Город интервью Колосов: У каждого своя правда, а у меня - средняя статистика

Колосов: У каждого своя правда, а у меня - средняя статистика

Единственный выход для учреждений культуры Забайкалья - зарабатывать самим, не рассчитывая на бюджет. Только так можно выбраться из ямы, в которой находится культура не только края, но и России в целом.

Виктор Колосов 26 ноября стал министром культуры Забайкальского края, взвалив на себя все проблемы учреждений этой сферы и отсутствие грамотного взаимодействия с их руководителями. По ощущениям после бесед с представителями забайкальской культуры, диалог между ними и властью в лице Колосова был налажен буквально за этот прошедший месяц. Неплохой старт для нового лица в министерстве.

30 миллионов на всё

Сумма, рассчитанная на финансирование культуры Забайкалья в течение года, — 30 миллионов рублей. При этом реальные необходимые затраты расписаны иначе: на окончание ремонта театра кукол — 28 миллионов рублей, на ремонт и покупку оборудования в Забайкальский краевой драматический театр — около 200 миллионов, на кинофикацию в городе и районах края — 8 миллионов, первоначальная смета для звукового и светового оборудования в краевой филармонии — 8 миллионов. Всё вместе — почти 250 миллионов. Помимо этой суммы есть ещё одна, чётко не прописанная в бюджете — на развитие, ремонт и реконструкцию сельских клубов — 100 миллионов рублей. 350 миллионов рублей с учётом того, что бюджет готов дать только 30.

По мнению Колосова, возможным выходом из ситуации недостатка финансирования является участие во всех федеральных целевых программах, проектах, грантах. При этом, став участником любой программы, учреждение участвует в софинансировании, при котором государство в лице министерства культуры субъекта федерации обязательно выделяет средства. Поэтому все проекты могут воплощаться только благодаря совместным усилиям.

Парализованный театр

Забайкальский краевой драматический театр — единственный в городе. Но в настоящее время его нельзя назвать гордостью забайкальцев. Проблема с каждым годом всё серьёзнее, вплоть до закрытия на ремонт из-за аварийного состояния.

- Из года в год в краевом бюджете нет средств для ремонта театра. Есть вероятность, что они появятся в 2014 году?

- Это типичная история забайкальской культуры. Проблема, действительно, копилась, не решаясь ни глобально, ни частично. Заключается она в износе оборудования, механики сцены, звукового и светового хозяйства. Плюс — необходима реконструкция части театра. Вместе с директором Сергеем Жарковым мы стараемся решить эту проблему разными путями. Однозначно можно сказать, что общая сумма всех работ и приобретений — более 200 миллионов рублей. Сразу эту сумму мы, естественно, не найдём. Поэтому нас ожидает частичное решение проблемы. Закрывать театр, как планировалось, пока не будем, начнём со звука и света. Конечно, при наличии средств проблему можно было бы решить в течение года, но одномоментно найти такую сумму для нас нереально, в нашем бюджете её просто нет. Единственный выход — стараться залезть в федеральный бюджет, а в этом направлении никаких успехов у нас пока нет — ни со стороны министерства, ни со стороны драмтеатра. Только робкие, безрезультатные попытки.

- Какие возможности есть у театра, чтобы получить федеральное финансирование?

- Следует отметить, что другие регионы более успешно работают в этом направлении. Всё зависит от умения и желания прилагать усилия. Нужны свежие идеи, нетрадиционные решения, которые могут заинтересовать. Необходима просто другая концепция работы с федеральным правительством. Здесь всё зависит не только от нас, но и непосредственно от самого учреждения. Финансируются яркие и значимые проекты, которые выходят за рамки регионального масштаба. Кто мешает их делать? В советское время было так: «Вы нам должны дать 1,5 миллиона рублей, вы нам их дайте». А теперь этого нет, нужно работать. Сейчас мы надеемся на поддержку не только губернатора и правительства Забайкальского края, но и на наших депутатов, в том числе, государственной думы, федерального собрания; особенно на Иосифа Давыдовича Кобзона и Баира Баясхалановича Жамсуева.

- С ними уже были разговоры по этому поводу?

- Да, более того — работа уже идёт. Они в своих кругах наши проблемы проговаривают, проталкивают через различные органы федеральной власти.

- Есть хоть малейшая возможность сделать прогноз, что до конца 2014 года всё сдвинется с мёртвой точки?

- Частично — возможно. Но полностью проблема решена точно не будет. Можно попробовать сделать прогноз до 2020 года. Ситуация серьёзная, состояние театра — предаварийное. Всё было введено в действие в 70-е годы, электромоторы — 1968 года выпуска. Всё может в любой момент выйти из строя, конечно, мы не можем растягивать решение такой проблемы. Но всё зависит от финансов.

- Помимо этих проблем есть и другие. Театр, несмотря на сложную ситуацию, продолжает работать. Но средств нет даже на постановки.

Директор Забайкальского краевого драматического театра Сергей Жарков:

По госзаданию мы должны ставить четыре спектакля в год. Если бы финансировались в полном объёме, то получали бы, как минимум, по 300 тысяч рублей на каждую из них. То есть 1,2 миллиона рублей в год. Как стали автономными — ни разу таких денег не видели. В 2013 году получили 200 тысяч рублей на эти четыре постановки. А делаем мы больше, 5-7 в год. Но всё это финансируем в большей степени из заработанных средств, а не выделенных. На деньги, которые получаем с продажи билетов, покупаем материалы, выплачиваем гонорары, плюс расходы на бензин при поездках. Что заработали, то и потратили. Не могу людям выдать даже 13-ю зарплату, потому что денег нет. На 2014-й год уже очевидна та же ситуация — повышать ничего не будут, получим 200 тысяч.

- Каждая постановка, в зависимости от своих масштабов, может стоить и 150 тысяч рублей, и 1,5 миллиона. Мы берём за основу среднюю стоимость работ, необходимых для запуска и завершения проекта. Так финансируются все учреждения культуры. Театр должен успешно реализовывать федеральные проекты, у драматического театра пока таких нет. Нужно приглашать как можно больше хороших, известных режиссёров, делать яркие постановки, выходящие за рамки Забайкалья, то есть стать известными не только читинской публике. Занимать позицию «сначала вы нам — деньги, а мы вам потом результат» - неконструктивно. Кроме краевого бюджета есть ещё с десяток способов добывания средств — например, гранты, федеральные заявки, работа со спонсорами.

- Артист театра Алексей Тебеньков запланировал большой, выходящий за рамки края проект — фестиваль «Крылья свободы». К нам приедут артисты других городов. Можно в этом случае рассчитывать на финансирование из краевого бюджета?

- Нужно отметить, что все проекты финансируются совместными усилиями, то есть не целиком из бюджета. Алексей Тебеньков и театр в целом должны свой проект продвигать для привлечения средств. Очень много людей ежедневно выдвигает интересные идеи, мы не можем финансировать каждого. Бюджет культуры исчерпан давно, а выживать надо. В том же театре необходимо создать какой-то управленческий центр, который будет заниматься проектной деятельностью, продвижением, поиском средств и написанием грантов. Это должна быть регулярная, не эпизодическая работа. Я буду помогать и Сергею Жаркову, и Алексею Тебенькову, и театру в целом, но в пределах своих возможностей.

- Учреждения культуры в поисках средств сдают площади в аренду. Это вынужденные меры, которые приносят доход и позволяют вкладывать деньги в развитие учреждения. Неужели положение настолько безвыходное, что в театре и филармонии мы видим мёд, пальто, косметику?

- Мёд — наболевшая проблема. Я к этому отношусь негативно, хотя сам, когда был директором музея, пользовался таким способом зарабатывания средств. Конечно, в той же филармонии, где огромная площадь используется для продажи верхней одежды, можно было вместо этого запускать другие проекты, не обязательно благотворительные, но близкие к культуре. Но это рискованно и не очень понятно, сколько средств даст заработать, в то время как обычная аренда помещения позволяет чётко рассчитать, сколько денег получится с каждого квадратного метра и какая сумма в целом будет заработана. Могу сказать, что это явление допустимо, но в наступившем году я начну рассматривать его как признак непрофессионального подхода к работе, начну эту деятельность запрещать. Единственное, необходимо проработать правовую сторону вопроса.

Директор Забайкальского краевого драматического театра Сергей Жарков:

Я категорически против того, чтобы в театре продавался мёд, косметика и прочее. Я приучен к запаху кулис и считаю, что в театре должно пахнуть театром. Став директором, я сразу запретил продажу мёда. Например, в филармонии продажу такой продукции я считаю допустимой, так как это учреждение более разносторонне направленно. Торговать этим в театре же — я против. Могу допустить продажу сахарной ваты, яблоками — в период новогодних мероприятий. В фойе могут продаваться книги по искусству, театральные сувениры и фотографии. Наш театр — гастролирующий, и ни в одном театре в других городах мы не видели мёда. В буфете — пожалуйста, но не в фойе. Конечно, это спасает ситуацию с нехваткой средств. На деньги с аренды мы приобретаем костюмы и оборудование, выплачиваем гонорары, выкручиваемся из сложных ситуаций. Но нужно думать и о лице театра. Конечно, если бы хватало бюджетных средств, всей этой торговли можно было бы избежать. Но, к сожалению, социальная и культурная сферы загнуты в крюк.

Директор Забайкальской краевой филармонии Игорь Акчуваков:

Мы торгуем мёдом, сдаём помещения. Но как жить по-другому? Нам говорят: «Вы купили то, купили это». Да, заработали и купили. Деньги на голову не сыпятся, зарабатываем, как можем. Не хочется этой торговли, но...

Привилегированная филармония

Ситуация в филармонии схожа с ситуацией в драмтеатре. Только если на постановки спектаклей в драматическом выделяется хотя бы 1/6 необходимых средств, то филармония вообще на эти цели денег не видит. Государство оплачивает земельный налог, заработную плату сотрудников и 70% коммунальных услуг. Остальное — заработанные средства филармонии.

По словам министра Колосова, бюджет филармонии — один из самых больших среди учреждений края: «По своим функциям это учреждение наделено возможностями и способностями привлекать самое большое количество средств, а государство создало для этого все условия: прекрасный зал, репетиционные комнаты и прочее».

- Полагаю, вот такие заработки, как у нашей филармонии, могут быть и без мёда и других подобных вещей. И не раз уже говорилось о просветительской деятельности — прежде всего, это местная, краевая. В филармонии такая работа ведётся, но хотелось бы больше. А вот по привлечению в край известных раскрученных коллективов и исполнителей вопросов нет — здесь уровень на высоте.

- То есть финансирование филармонии из собственных заработанных средств — это правильный подход?

- Думаю, да. Если взять, например, театр «Удокан», то могу сказать следующее. Хоть формально он и не относится к культуре, но пример хороший: они полностью живут за счёт заработанных средств. Бюджет их не финансирует, а в год у них прибыль, если не ошибаюсь, примерно 50-60 миллионов рублей.

- Филармония проводит мероприятия, выходящие за рамки Забайкальского края. Например, «Цветущий багульник» - множество приезжих коллективов, на которые нужны средства.

Директор Забайкальской краевой филармонии Игорь Акчуваков:

Бюджет фестиваля — до 7 миллионов рублей. Нам дают — 1-1,5 миллионов. А эта сумма — на расходы для одного хорошего большого коллектива. Одного! А нам нужно растянуть эти средства на всех приглашённых. Такие фестивали государство должно оплачивать, как минимум, на 70%. Отменять нельзя, вот и выкручиваемся, как можем. В прошлом году на эти деньги мы в рамках «Багульника» провели 14 мероприятий. Если сравнить с фестивалем «Звёзды на Байкале» Дениса Мацуева, у него смета — 40 миллионов. И эти деньги им дают. Кроме того, цены на фестиваль нам нужно делать социальными. Мы стараемся, но о достаточной окупаемости уже речи быть не может.

- Это достаточно масштабный фестиваль. Можно ли рассчитывать на выделение большего количества средств?

- Если посчитать бюджет мероприятия, можно смело говорить, что филармония не брошена на произвол судьбы, даже при социальных ценах на билеты прибыль есть. Я не знаю другую филармонию, которая имела бы такой шикарный зал. Даже в сравнении с драматическим театром у филармонии больше возможностей для заработка. Зелёной дороги по финансированию у филармонии не будет. Понятно ведь, что по количеству зарабатываемых средств она итак всегда будет в привилегированном положении.

- А кто не в привилегированном?

- Библиотеки. Например, для слабовидящих, детские. Книжный фонд не обновляется годами. Чтобы библиотеки в сёлах не умерли, они должны стать информационными центрами — с интернетом, обучением работать в медийном пространстве. Это активно реализуется в стране, но попытка дорогостоящая.

- А музеи получают средства так же, методом софинансирования?

- Да, там то же самое. Налоги, коммунальные услуги, заработная плата. Остальное сами. Опять же, если сравнивать — у музея, конечно, меньше возможностей для заработка, чем у филармонии, но больше в сравнении с библиотеками. Всё зависит от креатива сотрудников, умения создавать яркие и значимые проекты.

- А как будут продвигаться дела с театром кукол, который ремонтируется уже достаточно долгое время?

- Часть ремонтных работ, как известно, сделана. Сейчас проведены торги на оставшиеся работы. Требуется 28 миллионов рублей. Думаю, будет проблема с их выбиванием, но будем стараться. Театр основную часть пути прошёл — проектная документация, конкурсный отбор, выбор проектировщика и подрядчика.

- Нехватка средств даже на ремонт, не говоря уже работе с постановками — это проблема, сходная с драматическим театром?

- Да, так же — слабая проектная деятельность. Нельзя говорить, что это вина только театров. Проблема общая, а значит, и решать её нужно совместно. На Западе культура поддержки грантов очень развита, у нас — нет. В основном, если рассматривать страну в целом, все гранты и крупное финансирование рассчитаны на крупные учреждения культуры в крупных городах. Провинциалам сложнее.

Прежнее лицо разрушенной культуры

- Вы заняли пост министра в момент, когда, по мнению множества забайкальцев, культура уже была разрушена. Были явные проблемы, доставшиеся от прежнего руководителя Галины Сыроватки?

- Не могу точно сказать, её это проблемы, или государства. Думаю, всё же, общая — края и страны. Реализация 131-го закона о местном самоуправлении разрушила нам вертикальные связи в краевой культуре. Во многих районах нет людей, занимающих должности заведующих отделами культуры. Образование и здравоохранение уже вернули всё на свои места, насколько это возможно. Мы не можем, но будем стараться.

Аргументированное «нет» - уже диалог

Директор Забайкальского краевого драматического театра Сергей Жарков:

Виктору Кирилловичу сейчас нелегко, вся команда досталась от Галины Петровны. Понятно, что денег нет. Мы и раньше денег не получали. Я согласен услышать из уст вышестоящих, что денег нет. Но вы аргументируйте! Раньше было так: «Денег нет, идите отсюда». Теперь с нами идут на диалог, а это не может не радовать. Вопросы решаются, нас выслушивают.

Виктор Колосов в эфире телеканала «Альтес» 20 декабря заявил, что оценивает обстановку театра как начало оздоровления: «Сейчас нельзя сказать, что всё изменилось, но надеюсь, что театр на этом пути. Выздоровел он или нет — оценят зрители, покажет время».

Директор Забайкальской краевой филармонии Игорь Акчуваков:

Министр прекрасно владеет ситуаций, и все проблемы с недостатками средств — не его вина. Мы, конечно, надеемся, что ситуация изменится, что будет, хотя бы, равномерное распределение средств между учреждениями культуры. Да, мы можем зарабатывать сами, но без бюджетных денег тяжело. Сейчас мы впервые за пять лет, в связи с приходом нового губернатора, вышли на торги, которые уже состоялись. Хотим приобрести новый световой пульт, взамен давно сгоревшему старому. Пока можно смело сказать, что ни копейки нам не дали, но это, опять же не зависит от нашего министра. Как только средства появятся — мы с радостью сообщим: «Нам дали 3 миллиона рублей!».

В отличие от прежнего министра Галины Сыроватки, Виктор Колосов получает в свой адрес положительные отзывы от забайкальских деятелей культуры. Что удивительно, учитывая его принадлежность всё-таки в властным структурам. Проблема со средствами для культурной сферы — не краевого масштаба, а всероссийского. Удастся ли новому министру поднять хотя бы нашу культуру с колен — покажет время. Но необходимые, как минимум, 350 миллионов рублей вместо тех 30, которые запланированы в бюджете на наступающий 2014 год, — задача сложная и трудновыполнимая. Но, по словам Виктора Колосова, «совместными усилиями мы сможем добиться много».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления