СЕЙЧАС +17°С

Чита - завёрнутая в фантик

Городская реклама давно перестала быть способом выделиться - это отдельная часть архитектуры

Сколько туристов я встречала и показывала свой город - уже не припомню. Обязательно спрашиваю, что на их взгляд может быть визитной карточкой Читы? Большая часть из них, точно сговорившись, отвечают «ваш город - это маленький Питер». Такие красивые улочки, вековые дома, запоминающиеся здания с лепниной и прочими архитектурными изысками. Иногда, правда, всё это сложно разглядеть под толстым слоем рекламы.

В прошлом году Государственная дума приняла закон, запрещающий размещать рекламу на памятниках истории и архитектуры, а также на прилегающих к ним территориях. Исключения есть для социальной рекламы и объявлений о культурно-просветительных и развлекательных мероприятиях, которые проводятся в этих самых памятниках. Необходимость закона осознали в Москве, когда на Красной площади поставили огромный рекламный сундук, подпортивший вид центра столицы. Сундук в итоге оперативно свернули, закон приняли, а вот его реализация в регионах, судя по всему, хромает.

Если мы приходим в гости к друзьям, то обязательно отмечаем уют в квартире. Наверняка многие сразу думают об отсутствии вкуса у хозяев, когда в одной комнате гобеленовые подушки лежат вместе с шёлковыми на кожаном диване, на стену прибит ковёр, на вторую развешены плакаты с рок-звёздами, а полки шкафа прогибаются от массивных китайских фигурок из керамики, скорее всего, покрытых слоем пыли. То же самое и с обликом города. С хозяином тут всё намного сложнее, но, по моему мнению, это всё-таки руководитель городской администрации. Сама Чита порою напоминает такую же захламлённую квартиру с подушками, розовыми перьями, пыльными китайскими божками и выцветшими плакатами. Невольно приходится думать о наличии вкуса у хозяина. Именно он должен следить, чтобы "гобеленовых подушек" было немного, а где-то их лучше совсем убрать.Помимо сити-менеджера есть ещё управление архитектуры, отдел по рекламе, отдел потребительского рынка, управление культуры и, наверняка, какой-нибудь замысловатый общественный совет. Но в Чите же всё свалено в кучу.

Конечно, любой из уважающих себя бизнесменов, скорее, отправит вас восвояси, чем откажется от рекламных площадки, приносящих ему прибыль. Некоторые в своё время успели сколотить состояние, просто расставив железные каркасы по городу для рекламных щитов и теперь получают прибыль только с их аренды. О том, что будет на конструкциях размещаться собственника мало волнует, а уж тем более, как это буйство красок впишется в общий ансамбль города. В итоге бесконтрольная реклама уродует облик Читы, прячет красивые исторические постройки под пластик, топорно выполненные каркасы и слоганы с ошибками. Баннеры, закрывшие произведения архитектурного искусства, даже красиво назвать не повернётся язык, причём, всё это читинское продвижение давно перестало быть способом выделиться - это отдельная часть градостроительства. Но почему же такое важное направление "искусства" у нас зависит исключительно от активности рекламодателей?

В международной практике есть пример, где с безвкусием начали бороться и победили - это Париж. Онлайн-портал «SignBusiness, как-то писал, что за внешним видом города там следят сразу мэрия, Союз рекламы, политические партии и Национальное общество изящных искусств. Учитывая, что в Париже куда ни пойди - везде памятники культуры, исторические улицы и парки, законодательство не даёт разрастаться фантазии рекламных предприятий. Благодаря чётко проработанной системе город выглядит достойно, сохранил свой исторический облик и этим ещё больше привлекает туристов.

Как бороться с назойливой рекламой в Чите и спасти исторические детали архитектуры? Вопрос почти риторический. В мэрии есть начальник отдела по наружной рекламе Олег Белоглазов, который периодически обижается, что правила орфографии частенько нарушаются в местной наружной рекламе, откуда появляются "Жыраф", кафе «Барашик» или название сети магазинов «Чудо-мир», которое отчего-то пишется раздельно. Белоглазов даже порывался работать с прокуратурой и предлагал привлекать к административной ответственности за надругательство над языком. В прочем, это всё, что он предложил - "Барашик" так и остался на месте. Чем ещё занимается отдел - неизвестно. Судя по всему, с рекламой мэрия сражается только на страницах своего сайта. Наверное, здесь должна быть проработана общая концепция, возможно, внесённая в план градостроительства, что больше похоже на утопию. Кем это должно быть инициировано? Хозяином города, который не позволит ему превратиться в посмешище. А есть ли у города хозяин? Достаточно взглянуть на улицы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter