Город Прогулки по городу «Прогулки по времени»: Посёлок Аэропорт

«Прогулки по времени»: Посёлок Аэропорт

Аэропорт принимал так много людей, что одного аэровокзала с годами стало не хватать, и было решено построить дополнительный павильонный аэровокзал. В старой гостинице мест также было недостаточно. А летом пассажиры порой спали на скамейках на улице.

В 2013 году в рамках одного из самых любимых проектов журналистов и читателей ИА «Чита.Ру» «Прогулки по городу» мы прошлись по 30 улицам Читы и рассказали об их истории, интересных домах, фактах и людях. В 2014 году мы перезагрузили все проекты, запущенные в предыдущие годы, в том числе и «Прогулки». Теперь мы пишем не про отдельные улицы, а про целые уголки города.

Продолжая гулять по Чите зимой, весной, летом и осенью, мы постараемся показать вам детали, из которых состоит наш город, напомнить о его славной и увлекательной истории, доказать, что каждая эпоха важна и интересна по-своему.

Мне и раньше доводилось бывать в посёлке, этапы строительства которого напрямую связаны с развитием некогда одной из ключевых и экономически важных организаций города — Читинского объединённого авиапредприятия. Район этот сравнительно молодой, и старинных зданий, где жили купцы или промышленники здесь не встретишь. Но сегодня, прогуливаясь по улице Звёздная или проспекту Авиаторов, невольно замечаешь и чувствуешь какую-то умиротворённость, ностальгию, напоминающую о Советском Союзе. Так вышло, что информации об истории застройки посёлка в открытых источниках не так уж и много, но ведь всегда найдутся люди, старожилы, которые были свидетелями той самой истории и легко могут рассказать о ней своим потомкам.

Одинокий аэровокзал

Начнём издалека. Авиация в Забайкалье появилась и стала развиваться ещё во времена монархии — незадолго до Октябрьской революции. Первые авиационные части в Чите были уже в 1911 году. Со становлением на территории страны Советской власти в Восточной Сибири, Забайкалье, на Дальнем Востоке с 1925 года начались работы нескольких изыскательских партий по подбору мест для аэродромов и посадочных площадок.

Первый аэровокзал на месте современного аэропорта появился в 30-е годы примерно в 18 километрах от центра Читы. Это было одно здание, где размещался аэровокзал, диспетчерский пункт, медицинский пункт, почтовое отделение, зал ожидания, телефонная станция, штурманская.

Самолёты поначалу летали, в основном, с почтой, продовольствием, промышленным оборудованием, обслуживая золотодобывающую и горнорудную промышленность, геологов и охотников на севере Бурятии и Читинской области. На самолётах У-2, П-5 выполнялись полёты по санитарным заданиям, по охране лесов от пожаров. Пассажирских перевозок было немного, шло изучение и освоение новых воздушных трасс. К слову, первая пассажирская линия Чита-Хапчеранга, обслуживаемая самолётами П-5, открылась осенью 1936 года, а Читинское объединённое авиапредприятие было создано уже через год.

Здание старого аэровокзала сохранилось и сегодня. Стоит оно недалеко от взлётной полосы, обнесено заборчиком и украшено чудесными ёлочками. Здесь находится служба движения, трудятся синоптики, которые перед каждым полётом выдают экипажам самолётов подробные прогнозы погоды по всему маршруту следования.

Сотрудники предприятия, пилоты и их семьи жили поблизости в двухэтажных деревянных домах. Сегодня невозможно найти следы тех построек, но доподлинно известно, что на том же месте, где сегодня находится современный клуб «Авиатор», стоял старый деревянный клуб, который был уничтожен пожаром.

1 из 2

Годы шли, авиаторы Читы выполняли всё больше и больше задач, стали появляться новые самолёты ЛИ-2, ИЛ-12, ИЛ-14. После войны в 1948 году началась так называемая «Чарская эпопея» - открытие Удоканского месторождения меди. Ежедневно из Читы в Чару и обратно вылетали десятки рейсов с грузами, материалами и рабочими людьми на борту. Аэропорту необходимо было расширение, поэтому к началу 50-х началось строительство нового аэровокзала.

Большой корабль в степи

В 1952 году величественное здание аэровокзала, украшенное с фасада высокими колоннами, достроили. Выглядела шикарная постройка очень одиноко. Дело в том, что поблизости кроме взлётной полосы, старого аэровокзала, прилегающих к нему домов, а также бараков жилгородка, где жили строители, и воинской части, стоявшей в незначительном отдалении, больше ничего не было. Исполин подпирал своим шпилем с гербом небо и равных ему по высоте на протяжении многих километров вокруг просто не было. Чуть позже, когда аэровокзал запускали, в газете «Забайкальский рабочий» появилась заметка об этом событии, где новое здание сравнили с одиноким кораблём, стоящим посреди степи.

А так он выглядит сейчас.

1 из 2

Именно строительство нового аэровокзала положило начало капитальной застройке посёлка Аэропорт. Стали возводиться производственные помещения, жилые дома, благоустраивалась территория. Первые двухэтажные каменные дома под номерами 3, 4, 5 и 6 появились как раз в начале 50-х. Это были типичные коммуналки, с общими кухнями - в квартирах проживало много семей и было тесновато. Надо отметить, что нынешним жильцам данных домов повезло больше, ведь коммуналки ушли в прошлое, а большие квартиры остались.

1 из 5

Позже, когда авиапредприятие стало зарабатывать неплохие деньги, стали строиться многоквартирные дома 7 и 7а. Тогда они считались элитными, так как жильё здесь можно было получить отдельное.

1 из 3

На территории посёлка уже была санчасть, в которой позже располагался детский сад, а в данный момент музыкальная школа.

1 из 2

Гостиница в те годы была небольшой — двухэтажной. Стояла недалеко от входа в аэровокзал, что было очень удобно для прилетающих пассажиров. Сейчас тут находится управление аэропорта.

1 из 2

Авиапредприятие развивалось стремительно. С приходом реактивной авиации была расширена взлётно-посадочная полоса, на которую в 1965 году приземлился красавец ТУ-104. В лётной службе насчитывалось пять эскадрилий, в том числе и вертолётная. Полёты совершались непрерывно, десятки и десятки рейсов во многие города и населённые пункты Советского Союза — на Запад, на Восток и Север. В Читинской области функционировало 33 аэропорта местных воздушных линий, что позволяло без проблем и быстро добраться до любого района. Пилоты из Забайкалья летали также и в Прибалтику, на Украину, Белоруссию, в Китай, Корею. Немалую роль они сыграли и в строительстве БАМа.

Аэропорт принимал так много людей, что одного аэровокзала с годами стало не хватать, и было решено построить дополнительный павильонный аэровокзал. В старой гостинице мест также было недостаточно. А летом пассажиры порой спали на скамейках на улице.

1 из 8

Тем временем посёлок застраивался. Вдоль проспекта Авиаторов вырос 120-квартирный дом №8, потом №9, №10, №11. Чуть позже №12 и №14. Рядом с тем местом, где когда-то стояли деревянные двухэтажные дома сотрудников первого аэровокзала, появился панельный многоквартирный дом №2.

1 из 7

А дом №13 стали строить под новую, более вместительную, гостиницу, которая работает и по сей день.

1 из 3

Здесь шутил Евгений Леонов

Строились дома — росло и население посёлка Аэропорт. Помимо местных лётчиков и их семей, сюда приезжали специалисты из соседних регионов. Инфраструктура была налажена на высоком уровне: электричество, вода — сначала из водонапорной башни, затем из скважин, бесперебойное транспортное сообщение с городом, детский сад, поликлиника, магазин. Единственное, проблемы возникали с отоплением. Говорят, когда была построена читинская ГРЭС, командиру лётного отряда, который был первым человеком в посёлке и руководил не только полётами и работой аэропорта, но и занимался хозяйственной частью, предлагали провести теплоцентраль в его район. Тогда это показалось слишком дорогой затеей, поэтому решено было строить котельные. Именно так сегодня и отапливается посёлок. Однажды зимой, вспоминают жильцы, произошла авария на теплопроводе и квартиры остались без тепла. Пришлось на железнодорожные пути, прилегающие к посёлку, поставить паровоз, с помощью которого и грели воду, чтобы обогревать аэропорт.

1 из 4

Жители посёлка были одной семьёй. Как в большой деревне — все всех знали. По праздникам ходили в клуб и с песнями, танцами отмечали Новый год или 1 мая. В День авиации приносили цветы к памятнику читинским авиаторам, установленному в 70-е годы. Совсем недавно хулиганы отломили памятнику руку, в которой зажат офицерский планшет, но её удалось быстро восстановить.

1 из 2

Аэропорт, как важный стратегический объект, строился с соблюдением всех мер безопасности. В домах, аэровокзале, в штабе авиаотряда были оборудованы бомбоубежища. Сейчас часть из них уже не функционирует.

Любители городской игры «Дозор», например, облюбовали одно из таких бомбоубежищ, расположенных на пустыре недалеко от аэровокзала. Но немногие знают, что когда-то на этом месте планировалось строительство большого командно-диспетчерского пункта. Под землёй уже стояла часть оборудования, располагался медпункт. Во времена перестройки идею законсервировали, а все внутренности бомбоубежища растащили неизвестные. К слову, здесь же хотели построить современный цех питания, где готовилось бы питание для пассажиров самолётов, а также для близлежащих школ. Однако и эта затея не воплотилась в жизнь.

1 из 4

Отдельно хочется рассказать о ресторане «Аэропорт». В пик расцвета авиапредприятия он пользовался огромной популярностью — отужинать сюда приезжали люди с районов края, со всей Читы, было много студентов вузов. Кроме того, через воздушные ворота Читы за долгие годы пролетало немало звёзд эстрады и кино Советского Союза. И вот лишь пара историй, которые рассказали мне старожилы.

В 1984 году в аэропорте Читы проездом из Хабаровска побывала народная артистка РСФР, известная фольклорная и эстрадная певица Ольга Воронец. Она стала первой народной артисткой, которую свозили на Арахлей, благо, в те времена до любимого озера всех горожан летал самолёт. Ольга Борисовна, по её словам, осталась в восторге от поездки и забайкальской природы и даже исполнила несколько песен со сцены ресторана.

В 1983 году в Чите приземлился на дозаправку самолёт ИЛ-62, следовавший в Москву из Японии. На его борту находилась особенная делегация во главе с народным артистом Советского Союза Всеволодом Санаевым, сыгравшим некогда роль полковника Зорина. Вместе с ним летели такие артисты, как Вячеслав Тихонов, Людмила Касаткина, Евгений Леонов и Александр Пашутин. У последнего как раз был День рождения и отмечать его было решено в ресторане «Аэропорт». Очевидцы вспоминают, что гости были веселы и только актёр Вячеслав Тихонов - как обычно хмур. Однако в фойе заведения Евгений Леонов рассказал ему очень смешной анекдот и заставил улыбнуться всегда серьёзного Тихонова. Казалось бы, ничего особенного, но так приятно осознавать, что в столице Забайкалья, пусть и не в самом городе, бывали столь великие актёры.

Следы былого величия

Объёмы авиаперевозок гражданской авиацией читинского авиапредприятия продолжали неуклонно расти до 1991 года. Во многом благодаря созданию в 1980 году эскадрильи современных лайнеров ТУ-154. Для наглядности стоит отметить, что в 1991 году аэропортом Читы по разным направлениям было отправлено около миллиона пассажиров. До этого времени билеты продавались по тарифам, которые были значительно ниже реальной себестоимости. Почти каждый человек хотя бы раз в году мог воспользоваться услугами воздушного транспорта.

Но переход на рыночную экономику многое изменил. Самолёт стал не способом передвижения, а настоящей роскошью. Цена билетов росла, объёмы авиаперевозок, естественно, падали. В итоге, в 1992 году Читинское объединённое авиапредприятие прекратило своё существование и было преобразовано в ОАО «ЧитаАвиа». Контрольный пакет акций чудом остался у трудового коллектива.

С этого момента началось затухание как самого аэропорта, так и посёлка. Пилоты и специалисты авиации покидали регион в поисках лучшей жизни. Безусловно, аэропорт продолжал работать и в эти сложные времена. А в 1993 году даже началась его реконструкция по программе развития Читинской области и освоения Удоканского месторождения. В 1994 году силами югославских специалистов была реконструирована и введена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса, соответствующая международным нормам и предназначенная для обеспечения полётов самолетов нового поколения отечественного и зарубежного производства. Тогда же, после реконструкции здания международного аэровокзала читинскому аэропорту был присвоен статус международного. Примерно в то же время недалеко от аэропорта, на месте бывшего жилгородка строителей, были возведены четыре многоэтажки.

К сожалению, это был уже не тот аэропорт, который поражал объёмами авиаперевозок в советское время. А самое главное - мы потеряли региональную, так называемую, малую авиацию, которая выделилась в самостоятельную компанию «Даурия».

А что сейчас? Глядя на всё происходящее вокруг, обращая внимание на то, что читинский аэропорт вновь начал развиваться после длительной паузы, как первые самолёты полетели в Таиланд и во Вьетнам, как вновь возобновились рейсы до Краснокаменска, слушая обещания правительства региона о возрождении региональных авиаперевозок, о покупке новых самолётов, хочется верить, что ОАО «ЧитаАвиа» и его сотрудников, а также жителей посёлка ждёт очередной исторический этап — белая полоса после чёрной.

Пока что в посёлке всё напоминает о недавнем упадке и практически ничего о былом величии. Потрескавшиеся стены домов, дыры в заборе, старые самолёты рядом со взлётной полосой. Кругом ржавчина и налёт старины, а местами и руины. Но в 90-е так произошло по всей стране и никуда от этого не деться. А посёлок, как будто живой организм, чувствует всё то, что происходит с аэропортом. Быть может, скоро здесь будут строить новое жильё, его будут заселять новые люди, всё это будет, если будет развитие. В любом случае он навсегда останется трогательным уголком Читы для многих и многих авиаторов и их семей.

1 из 9
1 из 8

Благодарим за помощь в подготовке материала Элеонору Калашникову, Валентину Чмиль и Сергея Килимника.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления