниматель объясняет, что просто решил помочь людям и подбросить их до Газ-Завода. А плата за проезд — всего лишь компенсация расходов на бензин. Ничего себе компенсация — 1000 рублей с каждого из девяти пассажиров, тогда как проезд в легальном транспорте 900 рублей. Оказывается, что ни страховки, ни каких-либо других положенных перевозчикам документов и приборов у маршрутчика нет. Решаю дальше не ехать. Задача по сбору информации выполнена.
«Теневые» перевозки
Честно говоря, не понимаю людей, которые пользуются услугами «нелегалов». Ведь именно спрос рождает предложение. Почему транспорт на дальние расстояния люди выбирают по принципу «лишь бы колёса были»? И даже не задаются вопросом, прошёл ли медосмотр водитель, не выпил ли вчера лишнего, здоров ли, не употребляет ли наркотики, насколько безопасна его «таратайка», на которой водила готов гнать за 500 и больше километров от Читы?
Жительница Читы Алёна Фимович уверяет, что больше никогда не воспользуется услугами нелегальных перевозчиков. Она отправилась в Газ-Завод на нелегальной маршрутке в начале мая. На полпути транспортное средство сломалось, и вместо 7 часов женщина провела в дороге почти 12. Маршрутчик не смог отремонтировать своё авто и порекомендовал поймать попутку. Уплаченные за проезд деньги вернуть отказался. Ещё повезло, что аварии не случилось...
Кроме небезопасного предоставления услуг по перевозке людей «нелегалы» забирают немалую часть прибыли добросовестных перевозчиков. При такой системе убытки терпит тот, кто играет по правилам: тратится на налоги и страховки, на содержание техперсонала, проводит предрейсовый контроль техники, медосмотры. То есть, гарантирует пассажирам безопасность.
Татьяна Маресева, директор «Читаавтотранс», считает, что конкуренция хороша тогда, когда у всех сторон одинаковые условия.
- У компании, действующей официально, масса обязанностей, - добавляет легальный перевозчик Сергей Зиновьев. - Мы должны соблюдать режим работы водителей, выдерживать график движения автобусов, придерживаться строго установленных тарифов. За любое нарушение компанию могут подвергнуть санкциям. А у нелегалов один водитель может вести микроавтобус и 1000 и 2000 км. О том, что при этом он подвергает опасности не только свою жизнь, но и жизнь пассажиров, никто не думает. Но стоит ли ждать каких-то серьёзных инцидентов, чтобы понять, что такое отношение недопустимо?! Если мы стремимся построить правовое государство, то не надо идти против закона.
Не согласиться с владельцем девяти маршрутов я не могу, ведь никто не будет жалеть торговца алкоголем из-под полы только потому, что у него это единственный источник доходов. Бизнес должен быть легальным.
Надежда Герасимова, «Читинское обозрение», №24«А прописаны то у нас «мёртвые души». На имена тех, кто давно умерли или переехали жить в другое место, все-то приходят бумаги, где с них требуют плату за услуги ЖКХ! Усопших обвиняют в том, что они не платят по счетам... При этом отопление в их комнатах не проведено, да и светом они точно не пользуются. В брошенных квартирах хозяйничают бомжи и наркоманы, окна выбиты, двери выломаны, на полу — горы мусора. Вдобавок, стены отсырели, и по всему дому пошли трещины...», - «Комсомольская правда — Чита» пишет о проживающих в аварийном доме читинцах. Сразу становится понятно, что бедами жильцов никто заниматься не хочет.
Читать «Комсомольскую правду — Чита»
В народе говорят, что не принято выносить сор из избы. Однако, если этого не делать, то его может накопиться слишком много... Вот и в нашем случае ситуация сложилась аналогичным образом, причём и в прямом, и в переносном смысле.
Лиха беда начало
...Дом № 6 по улице 1-ая Станкозаводская, построенный в 1954 году прошлого века, ни разу не подвергался капитальному ремонту. Печное отопление, отсутствие горячей и холодной воды, крохотные комнатки... Предназначалось это бесхитростное жильё для строителей и работников станкозавода. Рядом — колхозные поля, где жильцы выращивали урожай. Жили дружно и весело. Для молодых рабочих условия были вполне приличными. Но беда пришла, откуда не ждали, и поневоле жильцы стали узниками собственного дома, который из «времянки» превратился в постоянное жильё. Сами бывшие строители либо разъехались, либо умерли, либо превратились в потерянных для общества личностей... В доме же сейчас остались те законные жильцы, кому идти больше некуда...
Крах
Как вы понимаете, случились такие перемены после перестройки. Сам станкозавод, как и большинство предприятий нашей страны, постигла тяжкая участь...
- Мой муж тоже работал на заводе, -рассказывает «Комсомолке» Наталья Рогозинская, - дети росли, жилья не было, вот предприятие и предоставило нам комнату. Раньше строение принадлежало станкозаводу, но, как он «развалился», дом передали муниципалитету.
Жильцы рассказали, что руководство станкозавода стремилось облагородить дома своих работников. Здание по соседству, например, выглядит куда более привлекательно. В нём провели канализацию, водопровод... По идее, в доме № 6 планировалось сделать то же самое. Но грянула перестройка, и все планы рухнули, как, впрочем, и само предприятие...
Дело на миллион
Тут же, как грибы после дождя, появились толпы всевозможных аферистов. Они спали и видели, как бы нажиться на людях, привыкших во всем полагаться на честное слово, которое уже успело обесцениться... Жильё как раз уже передали Черновскому райисполкому.
- К нам стала заходить женщина -Екатерина Б., чиновница. В ее полномочиях находились жилищные вопросы, - рассказывают жители, - стали к нам приезжать комиссии. Их члены подтвердили:«Да, дом действительно в аварийном состоянии». Екатерина Б. тоже здесь была. Она предлагала нам благоустроить жильё и сделать так, чтобы у нас были ордера, так как мы живем здесь по прописке. Обещала ремонт сделать капитальный. Оказывается, ей удалось «выбить» деньги. Правда, как оказалось впоследствии, на личные нужды... Тогда мы решили узнать в соответствующих органах, как продвигается наше дело. Там удивились: «Как, вам не сделали ремонт?!» В общем, все выделенные деньги чиновница благополучно присвоила. При этом выяснилось, что временно она селила сюда своих знакомых. Одна женщина, наша соседка, невзначай проболталась: «Катя Б. - моя подруга. Она мне квартиру на КСК даёт, а вы когда квартиры получаете?», нам осталось только руками разводить.
После чиновницу задержали и осудили: она получила реальное ограничение свободы.
Хождение по мукам
Не теряя надежды, люди принялись бороться за ордера.
- Пошёл я за ордерами, в архив БТИ. Оказалось, что никаких ордеров не было и в помине, - вздыхает Андрей Рогозинский.
Сейчас жильё признано аварийным. Но, несмотря даже на наличие соответствующего документа, до проблем жильцов остальным нет никакого дела. Они же своими силами пытались навести порядок в подъезде, хотя это капля в море.
Вдобавок удивляет и то, что некоторые чиновники говорят: «У вас никто за квартиры не платит, а прописанных много, а значит — мы вам ничего делать не будем!».
- А прописаны то у нас «мёртвые души», - поясняют жители. - На имена тех, кто давно умерли или переехали жить в другое место, все-то приходят бумаги, где с них требуют плату за услуги ЖКХ! Усопших обвиняют в том, что они не платят по счетам...
При этом отопление в их комнатах не проведено, да и светом они точно не пользуются. В брошенных квартирах хозяйничают бомжи и наркоманы, окна выбиты, двери выломаны, на полу — горы мусора.
Вдобавок, стены отсырели, и по всему дому пошли трещины...
- Мы делали в прошлом году с папой ремонт. Сняли все обои, начали щели заделывать, зимой ведь дует... Мой папа — мужчина «в теле», крепкий такой. Так у него в щель полностью руку можно было затолкать, - жалуется моя очередная собеседница.
Бюрократические «подвиги»
Квартиру одного из жильцов обследовали на пригодность для проживания. Наведывалась специальная жилищная комиссия, которая вынесла свой вердикт. Так вот, по состоянию на 10 октября 2010 года, все жилые помещения дома № 6 признаны непригодными для проживания. Мэр Читы в распоряжении от 5 мая 2011 года внес дом в список аварийного жилья. С того самого момента прошло два года — ни ответа, ни привета.
- Когда муж поехал в администрацию писать заявление, нам сказали: «Если вы работаете, и зарплата позволяет приобрести квартиру, сами покупайте себе жилье. Квартиры в таком случае полагаются только малоимущим и сиротам.» Это нам сказали в администрации Черновского района. Из прокуратуры мы получили письмо примерно такого же содержания, - рассказывает Наталья Рогозинская.
И о людях
В квартире № 20 жила Зинаида Н, женщине за 60... У нее двое детей, оба,
они инвалиды с рождения. Несколько раз жильцы обращались в собес, но никакой помощи пожилой женщине так и не оказали. Зато предложили ей переехать в дом престарелых!
- Но как она поедет, если у нее беспомощный сын? - возмущаются соседи. - К тому же она ему не может оформить ни паспорт, ни пенсию. Он сейчас лежит в лечебном заведении, его скоро должны выписать, но возвращаться некуда. У них отрезали отопление, зимой вообще там невозможно было находиться. В квартире мусор, окна выломаны... Пока одна из соседок приютила женщину у себя на даче... Но ведь она не будет держать ее у себя вечно...
Жуткая реальность
За последний год дом трижды полыхал синим пламенем. Пожарные взламывали полы, заливали все. Все и без того отсыревшие стены наклонились еще сильнее.
- Есть у нас и недобросовестные жильцы, которым лень донести мусор до свалки, они закидывают его прямо в брошенные комнаты. Приходят туда и непрошеные гости - бомжи, выпивающая молодежь, наркоманы... Однажды прямо в подъезде один из любителей уколоться отдал Богу душу. А сколько убийств произошло в этом доме, никто и подсчитывать не берется...
- Выходит, что живем мы на пороховой бочке и на свалке одновременно, -говорит одна из моих собеседниц. - Задумайтесь - одна из жильцов сделала себе марлевую повязку и попыталась хоть немного очистить площадку. Вытащила 4 огромных мешка мусора. При этом за чистоту отвечает местный ЖКО - жилищно-коммунальный отдел.
- За что платим — неизвестно, - разводят руками жильцы.
При этом за такое сомнительное удовольствие всего они выкладывают в месяц примерно по 2-3 тысячи каждый.
- В подъезде обвалился потолок, вызывали МЧС. Убирать приходилось нам самим. Даже перила под тяжестью сломались. Сотрудники МЧС тогда сказали — если никого не убило — значит, всё нормально. Всё держится на честном слове. Вот, к примеру, трещина на доме. Ей уже лет 15, и с каждым годом она всё больше и больше. Дом повело в сторону, одна стенка отходит в сторону, всё отсырело... На лестнице перил нет. Был случай, к одному из жильцов пришёл мужчина в гости, спускаясь по лестнице, оступился и упал на бетон, повредил позвоночник. Через пару месяцев несчастный умер в больнице, - перебивая друг друга, взахлеб рассказывают жители. И тут же продолжают:
- Года два назад провис потолок, чтобы все это на голову не упало, Андрей с отцом поставили подпорку. Кстати, пол уже проломило, так что скоро придется снова что-то предпринимать. В одной из квартир прорвало трубу, месяц лилась вода, пока нашли мужчину - хозяина комнаты и остановили течь, стены еще больше отсырели и потолки прогнулись. Трубы времен 50-х годов периодически дают сбои. Огромное количество воды поступает под дом, фундамент отошел, стены повело. Когда на втором этаже ходим, кружки звенят - идет вибрация по квартире, будто началось маленькое землетрясение...
Мария Снегова.
P.S.: Этот материал жильцы просят считать обращением в компетентные органы. Нужные документы они готовы предоставить.
«Комсомольская правда - Чита», №80