В 2013 году одним из самых любимых проектов и для журналистов «Чита.Ру», и для наших читателей стали «Прогулки по городу». Мы прогулялись по 30 улицам с фотоаппаратами, блокнотами и хорошим настроением, убедившись в том, что любовь к родному городу со всеми его проблемами может быть не только осознанной, но и очень рейтинговой – проект стал одним из самых популярных на Читинском городском портале.
В 2014 году мы намеренно перезагрузили все проекты, запущенные в предыдущие годы, не желая останавливаться на достигнутом. «Прогулки» тоже перезагружены, и теперь мы будем писать не про отдельные улицы, а про уголки города, улицы, здания и тротуары в которых объединены по каким-то признакам. Где-то это кварталы, застроенные в одно время, где-то целые микрорайоны, где-то – архитектурное сопровождение ключевых для города площадей.
Продолжая гулять по Чите зимой, весной, летом и осенью, мы постараемся показать вам детали, из которых состоит наш город, напомнить о его славной и поистине увлекательной истории, доказать, что каждая эпоха важна и интересна по-своему.
Главная улица Читы – сейчас она носит имя Ленина, а раньше называлась Большой – проходит мимо четырёх основных площадей нашего города. Первая из них, площадь Декабристов, до революции называлась Старособорной или Михайловской. Прежде здесь возвышался православный храм – теперь стоит «храм знаний», библиотека имени Александра Пушкина. Горожане прежних лет гуляли в берёзовой роще, навещали могилы родных на церковном кладбище. Их потомки довольствуются обрубками тополей и зарослями сухих кустов.
Как главный старым стал
Площадь обрамлена тремя улицами – упомянутой выше Ленина, Островского (Якутской) и Столярова (Камчатской). В 1866 году здесь построили деревянный собор Казанской иконы Божьей Матери. Священник Василий Бенкогенов писал о нём так: «…Храм, правда, небольшой, в дни воскресные во время богослужений был всегда полон, а в великие церковные праздники не вмещал всех молящихся, почему даже зимой иногда молящиеся в течение той или иной части богослужения молились на паперти, на наружном крыльце храма и даже в ограде напротив открытых окон…».
До 1907 года Казанский собор оставался главным православным храмом не только Читы, но и всей Забайкальской епархии. После епископскую кафедру перенесли в новый, более помпезный, в византийском стиле собор Александра Невского, возведённый около главпочтамта, там, где сейчас по иронии судьбы высится памятник атеисту Ленину.
Когда храм Казанской иконы утратил свой главенствующий статус, читинцы немедля прозвали его «старым», а площадь вокруг него – Старособорной. 36 лет настоятелем собора был священник Иоанн Титов. Молиться и исповедовать отец Иоанн перестал лишь после того, как уже советские власти установили стопроцентный налог на прибыль священнослужителей. Кстати, по городской легенде, батюшка происходил из рода читинских старожилов, в честь которых названа главная вершина вблизи краевой столицы – Титовская сопка.
И берёзовая роща, и храм просуществовали до конца 1930-х. В последние годы церкви пришлось «не сладко» - в 1927 году на её дверях появился замок, затем сюда въехали курсы шофёров треста «Востсибзолото» и контора «Кандитерсбыт». Но и они высчитывали дебет-кредит не долго – в разгар «безбожной пятилетки» храм снесли, а Старособорной площади дали новое имя – Декабристов.
Старое название площади вновь зазвучало лишь в XXI веке – раз в год, 8 ноября, в день празднования Казанской иконы Божьей Матери, православные верующие совершают крестный ход от кафедрального собора на Привокзальной площади к месту, где когда-то высился его храм-«тёзка», также посвящённый этому лику Богородицы. В заявлениях на проведение крестного хода, которые епархия подает в мэрию Читы, её представители неизменно указывают именно то, подзабытое название – Старособорная.
Библиотека на костях
Есть у площади Декабристов одна не очень положительная деталь. Каменные плиты, которыми она вымощена, и монументальные бордюры, излюбленные местной детворой – это могильные памятники с еврейского и старочитинского кладбищ. Их сюда привезли в 1960-е годы, руководствуясь принципом «чего добру пропадать».
Один из серых камней с надписью на идише до сих пор можно найти в кустарниках. Читинцы в своё время не поленились и запечатлели данный факт. Вот, к примеру, надгробный камень с надписью перед главным входом в библиотеку.
Надгробные тексты можно разглядеть и на некоторых камнях бордюров. С лицевой стороны каменщики все тексты сбили, а вот с обратной, видимо, поленились. Таких «артефактов» найдено больше десятка.
Ступени при входе на площадь — тоже из надгробий. Та самая, которая не перевёрнута.
Отталкивает и то, что главная библиотека края, построенная в 1967 году, стоит «на костях», то есть там, где некогда был тот самый церковный погост.
Единственное, что удалось сохранить от кладбища православных священнослужителей – два памятника, заботливо перенесённые в ограду Свято-Воскресенской церкви на улице 9-го Января.
Усадьбы и революционеры
В районе площади множество памятников культурного наследия. К примеру, улица, названная в честь старейшей газеты края – «Забайкальского рабочего» (Енисейская), - одна из немногих, где старые, деревянные и каменные, постройки ещё сохранились, не став жертвами застройщиков и поджигателей. Правда, состояние некоторых из них оставляет желать лучшего.
Есть такие памятники архитектуры и ближе к площади Декабристов. Например, на перекрёстке с улицей Ангарской. Кстати, сегодня Ангарская протянулась на семь кварталов, а было их на один больше. Здание библиотеки асимметрично её поделило. А в историю улица, «рассечённая» библиотекой, вошла тем, что 17 июня 1891 года по ней проехал цесаревич Николай Александрович, в будущем последний император России. Через Читу представитель монаршей семьи возвращался в Петербург после кругосветного путешествия.
Сейчас на перекрестке Ангарской и Николая Островского находится краевая ветеринарная лаборатория. А раньше здесь был доходный дом Алексея Соловьёва – одного из богатейших людей Читы, который нажил состояние на торговле керосином и поставках продовольствия в действующую армию во время «боксёрского» восстания, приключившегося в Китае в начале ХХ века, и в годы русско-японской войны.
Дом этот в 1907 году построил прославленный читинский архитектор Фёдор Пономарёв. Помимо особняка в усадьбу входили также одна каменная и три хозяйственные постройки. До революции в нем жили состоятельные люди, а после – те, кого сюда вселяли чиновники горсовета. Проще говоря, доходный дом стал коммуналкой. Частая смена хозяев не пошла зданию на пользу – оно стало разрушаться. Спасти дом удалось, лишь передав его ветеринарной лаборатории.
Улица Островского, по словам историка Валерия Немерова, ничем, кроме обилия деревянных зданий, не выделялась. Имя революционного писателя ей присвоили в 1974 году, в честь 70-летия со дня рождения автора легендарного романа «Как закалялась сталь».
На противоположной стороне площади - улица Камчатская, ныне – Столярова. Она названа так в 1936 году в честь Прокопия Столярова – революционера-столяра, в читинской квартире которого часто проходили подпольные собрания Российской социал-демократической рабочей партии. В 1906 году 63-летнего бунтаря арестовали. В его доме полиция нашла 315 винтовок и множество боеприпасов. От дачи показаний революционер отказался и был расстрелян у подножья Титовской сопки.
Наши дни
Говоря откровенно, сегодня у площади тоскливый вид – сломанные лавочки, запущенные газоны, бутылки да «бычки».
А еще неровная плитка, которая в сравнении с прошлым веком выглядит удручающе.
Когда-то красивый забор тоже не помешало бы отреставрировать.
Рядом - жилой дом с магазинами, киоски с фруктами и вагончики с колбасой.
В сентябре 2011 года в городе обсуждали проект реконструкции площади. На неё власти собирались выделить два миллиона рублей. Тогда здесь планировали построить детскую площадку, возвести часовню. Одним из главных вопросов было озеленение, но при этом не цветы и трава, а «деревья, в тени которых можно отдыхать». Заседание городских депутатов завершилось в тот год словами: «Все предложения будут переданы проектировщикам». На этом всё и закончилось.
А ведь был даже план застройки парка!
Предлагаемые проекты не раз комментировал и критиковал экс-губернатор Равиль Гениатулин. Он говорил, что кафе, детская площадка, подземный туалет, памятники Пушкину и декабристам на одной площади – это непродуктивно. А что тогда продуктивно - пока неизвестно.
В 2013 году депутаты снова посчитали нужным направить два миллиона рублей на проект площади. Но она до сих пор стоит, как стояла – с неровной и разбитой плиткой, сухими кустами, поломанными скамейками. Неухоженная, печальная, но всё же любимая горожанами.
При подготовке публикации использовались материалы из «Энциклопедии Забайкалья», книг Валерия Немерова и Владимира Лобанова, а также с сайта «Википедия». За предоставленные фотографии старой Читы выражаем благодарность Алексею Шегере.