Город обзор «Книжный развал»: О куклах, истории США и новом романе Лукьяненко

«Книжный развал»: О куклах, истории США и новом романе Лукьяненко

Что обычно приходит на ум читателю при упоминании Сергея Лукьяненко? Скорее всего, серия про «Дозор», ну и отдельные фантастические романы. Не так давно у ветерана российской фантастики вышла новая книга «Пограничье».

Редакция ИА «Чита.Ру» продолжает знакомить читателей с книжными новинками российских и зарубежных авторов, малоизвестными произведениями и старыми-добрыми классиками, которые раскрылись с неожиданной стороны. Чем они хороши, чем плохи — всё это наше субъективное мнение, и вы вольны прислушаться к нему или нет, согласиться или опровергнуть.

Максим Власов: «Извне»

Этот сборник рассказов я выиграла в одном из конкурсов на diary.ru. Книга не совсем самостоятельна, она была написана в качестве поддержки творческому проекту «Извне», рукастые участники которого делают интересных авторских кукол и украшения. Честно, с проектом знакома мало, потому все те, очень знакомые поклонникам образы, что использовал автор в своих рассказах, я не увидела. А кто-то, наверное, мог бы воскликнуть: «Да это же про ту куклу с флейтой!». Да, книга о куклах и их истории. В каждом рассказе тайна — немного красивая, немного пугающая — вся вереница небольших произведений гармонично дополняет «Извне» в целом, но, увы, представляет мало литературной ценности в качестве самостоятельных произведений.

И хотя к языку автора не придраться, во время повествования постоянно возникало ощущение — где-то я это уже читала. Может быть, у Эдгара По, может быть, у Ле Фаню или Стокера. Привкус старой готики, которая не удивит и не озадачит. Несомненный плюс сборника — иллюстрации Прасковьи Власовой. Они делают чтение приятнее и у него появляется какая-то осмысленная цель для человека, который с «Извне» в целом не знаком — что это за скелетообразный тип в капюшоне? Надо прочитать.

Хотя история про мух мне понравилась. Вот правда.

...Несколько сотен лет назад урбанизация достигла своего пика, и жизнь в огромных городах стала слишком отличаться от жизни на природе и в пригородах. Города — это производственные центры и их заводы и фабрики выбрасывают в воздух слишком много вредных веществ, которые повлияли на всю экологическую систему городов. То есть, все кто жил там, очень незаметно, но поменялись. Приспособились именно к тем условиями жизни, что были вокруг них.

— Получается, что они не могли жить в других местах? — удивился Мартин.

— Могли, но чем больше проходило времени, тем больше подготовки, тренировок и специальных приспособлений требовал выход на природу. Думаю, что мистер Лор провёл не меньше двух месяцев в подготовительном центре, где его организм тренировали и снабжали всем необходимым для жизни здесь. Но проблема была не в людях, а в животных, которые проникали в города и приносили с собой частички природы, от которой отвыкло их общество.

— Мистер Лор рассказывал, сколько усилий прилагает город, чтобы истребить всех паразитов.

— Да, работа дезинсектора очень важна и востребована в городах, так как там муха может действительно натворить дел. Вызвать, например, целую эпидемию. Потому постепенно города отгородились от остального мира, пытаясь не впускать опасность в свои стены. Некоторые города уже закрыли и сверху с помощью прозрачных куполов.

— Но если мистера Лора подготовили для жизни у нас, чего он боится?

— Если бы ты, Мартин, попал в Город, то ты тоже чувствовал бы себя некомфортно. Огромные стены, кругом одна серость бетона, и главное, очень много людей. Когда я был там в последний раз на конференции, меня больше всего нервировали люди. В нашем посёлке живёт двадцать тысяч человек, а в городе в одном только доме живёт в три раза больше. Когда я вернулся домой, то первым делом упал на траву позади нашего дома и несколько часов смотрел в небо. Мне были необходимы простор и одиночество.

Оливер Стоун и Питер Кузник: «Нерассказанная история США»

«Нерассказанная история США» - книга, построенная на одноимённом американском сериале американского же режиссёра и сценариста Оливера Стоуна. Режиссёра признанного, в том числе у себя на родине. В этой связи не удивлюсь, если её на первый взгляд антиамериканский характер в самой Америке порой вызывает примерно такие же вопросы, как у нас книги о современной истории тех, кого принято причислять к оппозиции. Хотя, конечно, работа Оливера Стоуна и Питера Кузника много глобальнее любых перечитанных мною попыток современных отечественных авторов разобрать новейшую российскую историю в геополитических масштабах. Хотя бы потому, что Стоун и Кузник захватили практически весь XX век и начало XXI века, в которых США от основополагающих идей мирового господства, на мой субъективный взгляд, ни разу не отходили.

Базовый сериал я не смотрел, да и книгу увидел совершенно случайно – её продают в Доме книги на Амурской, но то ли цена, то ли толщина покупателей отпугивают. Я скачал её в три раза дешевле у «ЛитРеса» и с огромным увлечением прочитал в нынешнем феврале.

