СЕЙЧАС +12°С

10 баллов к ЕГЭ за ГТО — обзор краевых СМИ

- Никто не будет принуждать детей, наоборот - будет присутствовать мотивация: дети, сдающие ГТО, получат не только значок, но и дополнительные баллы к ЕГЭ, а в этом году их было десять.

Ровно 60 лет в этой стране существовала уникальная система физической подготовки и патриотического воспитания молодёжи «Готов к труду и обороне», но в 1991 году патриотизм попал едва ли не под табу, а физическая подготовка была нужна не столько для труда, сколько для обороны на опасных улицах новой эпохи. В прошлом году о ГТО заговорили вновь, а сегодня комплекс ГТО стоит в шаге от своего полноценного возрождения.

Газета «Чита спортивная» узнавала у представителя краевого министерства спорта Андрея Середкина о том, кто, как и по каким принципам будет сдавать комплекс ГТО уже в самом ближайшем будущем. Оказывается, дети, сдающие ГТО, получат не только значок, но и дополнительные баллы к ЕГЭ -в 2015 году их было десять.

Тем временем, журналистка «Читинского обозрения» Ольга Чеузова решила купить немного спирта. Не забавы ради, конечно. На перекрёстке Кастринской и Богомягкова в Чите спирт ей не продали - скорее всего, исходя из несоответствующего спиртточке внешнего вида журналистки. Так писалась статья «А Наташу можно?», в которой есть не только зелёные ворота, за которыми нелегальный спирт, но и ждущий ужесточения закон о подпольной торговле алкоголем, и стол патологоанатома с глинистой, жёлтой печенью пьяницы.

После одного такого обращения Алексею пришёл от стражей порядка краткий ответ: мол, проверка проведена, информация принята к сведению. Торговля спиртом продолжилась.

Отправившись по данному адресу, обнаруживаю на доме камеры слежения, установленные в целях безопасности. На улице тишина, за покупкой спирта никто не торопится. Попытавшись рассчитать время, когда наступит похмелье у покупателей, стучу в ворота. Тщетно, двери, за которыми где-то припрятаны бутыли-канистры с зельем, никто не открыл. Фейсконтроль я не прошла постоянную клиентуру туг явно знают в лицо.

Реки спирта в забайкальских берегах

В «лицо» факт торговли спиртом на Кастринской, оказалось, знают и в полиции. В пресс-службе УМВД России по Забайкальскому краю пояснили, что борьба с торговцами спиртом -что бои с ветряными мельницами. На Кастринской, 12 уже неоднократно изымалось зелье, продавцы привлекались к ответсвенности (общественные работы, штрафы) через суд. Но это их не страшит, ведь торговля приносит постоянный доход.

Прибыль за счёт человеческих жизней стекает в карманы продавцов повсеместно. В каждой забайкальской деревушке всякий житель знает, у кого можно достать заветные и недорогие «сто грамм».

Таков закон

Продажу спирта не получается искоренить ни словом, ни делом, ни законом, который слишком мягок к его продавцам. Все наказания за торговлю подобным пойлом прописаны в статье 238 Уголовного кодекса РФ. В ней говорится, что за производство, хранение, перевозку, сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности, можно лишиться свободы на два года. Статья также предусматривает обязательные работы до 360 часов, принудительные работы до двух лет, ограничение свободы до двух лет, штраф до трёхсот тысяч рублей. Жёстче (увеличиваются сроки лишения свободы и штрафы) караются торговцы, действовавшие группой, и если торговля спиртом унесла чью-то жизнь или нанесла тяжкий вред здоровью. Но эго на бумаге, на деле же торговцы отделываются в основном условными сроками и штрафами за незаконную деятельность, которые, кстати, торговцы потом «отбивают» за счёт увеличения оборотов продаж. Процент реально полученных сроков не достигает и десяти.

После массового отравления в Красном великане краевой парламент планировал направить в Госдуму законопроект против продавцов спирта. Депутаты предложили внести в Уголовный кодекс специальную статью о торговле алкогольными суррогатами, в которой прописаны кратно увеличенные сроки лишения свободы и значительные штрафы. Пока о результатах этой работы ничего не известно, но то, что такое ужесточение могло бы помочь поправить ситуацию, понятно всем.

Гусиная печень

Пока законодатели думают об ужесточении мер, патологоанатомы вскрывают тех, кто угробил организм алкоголем или его суррогатами.

В кабинете начальника Забайкальского патологоанатомического бюро я просидела больше часа, открыв от удивления рот.

- Люди ошибочно считают, что алкоголь разрушает только печень. Всё в организме взаимосвязано, поэтому страдают все органы. В первую очередь - сердце и головной мозг, - рассказывает начальник бюро Наталья Чарторижская.

Постепенно измученный алкоголем мозг отказывается работать нормально, человек уже не в силах себя обслуживать, каждое движение даётся с трудом. Удар наносится и по сердцу. Десять лет систематического употребления - и у человека чётко формируется алкогольная кардиомиопатия, которая страшна внезапной смертью. Причиной смерти будет ишемическая болезнь сердца, однако зачастую она вызвана злоупотреблением алкоголем.

- Вот так внезапно умирают молодые люди. Встречаются такие смерти и в 17 лет. И атеросклероз здесь ни при чём. Это последствия алкоголя. Но мы, как страусы, прячем головы в песок, скрывая это. И с циррозом в моей практике встречались 22-летние мужчины и женщины, - шокирует Наталья Николаевна.

Когда человек годами злоупотребляет алкоголем, у него развивается алкогольный гепатит, только потом - цирроз. Алкоголь полностью видоизменяет печень. Она напоминает гусиную. Глинистая, оранжевого или жёлтого цвета. При алкогольном гепатите она увеличивается порой до 5 кг (норма - 1,5 кг). А вот цирроз, наоборот, уменьшает печень, будто иссушает её, и человек может умереть от кровотечения или печёночной недостаточности.

Длительное употребление алкоголя сказывается на репродуктивной функции женщин: происходит атрофия детородных органов. Дети если и рождаются, то больные.

Несколько недель назад на столе патологоанатома оказалась 35-летняя женщина. Она была на втором месяце послеродового периода. Кормящая мама. Живи да радуйся, расти малыша... В её крови был обнаружен этанол, во внутренних органах - суррогаты алкоголя (метанол и бутанол). У женщины случился геморрагический панкреонекроз поджелудочной железы (когда омертвевшая ткань железы пропитывается кровью) с полным её некрозом, плюс диабетическая кома. Выжившие после такого обострения становятся глубокими инвалидами. Мама была одинокой, поэтому малыш пополнил ряды в доме малютки. Примерно три месяца назад в бюро поступала точно такая же кормящая женщина, назвать которую матерью не поворачивается язык.

Нечасто, но, случается, поступают младенцы, вскормленные материнской грудью - да только не молоком, а алкоголем. Результат - смерть малыша. За этот год в бюро их было уже двое.

Страдающие алкоголизмом люди становятся уязвимыми к каким угодно заболеваниям, а потом - где тонко, там и рвётся. Если вспомнить нашумевшую эпидемию пневмонии 2010 года, то, как свидетельствует Наталья Чарторижская, большинство умерших были людьми с хронической алкогольной интоксикацией (иммуноскомпрометированные). В состоянии запоя тоже можно запросто умереть от пневмонии, которая очень быстро развивается, потому что алкоголь «поработал» с лёгочной тканью: организм подорван, иммунитет никакой. Нередко исход бывает летальным, лёгкие просто распадаются.

...Пока мы беседовали с Натальей Николаевной Чарторижской, торговля спиртом на Кастринской, думаю, уже началась. Похмельные муки алкоголиков заставили вылезти их на свет в поисках загадочной «Наташи». Ветряная мельница, остановить которую мало кто пытается, продолжает свою работу.


Ольга Чеузова, «Читинское обозрение» № 38

Ждёт ли нас угольный коллапс? Такой вопрос задаёт в заголовке одного из материалов газета «Земля», понимая под местоимением «нас» население села Красный Чикой. Зима близко, и всё, что касается угля сейчас особенно важно. Оказывается, что угля для Красного Чикоя более чем достаточно, но вот привозить его с месторождения приходится на, мягко говоря, ненадёжном транспорте.

Сегодня в Забайкалье проживает 20 тысяч мусульман. Коллектив «Забайкальского рабочего» заранее подготовился к Курбан-Байраму и пригласил в редакцию муфтия Забайкальского края, и, как оказалось, студента факультета психологии ЗабГУ, Ришата Сайдашева. Из опубликованного интервью можно узнать, что думает о Забайкалье, паломничестве, межэтнических разногласиях и экстремистах человек, которому за пять лет на посту удалось увеличить посещаемость Читинской мечети на 70 процентов. Мечети, которой город тоже может гордиться: «В Чите самая старая мечеть 1906 года постройки. Таких осталось в стране лишь пять. Это именно татарская архитектура. Поэтому, начав реставрацию, мы попросили помощи у президента Татарстана. Он выделил деньги. Мечеть полностью реконструирована, были демонтированы все внутренние перегородки, которые не соответствовали первоначальной постройке. Оставалось четыре стены. Сейчас уже приближаемся к завершению работ».

Очень нравится бывать в Красночикойском районе, люблю там природу. Приходилось зимой наблюдать её. Красивые места! Впрочем, везде, где есть лес и вода, там всегда красиво. Мне кажется, в самой Чите следует больше внимания уделять благоустройству набережных, как в других городах. Хотя за последние годы город значительно похорошел. На улицах появилось больше зелени, цветников. Их ещё портят, крадут. Но это пройдёт. Главное изменить менталитет жителей города.

«Я до сих пор учусь»

— Расскажите о себе. Откуда Вы родом? Где учились? Что привело Вас в Забайкалье?

— Я родился в Омске. Родители — мусульмане. Отец работал на предприятии, мама — в торговле. Пятикратные молитвы мы в семье не читали, конечно, но старались соблюдать основные каноны Корана, отмечали мусульманские праздники, посещали мечеть. В 1997 году меня в 12-летнем возрасте с сестрой и братом родители отвели учиться в воскресную школу при Омской соборной мечети. На этом настояла бабушка, которая была очень религиозной, посещала нас, читала молитвы. Она считала, что дети должны получить религиозное образование. Я много времени уделял учёбе, летние каникулы проводил в мечети.

В общеобразовательной школе учителя по пятницам отпускали меня с последнего шестого урока пораньше, чтобы я смог сходить в мечеть на пятничную молитву. Все в школе относились к этому хорошо. Одноклассники, не будучи мусульманами, повторяли за мной молитвы и пытались тоже научиться.

В 90-е годы родители занялись бизнесом. Мы были состоятельной семьёй. Но в 1998 году обанкротились. Я переживал это событие вместе с родителями. Все это пропустил через себя и проанализировал тогда. Знаете, когда человек познал и богатство, и бедность, он имеет возможность сравнить и меньше поддаётся соблазну, осознавая, что все материальное временно. Когда становишься старше, начинаешь совершенно по-другому смотреть на некоторые вещи, пытаешься вести себя так, чтобы изменить мир к лучшему.

По окончании школы передо мной встал вопрос: либо идти в высшую школу милиции, либо продолжать религиозное образование. Взвесил, что для меня больше подходит. Поступил сначала в исламский университет в Москве, затем получил направление в Турцию, поскольку в то время в России сильного религиозного образования ещё не было. В университете я начал сравнивать религию и светскую жизнь, осмыслять. Осознал ошибки, которые до этого совершал, например, по отношению к родителям, старшим. Заканчивал учебу в Стамбуле. Там были студенты из разных стран, в том числе из бывших республик СССР. Мы до сих пор переписываемся, созваниваемся. Это были незабываемые годы.

— Вы говорите по-арабски?

— Мы изучали только арабскую грамматику, чтобы переводить Коран, хадисы. Разговорной речи не учились. Обучение шло на турецком языке. Я свободно говорю по-турецки, по-татарски и по-русски.

— Где-то ещё учились?

— Я до сих пор учусь. По возвращении из Турции защитил диплом в Уфимском исламском университете. Два года служил в мечети. По приезде в Читу поступил в государственный университет на факультет психологии.

— … Уже будучи имамом соборной мечети???

— Да. Посещал пары, сдавал экзамены. Сначала никто не знал, кто я и откуда. Но однажды на занятии по психологии нужно было рассказать о себе. И я рассказал. Было удивление, никто не ожидал. К сожалению, пока дела не позволяют закончить обучение, хотя мне очень хотелось бы.

«Меня охраняет Всевышний»

— Вы приехали в Читу после того, как предыдущий имам-хатыб Читинской мечети Муса Камурзоев был задержан за хранение в своем рабочем кабинете взрывного устройства. Вы знали об этом, когда отправлялись в Читу?

— Эту историю я слышал. Но о том, что есть проблемы с его сторонниками, мне никто не говорил. Сказали: тебя ждут и встретят. Задачи нивелировать влияние бывшего имама на прихожан не стояло. Только когда приехал, начал вникать. Была определённая группа людей, которые заявили: “Ты чего сюда приехал? Поворачивай обратно!” Первые полгода в мой адрес были жёсткие высказывания. Человек десять могли зайти в кабинет и сказать, что я неправильно проповедую.

— Что сталось с этими людьми? Они по-прежнему представляют проблему?

— Одни разъехались, другие успокоились.

— Когда Вы столкнулись с такими трудностями, были ли сомнения в том, чтобы перевезти в Читу свою семью?

— Нет. Семья переехала через полгода. И у меня не было мысли вернуться туда, откуда я приехал. Раз верховный муфтий России шейх Равиль Гайнутдин поручил мне это дело, надо было работать. В Забайкалье у меня родилась дочь. Мы с женой уже считаем себя забайкальцами, так же как и своих детей.

— У Вас есть охрана?

— Всевышний охраняет.

Отрываясь от мирской суеты

— Вы совершили хадж, паломничество в Мекку. Расскажите о том, как это повлияло на вашу жизнь.

— Да, в 2012 году я совершил паломничество. Кроме того, что довольно много пришлось ходить пешком, испытываешь массу таких ощущений, которых в обычной жизни не бывает. До сих пор, когда кто-нибудь, возвращаясь из паломничества, привозит мне подарки из тех мест, я испытываю чувства, которые были тогда. Даже слезы порой пробивают.

Находясь там, я был в особенном расположении духа. Мне даже никто не звонил из друзей, знакомых, родственников, не рассказывал о своих проблемах. Во время паломничества Всевышний освобождает человека от земных забот, чтобы ничто не отвлекало от поклонения. Как только закончились основные обряды, начались звонки.

Там чувствуется единство молящихся. Все одинаковые, не видно, кто простой рабочий, а кто принадлежит к элите. У всех одинаковая одежда — все заворачиваются в два полотенца. И все вместе совершают обряды. Там преображаешься духовно, получаешь большой заряд. Очень многие люди меняют своё отношение к жизни, к окружающим, становятся более созидательными. И это порой необъяснимо, это действительно даётся свыше.

Медина настолько спокойный город, что сам, находясь в нём, успокаиваешься. Я вначале все время спал от этой спокойной атмосферы. Вставал, молитву читал и снова спал.

Главная святыня в Мекке называется Кааб. Там постоянная сутолока. Паломник из России, чеченец по национальности, рассказывал, что когда он шёл вокруг Кааба, его постоянно толкал из-за этой сутолоки бедуин, шедший сзади. Он терпел-терпел, затем обернулся, прикрикнул и ударил того. А у мусульман есть обычай, по которому, находясь у святыни, нельзя причинять вред даже комару. Получив по лицу, бедуин взял руки ударившего его и начал целовать. И тот осознал, что он был неправ, начал плакать и просить прощения.

В общем, когда возвращаешься из хаджа, понимаешь, что все неурядицы в жизни — это мелочи, начинаешь мыслить по-другому.

«Не требуй того, чему не научил»

— Вы увидели в Забайкалье что-то такое, что Вас удивило? Что Вам запомнилось? Что считаете своими главными достижениями?

— Мы живём в большой стране. Я много езжу, многое вижу. Поэтому особо удивляться было нечему. Конечно, когда я услышал название “Чита”, я чисто по звучанию слова предположил, что здесь будет теплее, чем оказалось на самом деле. Это оказалось слишком далеко, но не смущало: раз я там нужен, раз меня просят ехать, значит это нужно.

Первое время здесь были проблемы и нюансы в отношениях в мусульманской общине. Не было того, к чему призывает пророк Мухаммад, — единство и любовь. Но, к счастью, удалось её объединить.

За эти пять лет удалось увеличить посещаемость мечети на 70 процентов. Меня осуждали, говорили, что я испортил место для молитвы тем, что допускал присутствие в нём женщин в коротких юбках и без платков и т.д. Но я считаю, что если человек приходит в храм первый раз, его надо научить, а не выгонять. Спрашивать с человека того, чему не научил, я не имею права.

Любой человек, приходящий в храм, желает найти успокоение в душе. И если выгонять его за то, что он не умеет читать намаз или что-то ещё, то человек второй раз уже не придёт.

Жить в мире со всеми

— Насколько активна мусульманская община в районах Забайкалья?

— Общества мусульман есть в городах Краснокаменске, Борзе, Нерчинске, Чернышевске, Могоче, посёлке Оловянная. Наиболее активная религиозная деятельность ведётся в Нерчинске.

В нашем крае проживает 20 тысяч мусульман. Много мигрантов из Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья. Раньше все мы жили в одной стране, разделения по национальному признаку не было. И сегодня мусульмане с этим не сталкиваются, так как религия нас к этому не призывает. Ведь не имеет значения кто ты, татарин или узбек. Главное, с каким сердцем ты обращаешься к Аллаху.

— Мусульманская община Читы — это довольно многонациональное образование. Среди вас есть татары, туркмены, азербайджанцы, чеченцы, дагестанцы, узбеки, киргизы. Многие из этих народов исторически находятся в межэтническом конфликте между собой. Как это отразилось на взаимоотношениях диаспор в Забайкалье?

— Когда в 2010 году в Киргизии начались стычки с узбеками, мы пригласили в Забайкалье муфтия Киргизии, провели трёхдневные беседы с прихожанами. Проблему удалось решить вовремя, и дальнейшее обострение отношений было не допущено.

— Насколько ощущается потребность во второй мечети?

— В Чите мы пока не видим в этом необходимости. Достаточно той мечети, которая у нас есть, а вот в районах края мусульманские общины нуждаются в постройке новых мечетей.

— Это по-прежнему самая восточная мечеть в России?

— Нет, есть в Хабаровске. В Чите самая старая мечеть 1906 года постройки. Таких осталось в стране лишь пять. Это именно татарская архитектура. Поэтому, начав реставрацию, мы попросили помощи у президента Татарстана. Он выделил деньги. Мечеть полностью реконструирована, были демонтированы все внутренние перегородки, которые не соответствовали первоначальной постройке. Оставалось четыре стены. Сейчас уже приближаемся к завершению работ.

— Какие отношения у Вас выстроились с национальными диаспорами? Давайте похвалим тех, с кем работать легко и приятно…

— Приятно работать со всеми. У нас есть общественный совет при мечети, в который от каждой диаспоры входит по одному человеку. Когда возникает какая-то проблема, мы разговариваем именно с представителем диаспоры либо собираем весь совет.

— С кем из лидеров других религиозных общин Вы поддерживаете отношения?

— С Баир-ламой, настоятелем Читинского дацана сложился очень тесный диалог сразу после моего приезда. Буддисты, если к ним кто-то приезжает в гости из Бурятии, ведут их смотреть мечеть. Если к нам приезжают гости, мы их ведём в дацан. С архиепископом Евстафием общались. Он был у нас на открытии медресе. С новым православным архиереем отношения больше рабочие и официальные.

О миссии просвещения

— На предыдущем месте службы Вы были помощником муфтия по работе с уголовно-исполнительной системой. Как-то пригодился опыт работы уже на новом поприще?

— Новое руководство УФСИН по Забайкальскому краю больше идёт на контакт. Сам я посещал колонию в посёлке Карымская. После этого туда ездили мои заместители. Там есть осуждённые, которые нуждаются в общении со служителями ислама, в напутственном слове. Есть договорённость с руководством колонии на следующий праздник жертвоприношения привезти туда жертвенных баранов.

— При Читинской соборной мечети уже несколько лет работает мусульманское учебное заведение — медресе. Какую оценку дадите его работе? Каких успехов удалось достичь?

— Обучаем религии как взрослых, так и детей. Организовываем детские лагеря с неполным днём для мальчиков и девочек. Детям прививаем культуру, обучаем религиозному поклонению, рассказываем, как нужно себя вести со старшими, с родителями. Обучаем религии и старшеклассников. Днём учатся в средней школе, а вечером приходят к нам.

— А Вы лично там преподаёте?

— Я периодически присутствую на занятиях, проверяю работу учителей.

Пока ещё наше медресе не ведёт подготовку служителей ислама, но с получением лицензии обучение будет проходить на профессиональном уровне. У нас есть студент из Чернышевска, который учится в Казанском исламском университете, сейчас он находится в Чите на преддипломной практике. Мы испытываем потребность в грамотных преподавателях. Учителя приезжают, уезжают, но никто не прожил здесь столько же, сколько прожил я.

— Вы ведёте духовную работу только с теми, кто традиционно принадлежит к мусульманским народам? Нет задачи проповедовать в нетрадиционной для ислама среде?

— Всевышний говорит о том, что в религии нет принуждения. Каждый человек должен сам выбрать себе путь: будь то христианство, буддизм, иудаизм или ислам. Если человек приходит с принуждением, надолго его не хватит, он будет от религии далеко. К Богу нужно обращаться с душой и осознанием. Даже халифы остерегались давления.

— Вы являетесь активным пользователем соцсетей. У Вас есть странички в Instagtam, Facebook (запрещённая в России экстремистская организация), Twitter. Это связано с Вашей проповедью?

— Да. Есть люди, которые не имеют возможности прийти в храм, но им удобно общаться виртуально. Сегодняшняя молодёжь так привыкла. Очень много вопросов поступает через социальные сети. Часто мне пишут из других городов. На своих страничках я на все вопросы отвечаю сам. К тому же есть возможность зайти в Сеть в любое удобное время.

Любая вещь может принести человеку как вред, так и пользу. Главное — то, с какой целью ты используешь эту вещь. Ножом можно готовить пищу, но некоторые используют его как средство для убийства. Точно так же и Интернет. В нём очень много информации, которая подталкивает людей на плохие, радикальные действия: убийства, суицид. И, к сожалению, этому плохому влиянию подвержены как взрослые, так и дети.

Мы, взрослые, уделяем детям мало внимания. Им не хватает живого диалога. Дети уходят в Интернет и там ищут ответа на возникающие у них вопросы. Как правило, ребёнок сидит за компьютером в отдельной комнате, и что он делает, никто не знает. В итоге страдают дети, страдают родители от взаимного непонимания. Направить общение детей и молодёжи в нужное русло — вот наша главная задача сегодня.

Все беды от незнания

— Как Вы считаете, что можно противопоставить религиозному радикализму?

— Ислам осуждает радикализм. По большей части от терроризма страдают сами мусульмане. Много мусульманских семей погибает в Иране, Ираке, Сирии, Турции. Руководство Совета муфтиев России сделало заявление о том, что некорректно называть преступников исламскими террористами. Ислам и терроризм — это разные вещи. В Коране говорится, что если человек убил другого, то он убил все человечество на Земле. Поэтому мы проповедуем, чтобы люди не поддавались уловкам и не шли на сотрудничество с радикалами.

Я считаю, что, набирая людей в свои ряды, террористы пользуются техниками зомбирования. Те, кто зомбирует, ищут людей, в чем-то ущемлённых в своей жизни и пытающихся вытолкнуть свою обиду. 70 процентов таких людей — это дети, выросшие без отца. У них не было того, кто привил бы им способность делать правильный выбор. И поэтому в поиске лидера они попадают под дурное влияние.

— Ваши прихожане готовы идейно противостоять радикализму?

— Готовы. Здравомыслящий человек никогда не наденет “пояс смертника” и не пойдёт себя убивать через совершение теракта.

— Вы поддерживаете предложения глав Чечни и Ингушетии лишать гражданства тех, кто уезжает воевать за ИГИЛ?

— Да, поддерживаю. Если есть угроза для нашей страны, ее надо пресекать сразу, а не ждать, когда она разрастётся. Кстати, есть точка зрения, что именовать террористическую организацию именем одной из древнейших религий не совсем правильно. Среди мусульман ИГИЛ называют словом “даиш”, то есть территориальное образование, которое создано само по себе и не имеет никакого отношения к официально признанным государствам.

— Что бы Вы сказали радикалам как духовник?

— Они сами все прекрасно знают, что делают (убивают женщин и детей, уничтожают культурное наследие) — это полностью противоречит всем канонам ислама. Сам Всевышний говорит, что он разделил людей по нациям и группам, чтобы они познавали друг друга, культуру друг друга, традиции, языки.

— Радикализм, к сожалению, в нашем мире весьма распространён. Причём в России, надо это признать, есть группировки, негативно настроенные по отношению к мусульманам. Год назад сотрудники полиции задержали молодёжную банду, которая шла сжигать мечеть. У Вас не возникало намерения с ними поговорить, что-то выяснить?

— Я хотел поговорить, но такая возможность не представилась. Было бы интересно узнать точку зрения этих молодых людей. Ведь проблемы подобного рода связаны с незнанием людьми истории, с их нежеланием знать её. Поджигатели в Чите шли поджигать дом имама, следовательно их целью был я. Хотелось бы узнать, что конкретно этим людям я сделал плохого, если у них такое негативное отношение к исламу, ко мне лично.

Многие высказывают недовольство нашим присутствием здесь и кричат, мол, понаехали! Уважаемые, Читинской соборной мечети в 2016 году исполняется 110 лет. Значит, 110 лет назад здесь уже жили мусульмане. Почему же мы “понаехали“?

Мы хотим доброжелательного общения с населением. И стараемся это подчеркнуть. Например, по окончании поста наши прихожане готовили плов, вынесли казаны на улицу в районе мечети и угощали им всех проезжающих мимо.

Хотим, чтобы люди относились к нам толерантно, как сейчас принято говорить. Хотя я не употреблял бы это слово. Толерантность переводится как терпимость. Почему мы должны терпеть друг друга, надо искренне любить ближнего. И тогда общество будет процветать, и у нас все будет хорошо. Я от всей души желаю этого забайкальцам!


Подготовил Константин Чиров. В беседе принимали участие Юлия Болтаевская, Алексей Будько, Анатолий Квасов, Валентина Корнилова, Екатерина Фомина, «Забайкальский рабочий» № 174-175

«АиФ - Забайкалье» опубликовал полезную с практической точки зрения статью о квитанциях за услуги ЖКХ. Наверняка же, вынув очередную квитанцию из почтового ящика, многие скорбно закатывают глаза и мечтают поскорее забыть о ней. Правильно читать квитанцию и не платить лишнего умеют не многие. Вот об этом и речь.

Газета «Эффект» в связи с недавно прошедшим Днём солидарности в борьбе с терроризмом, вспоминала забайкальцев, погибших именно в этой борьбе. В статье «Кто, если не мы...» рассказывается о подвиге Андрея Туркина, бывшего в числе первых ворвавшихся в бесланскую школу силовиков, а также о гибели сотрудник ФСБ Александра Ермоленко.

Фотография Андрея Туркина завершает пантеон славы на аллее Героев-пограничников, расположенной возле здания Погрануправления в Чите. С 1993 по 1995 год он проходил срочную службу в 54-м погранотряде в Приаргунске Читинской области. Отслужив срочную службу в погранвойсках в Забайкалье, был направлен на таджикско-афганскую границу. В 1997 году пришёл на службу в «Вымпел», участвовал в контртеррористической операции в Чечне и в освобождении заложников на Дубровке.

Семь лет: монотонное упорство тренировок, командировки для проведения спецопераций. Выписка из послужного списка:

в 2000-м награждён медалями Суворова и «За спасение погибавших» (вынес подорвавшегося товарища с заминированного поля, усыпанного кассетными минами-«лепестками»), в 2002-м - медалью ордена «За заслуги перед Отечетвом». Сентябрь 2004: командировка в Беслан, подвиг и звание Героя России - посмертно.

...Третьего сентября в спортзале захваченной школы прогремели взрывы. Измученные заложники, в подавляющем большинстве дети, стали разбегаться через проломы в стенах. Террористы немедленно открыли по убегающим пулемётный и автоматный огонь. Взрывы в школе и последующие убийства стали последней каплей терпения. Медлить было нельзя.

Группа, в которую входил Туркин, под мощный огонь боевиков одной из первых ворвалась в здание. Заложники в панике начали разбегаться, а боевики стали стрелять бегущим в спины. Это был истинный ад. Прикрывая огнём заложников, удалось уничтожить одного из террористов. Бой шёл уже почти врукопашную. Туркина вместе с напарником Александром отсекли от общей группы. Не боевики, нет: сами заложники обезумевшие люди, не разбирая ничего, бурным потоком оттеснили бойцов в сторону. Уже горел зал, клубы дыма закрывали обзор. Но спецназовцы успели увидеть, как из-за угла выскочил террорист, дав очередь из автомата по мечущимся людям, спрятался назад. И Андрей, и Александр были уже ранены. Пуля угодила Туркину под бронежилет. Бандит выскочил снова и замахнулся гранатой. Времени на раздумья не оставалось. Андрей бросился навстречу врагу, намертво обхватил и рухнул на него сверху. В грохоте пальбы никто - в том числе и спасённые от верной смерти заложники - не услышал взрыва гранаты. Последние шаги Андрея Туркина спасли жизнь десяткам детей.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении специального задания, лейтенанту Туркину А.А. присвоено зва ние Героя Российской Федерации (посмертно). У героя остались жена и двое сыновей.

За мужество и самоотверженность

Молодой, красивый, порядочный, добрый и жизнелюбивый парень с высоким понятием о долге и офицерской чести - таким сослуживцы запомнили Александра Ермоленко.

На службу в органы безопасности Александр Ермоленко пришёл в 1995 году, сменив мирную профессию учителя на погоны военного. Весной 2002 года оперуполномоченный отделения УФСБ России по Забайкальскому краю в городе Краснокаменск Александр Ермоленко, не раздумывая, уехал в командировку на Северный Кавказ для участия в контртеррористической операции. Дома остались жена и дочка.

В то время Веденский район Чеченской республики отличался сложной обстановкой. Служба там не обещала быть простой. Именно сюда был прикомандирован капитан Ермоленко.

Апрель 2002 года, посёлок Дышне-Ведено. Сводная оперативная группа, в составе которой был и капитан Ермоленко, прибыла для разминирования водонапорной станции (вода отсутствовала в посёлке несколько дней).

Военнослужащие приступили к выполнению поставленной задачи, как вдруг на них напали боевики, и группа попала под массированный перекрёстный обстрел. Прикрывая не прекращавших работу сапёров, Александр и его товарищи прицельным автоматным огнём подавили огневые точки бандитов, и нападающие, понеся потери, рассеялись. Вскоре сапёры завершили работу, вода стала поступать в селение. Сводная группа выехала на базу.

В бронетранспортёре, медленно поднимающемся по узкой горной дороге, сапёры, автоматчики прикрытия, сотрудник ФСБ А. Ермоленко. Машина медленно двигается вверх, бойцы внимательно осматривают прилегающую к дороге местность. Пока, вроде бы, всё спокойно и до места уже недалеко.

...Вдруг прогремел страшный взрыв: сработал мощный фугас. От взрыва погибли пять сапёров и сотрудник ФСБ, четверо раненых. Оставшиеся в живых, кто способен держать оружие в руках, тут же заняли круговую оборону. Но в горах - полная тишина...

За самоотверженность, мужество и отвагу, смелые и решительные действия при исполнении воинского долга Указом президента Российской Федерации капитан Ермоленко А.А. награждён орденом Мужества посмертно.

Жизнь ребят была короткой, но яркой. Они сполна выполнили свой земной долг, своё предназначение в жизни.

Память о них будет жить вечно! Бюст Героя Российской Федерации лейтенанта Андрея Туркина установлен в сквере Героев на аллее Славы в Орске, кадетскому корпусу Орской кадетской школы присвоено его имя. В память об Александре Ермоленко в Читинской средней школе № 9, где он работал учителем физкультуры, открыта мемориальная доска, а в городе Краснокаменске в его честь ежегодно проходят спортивные соревнования.


Татьяна Кузнецова, пресс-служба УФСБ России по Забайкальскому краю, «Эффект» № 39

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter