Дочь изучает китайский язык. На осенних каникулах в прошлом году она проходила практику в Маньжурии — китайская школа, китайские учителя. Общение с носителями — обычная история, когда изучаешь иностранные языки.
Пару месяцев назад учительница из Маньчжурии предложила Лене съездить на выставку в Шанхай, помочь с презентацией продукции и даже заработать какие-то деньги за это.
Предложение необычное и заманчивое, но странно отпускать любимую дочь с учительницей-китаянкой, которую она знает-то без году неделю, а мы с супругой и вовсе не знаем. Поэтому за месяц до поездки, пока Ульяна – таким русским именем представляется учительница — была в Чите, мы встретились, всё обсудили и решили махнуть все вместе – так и интересней, и душе спокойней.
По ряду обстоятельств нам пришлось ехать в Маньчжурию на своём автомобиле. Дорога в Китай – отдельная история, которая запомнится навсегда как минимум тем, что доехали живыми. По пути нам лоб в лоб из-за фуры выскочил автомобиль и ушёл от столкновения по обочине справа от нас. Я до сих пор думаю – хорошо, что сидела за рулём жена, она просто окаменела в этой ситуации, а я, наверное, в случае лобовой атаки начал бы брать вправо, на обочину, и чем бы дело кончилось, одному богу известно.
Мы в первый раз пересекали забайкальский пункт пропуска на своей машине, и это было, что называется «адъ и израиль». Если пересечение российской границы — достаточно несложная процедура, то в Китае начинаются «танцы с бубном»: одну бумажку возьми здесь, поставь печать там, при этом возникают периодически какие-то паузы в движении очереди на час-два. В общем, если нет опыта, то выходит сплошная нервотрёпка, помноженная на усталость и вероятность того, что всё каким-то образом сорвётся, а оплаченные самолёты улетят без тебя.
Итак, в 4 часа ночи по нашему времени и в 2 по китайскому мы оказались в Маньчжурии. Быстро заселились в гостиницу, спали беспокойно, через 12 часов надо было быть в аэропорту.
Перелёт Маньчжурия - Харбин - Шанхай завершился без приключений за исключением изъятия службой безопасности аэропорта у меня электронных сигарет. Надо отдать должное, забрали не безвозвратно — я получил их по приезду обратно.
Наши маньчжурские товарищи на выставке, куда пригласили Лену, экспонировали продукцию завода «Читинские Ключи», в частности, нашу любимую «Куку». Создавалось некое двойственное чувство. С одной стороны, я был рад за нашу знаменитую компанию, которая, так или иначе, развивается, пытается расширить свои рынки сбыта и прочее. С другой стороны понимаешь, что вода, хоть и упакованная в бутылки, а не поставляемая трубопроводом как нефть и газ, – это технологический потолок регионального производителя, да, пожалуй, местами даже российского.
Грустно видеть, как моя страна всё больше и больше скатывается в статус международного сырьевого придатка, несмотря на то, что более 10 лет на Россию лился дождь из нефтедолларов, которыми, на мой взгляд, крайне бездарно распорядилось руководство страны.
Выставка продолжалась с 1 по 3 апреля. Пока дочь работала,

Поделиться

Поделиться
мы с женой открывали для себя поистине впечатляющий своей архитектурой Шанхай.
Конечно, нас вечерами угощали и кормили, как дорогих гостей, но не всем по вкусу китайские деликатесы. Вот зашли в маленький семейный ресторанчик: кто не наелся за роскошным экзотическим столом, наелся в обычной китайской пельменной. И устроил мастер-класс по лепке пельменей по-русски.

Поделиться
После окончания выставки, китайцы организовали для нас экскурсию в соседний город, где расположен просто неописуемой красоты исторический квартал. По китайским меркам. По нашим – целый микрорайон КСК.
В Китае я не был последние лет пять, и стоит заметить, что он стал уже далеко не дешёв. По крайней мере, его южные провинции. Китай вырос, он стал глобальной фабрикой мира, соответственно поднялся и жизненный уровень населения, его платёжеспособность, цены не заставили себя долго ждать. Сейчас мы импортируем из Китая всё – от трусов до автомобилей, а ведь когда-то, лет 20 назад, когда Россия только встала на путь реформ, мне кажется, вся инфраструктура была у нас лучше, потенциал больше, да и производства ещё не были развалены и обанкрочены. А сейчас, глядя на производственные мощности, транспортную инфраструктуру и ритм жизни современного Китая, остаётся обо всём этом лишь только мечтать для родной страны.
Мне думается, что у Китая был единственный ресурс, который был использован с превосходной эффективностью. Это люди. Да, они работают за небольшие деньги, да, они малообразованны. Но кто-то ими руководит и направляет, и результаты этой работы ошеломляющие.
Вернувшись в Маньчжурию, мы подкрепились в одном из ресторанчиков и двинули в сторону границы, а здесь нас ждала вторая часть «марлезонского балета». Пробку создавала уже наша, российская сторона. Да что тут рассказывать – 12 часов прохождение границы? Мне бывалые скажут, что я пороху-то не нюхал, не стоял на границе по двое суток, не ночевал на нейтралке. Спорить не буду, просто скажу, что никакого желания повторять этот опыт у меня нет.
Приехали домой уже в понедельник, в 4 часа утра: чуток поспать и на работу. Таково получилось путешествие с грустными выводами.
Спасибо всем единомышленникам – тем, кто рядом и кто далеко. Выдержки и мудрости тем, кто противоположных со мной взглядов. Здоровья и удачи всем!