Даже если принять авторов за параноиков, а в основу мировоззрения положить тезис о том, что управляющие США люди пытаются сеять по планете добро и правду, книжка Стоуна и Кузника всё равно будет интересна хотя бы для ознакомления с историей созданной американцами мировой державы. Я вот с историей США знаком слабо, и читал этот объёмный труд порой с открытым ртом – так интересно. Очень часто приходится отвлекаться для того, чтобы те или иные тезисы проверить, но от этого ещё интереснее.

«Нерассказанная история США» подтолкнула меня к тому, чтобы выучить всех американских президентов XX века – тех, что были уже при мне, я немного помнил. Книга достаточно подробно рассказывает об истории американского военного присутствия по всей планете в XX веке, о том, как и кем приводились к власти американские президенты, как, кого, чем и зачем вообще бомбили американцы за последние 100 лет. И кого они скидывали с насестов по всей планете. А кого и за что, напротив, поддерживали. Некоторые вещи для меня были настоящим откровением, с которым сталкиваться в свои-то годы немного стыдно.

Когда читаешь про события в Заливе Свиней, про инцидент в Тонкинском заливе, оккупацию Доминиканской Республики в 1965 году, вторжение в Гренаду в 1983 году, истории про невероятные операции ЦРУ далеко за пределами США, многочисленные случаи случайно оброненных с огромной высоты термоядерных бомб - и так далее, создаётся впечатление, что в суровой геополитической бойне 2014-2015 годов мы как-то все ещё легко отделались. Или отделываемся.

Книжку Стоуна и Кузника, кстати, интересно читать в комплекте либо с Фредериком Энгдалем или Джоном Перкинсом – если вам нравится теория заговора, или с Тимом Вейнером, если вы хотите чего-то полегче. Ну и, понятно, ко всем выводам этих авторов логично относиться с известным скепсисом. Иначе можно довольно быстро сойти с ума от тоски.

Американский народ оказался куда более прозорлив, чем партийные боссы. Когда 20 июля 1944 года, во время национального съезда Демократической партии в Чикаго, Институт Гэллапа спросил у избирателей, склонных голосовать за демократов, кого они хотели бы видеть в списках кандидатов на должность вице-президента, 65% назвали Генри Уоллеса. Джимми Бирнс из Южной Каролины, который позже окажет такое сильное влияние на стиль мышления Трумэна времён холодной войны и на решение о применении атомной бомбы, получил 3% голосов, а Уоллес превзошёл его на юге с соотношением 6:1. Трумэн оказался на восьмом месте из восьми кандидатов, получив поддержку 2% участвовавших в опросе. Но Рузвельт – усталый, больной, чьё переизбрание сильно зависело от партийных боссов, – не хотел или не мог отстоять Уоллеса, как отстоял его в 1940-м. Он просто объявил, что на месте делегатов проголосовал бы за Уоллеса.

Партийное руководство позаботилось о том, чтобы держать съезд мёртвой хваткой. Тем не менее рядовые демократы не пожелали спустить им всё с рук и организовали на съезде настоящее восстание. Волна поддержки Уоллеса среди делегатов и участников оказалась настолько высокой, что, несмотря на удушающую хватку боссов на горле съезда и тактику «сильной руки», сторонники Уоллеса чуть-чуть не одержали верх, и съезд разразился овацией в честь Уоллеса. Овация ещё не успела стихнуть, а сенатор от Флориды Клод Пеппер уже понял: если сейчас ему удастся вставить фамилию Уоллеса в список кандидатов, Уоллес пройдёт с огромным перевесом. Пеппер стал прокладывать себе путь через толпу и оказался уже в полутора метрах от микрофона, когда едва сдерживающий истерику мэр Келли завопил, что сработал сигнал пожарной опасности, и заставил председательствующего, сенатора Сэмюела Джексона, объявить перерыв в заседании. Если бы Пеппер продвинулся всего на полтора метра дальше, добрался до микрофона и выдвинул Уоллеса на пост президента прежде, чем партийные боссы организовали перерыв, несмотря на протесты делегатов, в 1945 году президентом стал бы Уоллес, и история мира изменилась бы кардинальным образом. Вообще если бы это случилось, то, возможно, никаких атомных бомбардировок, никакой гонки ядерных вооружений и никакой холодной войны не было бы вовсе. Уоллес сильно вырвался вперёд уже в первом туре выборов. Но партийные боссы ещё сильнее ограничили допуск на съезд и активизировали закулисные переговоры. Наконец в третьем туре голосования Трумэн победил. Тут же стали раздавать должности послов, места в Министерстве почт и другие. Выплатили вознаграждения наличными. Боссы обзвонили всех председателей партийных комитетов штатов, сообщили им, что дело в шляпе и что Рузвельт хочет предложить на пост вице-президента сенатора от Миссури. Рузвельту удалось убедить Уоллеса войти в кабинет в качестве министра торговли.

На следующий день Джексон принёс Пепперу свои извинения. «Я понимал: если вы внесёте предложение, – объяснил он, – то съезд выберет Генри Уоллеса. А я получил строгие инструкции от Ханнегана: не допустить, чтобы съезд назначил вице-президента вчера вечером. Потому мне и пришлось переносить заседание прямо у вас перед носом. Я надеюсь, вы меня понимаете». В автобиографии Пеппер написал: «Что я понял, так это то, что к лучшему или худшему, но история в тот чикагский вечер перевернулась с ног на голову».

Уильям Гибсон: «Нейромант»

Среди моих знакомых бытует нелестное мнение о фантастике, как о литературе исключительно развлекательной. В попытках доказать обратное, я регулярно представляю им образчики жанра: «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдберри, «20 тысяч лье под водой» Жюля Верна, «Мы» Замятина и другие.

За прошедший февраль этот длинный список убеждений пополнился ещё одним доводом – романом Уильяма Гибсона «Нейромант».

Впервые опубликованный в 1984 году он не зря стал классикой жанра. «Нейромант» – это книга-предсказание в лучших традициях Жюля Верна. В конце двадцатого века Уильям Гибсон предвидел и масштабность технического прогресса, и Всемирную Паутину, которая вскоре охватила весь мир.

Роман многогранный, задающий немало вопросов: здесь тебе и жизнь после военного конфликта, и проблема наркозависимости, и размышление о процессе глобализации. Для меня, не смотревшей ни одного фильма из трилогии «Матрица», книга стала открытием жанра киберпанк и порадовала долгим послевкусием.

Кейс давно уже уяснил для себя, что настоящие боссы, заправилы бизнеса, должны быть более или менее нелюдьми. Он столкнулся с этим в своих хозяевах, которые изуродовали его в «Мемфисе», в Ночном Городе замечал то же самое в Вейдже, старающемся добиться подобного желательного сходства, и все это давало Кейсу возможность принять пустоту и отсутствие эмоций в Армитаже как должное. Кейс понимал это как постепенное и добровольное приспособление к миру машин, к системе, к породившему тебя организму. На том же был основан и стиль уличной жизни – на знании неписаного этикета, что подразумевало искусство жить в паутине связей, невидимых ниточек влияния, уходящих к высшим, скрытым от большинства уровням.

Сергей Лукьяненко: «Застава»

Что обычно приходит на ум читателю при упоминании Сергея Лукьяненко? Скорее всего, серия про «Дозор», ну и отдельные фантастические романы. Не так давно у ветерана российской фантастики вышла новая книга «Пограничье», ставшая отправной точкой в цикле «Застава». Я, как любитель разного рода фантастики, неважно, будь то космическая опера, постапокалипсис или же киберпанк, не мог пройти мимо.

Ничего кардинально нового книга в себе не несёт, но тем не менее, она будет интересна тем, кто надоели уже привычные в фантастике миры. Лукьяненко в «Пограничье» придумал новый мирок, который работает на… Нет, там отсутствуют современные технологии вообще. Этот мир, Центрум, был поражен «пластиковой» чумой, убивающей все полимеры, поэтому у его жителей вы не найдёте привычные всем нам компьютеры, смартфоны, автомобили и так далее. Основным транспортным средством здесь являются старые-добрые многотонные гиганты – паровозы. Да и вообще, сам Центрум – это мир в жанре «стимпанк». А вот попадающие в него земляне – наши с вами современники, которые становятся либо пограничниками в этом диковинном мире, либо депортируются обратно, либо вовсе становятся контрабандистами. Да и метод попадания в Центрум весьма интересен, ведь он у каждого относительно свой. Почему относительно? Все выходцы с Земли попадают сюда через портал, который открывается совершенно разными действиями. Кому-то нужно петь, кому-то курить, кому-то ругаться, ну а кому-то, как главному герою, не поверите, вытирать мокрую спину банным полотенцем. Эти мелкие детали, склеиваясь в единое целое, дают возможность скоротать вечерок за чтением этой книги. Но, как всегда, без недостатков не обошлось – сюжет достаточно прост, некоторые персонажи весьма блёклые, местами читать откровенно скучно, да и иногда возникает ощущение того, что автор не довел до конца то, что замышлял первоначально. Но это первая книга в новой серии, поэтому некоторые огрехи можно простить. Читать или нет? Если вы поклонник творчества Лукьяненко, вам надоела стандартная т.н. «боевая фантастика» или соскучились по стимпанку – стоит попробовать.

…Бобриков наткнулся на меня часа через два после того, как я впервые открыл портал в Центрум. Я уже успел пройти все положенные новичку стадии — озирался, орал, бегал кругами, щипал себя до синяков (хотя и никогда не думал, что реальный человек может таким способом проверять, не спит ли он), впадал в отчаянье и истерически хохотал. Выбросило меня посреди холмистой степи, на горизонте виднелись невысокие горы, а в километре — небольшая рощица. И все это было наполнено таким пьянящим запахом трав, такой неслыханной чистоты воздухом, что голова кружилась без привычных городских миазмов.

Если вы желаете принять участие в обзоре книг, рассказать о понравившихся или не понравившихся вам произведениях, присылайте свои отзывы на почту info@chita.ru с пометкой «Книжный развал». Самые интересные из них будут опубликованы в нашей рубрике.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления