Город Николай Сигачёв: ЗабИЖТ учит железно

Николай Сигачёв: ЗабИЖТ учит железно

Мы не ищем для себя только идеальных студентов. Те, кто приходят в ЗабИЖТ, уже задались вопросом: а какое будущее ждёт меня после получения диплома?

Директор Забайкальского института железнодорожного транспорта Николай Сигачёв рассказал «Чита.Ру» о том, что ждёт абитуриентов 2015 года, о конкурсе на бюджетные места и о том, какую молодёжь будут рады видеть поступающей в ЗабИЖТ.

– Кампания по приёму абитуриентов уже стартовала?

– Она не прекращалась ни на один день. Мы начинаем подготовительную работу по приёму новых студентов сразу после того, как первокурсники приходят на занятия 1 сентября. В этом году хотелось бы отметить рекордно низкое число абитуриентов, имеющих право на участие в конкурсе для поступления на инженерные специальности. Это связано с переходом на разделение выпускников школ на тех, кто выбрал математику профильным предметом, и тех, кто этого не сделал. Выбравшие математику сдают усложнённые экзамены и в случае успешной сдачи имеют право претендовать на поступление в тот вуз, в котором математика является профильным предметом. За счёт этого нововведения количество математически ориентированных выпускников резко сократилось – их стало всего 4 тысячи. В хорошие времена таких выпускников было по 13–14 тысяч.

Немного – процентов на 15 – увеличилось количество выпускников, выбравших физику в качестве профильного предмета. И я хочу обратиться именно к тем, кто выбрал для сдачи выпускных экзаменов математику и физику. Этим ребятам нужно хорошо подумать и сделать правильный выбор практически выгодной и полезной специальности. Мы знаем, что некоторые выпускники, сдавшие хорошо физику и математику, поступают не на инженерные или естественно-научные специальности, а какие-то другие, не понимая, какую возможность они теряют. Не секрет, что из специалиста с высшим техническим образованием всегда можно сделать другого специалиста, например, управленца или экономиста. А вот наоборот – практически невозможно. Поэтому решение о выборе специализации нужно продумывать очень тщательно.

Сейчас прошло то время, когда можно было управлять всем и вся. Нельзя выучиться на абстрактного менеджера и начать управлять врачами, спасателями, железнодорожниками. Ими может управлять только профессионал. И многие крупные компании, такие, как ОАО «РЖД», «Росатом», «Газпром», хорошо понимают, что на руководящие должности нужно брать людей, которые изначально имеют знания по специальности, а затем уже прошли курс обучения по управлению, но не наоборот. В этом смысле молодым людям очень важно в первые же годы сознательной жизни определиться с конкретной и практичной профессией. И я даже считаю правильной старую систему, когда людей не брали в вуз без опыта работы на производстве. Это давало возможность молодёжи понять, что ей на самом деле интересно и нужно. Сейчас вузы часто выбирают не из соображений профессиональной мотивации, а из того, насколько просто и близко к дому будет учёба. Эти стереотипы нужно менять.

– Каких абитуриентов вы ждёте и хотите видеть у себя?

– Я повторюсь, но, во-первых, они должны знать основы математики и физики – если не хватает знаний, мы доучим, проведём дополнительные занятия, для этих целей у нас есть и свой лицей. Во-вторых, абитуриент должен быть мотивированным на получение специальности. Но при этом мы не ищем для себя только идеальных студентов. Я считаю, что молодой человек, который сдал вступительные экзамены и пришёл к нам – уже идеальный студент и мы будем с ним работать. Он сделал правильный выбор, он не будет ещё 5 лет после школы висеть на шее у родителей в приятном времяпрепровождении среди друзей-товарищей, вольно определяясь в своей профессии и ничего практического не предпринимая. Те, кто приходят поступать в ЗабИЖТ, уже задались вопросами: а что я буду уметь делать? Какое будущее ждёт меня после получения диплома? Наши абитуриенты, как правило, социально ответственны перед собой и своей семьёй. Они понимают, что учиться сложно. Но, кстати, учиться сложно везде, если учиться по-настоящему. А ещё они понимают, что обучение в ЗабИЖТе – это конкретная, практическая картина будущего. Студентов, окончивших наш институт по техническим специальностям, мы, за редким исключением, определяем на работу. Во всяком случае, работа им предлагается. Другое дело, что не все соглашаются, например, поехать на линейное предприятие за пределы Читы, но это уже их выбор.

– Главным заказчиком работы вуза являются именно «Российские железные дороги»?

– Да, одновременно с государством. Основным заказчиком является государство. Целевое место в вузе предполагает софинансирование – часть средств идёт от государства, а дополнительная часть поступает от ОАО «РЖД». Мы не принадлежим ОАО «РЖД», учредитель института – Министерство транспорта России в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта.

– Как регулируется из года в год количество мест и внутреннее распределение специальностей?

– Нам устанавливается план приёма. Для бюджетного и целевого обучения по техническим специальностям у нас есть устоявшийся план. А по специальностям экономического и управленческого блока у нас свободный набор, то есть, мы можем брать столько, сколько нам позволяет наша лицензия, а это довольно много. На экономистов и управленцев мы принимаем практически всех, кто преодолел порог экзаменов по ЕГЭ.

А что касается заочников?

Для заочной формы обучения этот год тоже имеет свои особенности. Они заключаются в том, что мы принимаем заочников на третий курс для ускоренного обучения по системе бакалавриата. Тех, кто окончил ранее техникум или училище, теперь мы имеем право принимать сразу на третий курс.

Кстати, для заочников есть приятная новость. Если для очной формы мы сохранили стоимость обучения, практически не увеличив его, то для заочников, обучающихся по системе бакалавриата, мы её снизили на 15%.

– Есть ли какие-то другие нетрадиционные формы обучения?

– У нас есть группы с обучением через электронный образовательный ресурс, его ещё называют дистанционной формой. Впрочем, она не полностью дистанционная. Обучающиеся по ней студенты вызываются на очные сессии, но у них есть широкая возможность в течение учебного года, не приезжая в Читу, получать знания по электронному образовательному ресурсу через интернет. В частности, они получают тексты лекций, имеют возможность задавать вопросы преподавателям и проходить тестирование. Часть экзаменов они сдают, не выезжая в Читу, через компьютерные технологии. Мы убедились, что знания таких студентов не хуже, а в некоторых случаях и лучше, чем у студентов, обучающихся по традиционной заочной системе. Дело в том, что дистанционная форма обучения предполагает только регулярные занятия, и мы видим ход обучения. Традиционные заочники учатся только в периоды сессий, остальное время отдавая, как правило, работе и домашним делам. Система дистанционного обучения родилась исходя из того, что большинство наших заочников уже работают, и когда наступает сессия, у железнодорожников происходит кадровый кризис – все едут сдавать экзамены. Сейчас мы эту проблему сняли.

– Каково соотношение коммерческих и бюджетных мест в институте?

– Зависит от специальности. В целом в институте – примерно половина на половину. У очников – это около 60% бюджетных мест и примерно 40% внебюджетных. Хотя сложилось такое мнение, что железнодорожный институт – это достаточно закрытое заведение, что туда трудно попасть тем, кто не связан с железной дорогой. Ничего подобного. Уже много лет эта система открыта для любого, кто выбрал себе такую специальность. Кстати, статистика показывает, что в числе абитуриентов, поступивших на первый курс, уже несколько лет превалируют дети, родители которых не являются железнодорожниками. Но их родители понимают, что работа на железной дороге престижна, хорошо оплачивается и делает человека социально защищённым, в плане лечения, отдыха, покупки жилья под льготный процент и так далее. К тому же, ОАО «РЖД» очень сильно ориентировано на молодёжь.

– Каков будет конкурс на бюджетные места в этом году?

– Я уже говорил, что количество абитуриентов катастрофически снижается. Вместе с этим в 2–3 раза снизился и конкурс. Поэтому любой, кто сдал физику и математику, может прийти в приёмную комиссию, и мы его сориентируем по специальности. В принципе, все, кто приходят с положительными результатами ЕГЭ, получают предложение учиться в нашем институте. Кроме самых низких пределов положительного порога.

– На какую стипендию может рассчитывать ваш будущий студент?

– Во-первых, нужно знать, что все стипендии мы выплачиваем регулярно. Во-вторых, понимать, что в ЗабИЖТ есть студенты, стипендия которых выше преподавательской зарплаты – когда стипендия формируется из нескольких источников, включая целевую стипендии и гранты.

– А как решается проблема общежития?

– Всем целевикам и бюджетникам общежитие мы предлагаем в обязательном порядке. Внебюджетным студентам в течение сентября — октября эта проблема тоже, как правило, снимается.

– Как выглядит забайкальский институт среди других подобных заведений в стране?

– ЗабИЖТ – это единственный филиал в системе «РЖД», который по завершающему циклу образования готовит полностью по всем основным техническим специальностям, востребованным на дороге. Начиная от строительства и заканчивая автоматикой и телемеханикой. Это уникальное учебное заведение в масштабах страны.

1 из 5

– И одно из старейших?

– Да, в следующем году будет 60 лет со дня выхода приказа Министерства путей сообщения об образовании Читинского филиала при Московском, а затем и Хабаровском институте железнодорожного транспорта. За 60 лет скромный филиал превратился в мощный институт, располагающий учебными площадями порядка 38 тысяч квадратных метров. Около 500 человек преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала обучают около 6 тысяч студентов. Это третье по величине учебное заведение в городе после ЗабГУ и медицинской академии. Мы ведём большой объём хоздоговорных работ, и не только для железной дороги. В частности, наш институт является генеральным проектировщиком инфраструктуры Амурского нефтеперерабатывающего завода – это одно из крупнейших строящихся на Дальнем Востоке предприятий. Вместе с китайскими партнёрами мы проектируем подведение железной дороги, призаводскую станцию, нефтеналивной терминал, внутризаводскую инфраструктуру. Мы работаем по забайкальскому контейнерному терминалу, до этого проектировали дорогу Нарын – Лугокан. То есть, у нас есть целый спектр направлений, включая обучение, повышение квалификации, науку и проектирование.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления