Город Мы не можем жить без космоса - обзор космической киноклассики

Мы не можем жить без космоса - обзор космической киноклассики

В канун 12 апреля – наша подборка фильмов о красоте и опасности космоса, о воле и разуме его покорителей.

Три числа: 12, 108, 55. Что они значат? Даём подсказку: давным-давно, в далёкой-далёкой галактике…

Да, всё правильно – люди столетиями мечтали о звёздах, и вот почти 55 лет назад 12 апреля Юрий Гагарин стал первым человеком, который полетел в космос. Он облетел Землю за 108 минут. С тех пор 12 апреля считается Днём космонавтики, и это праздник учёных и мечтателей, что, если вдуматься, одно и то же. Кино - тоже дело рук учёных и мечтателей, иначе кто бы рассказывал нам удивительные истории и придумывал все эти невероятные технические штуки, благодаря которым мы без всякого космического корабля можем увидеть дальние планеты и услышать абсолютную тишину Вселенной? В канун 12 апреля – наша подборка фильмов о красоте и опасности космоса, о воле и разуме его покорителей.

«Чита.Ру» совместно с первым читинским планетарием семейно-развлекательного центра «Динозаврия» представляют специальную серию текстов, посвящённых юбилею первого полёта человека в космос.

Запретная планета

Как и многие старые фильмы, этот сейчас смотрится забавно: уж очень топорны спецэффекты. Но в 1956 году эта картина впервые дала зрителям возможность почувствовать себя на другой планете – именно благодаря спецэффектам, полностью электронной музыке и невероятному дизайну. История спасательной миссии, которая едва не погибла на планете, где титаническая машина умеет воплощать мысли в живые существа, стала путеводной звездой для многих режиссёров-фантастов. А невидимое чудовище, увидеть которое можно было только в очках с красными светофильтрами, стало самым дорогим спецэффектом того времени, хотя изначально его придумали, чтобы сэкономить. Хотели как лучше – получилось революционно, и вплоть до 1968 года никто не мог превзойти «Запретную планету» по тому эффекту присутствия в иных мирах, который она оказывала на зрителей.

Космическая одиссея 2001 года

В 1964 году великий Стэнли Кубрик загорелся идеей снять хорошее фантастическое кино. Времена тогда были суровые, не как сейчас – для хорошего кино нужен был хороший сценарий. Так что Кубрик договорился о встрече с Артуром Кларком, который к тому моменту был одним из лучших писателей-фантастов. Два года они работали над тем, чтобы превратить рассказ в роман, а роман – в сценарий. В 1968 году фильм вышел на экраны и произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Неторопливое и умное кино впервые показывало людям космос – безмолвный, равнодушный, прекрасный и полный таких тайн, которые технический гений человечества не может пока даже постичь. «Космос для нас – это как бескрайние моря для древних греков, такая же вечная тайна», - эти слова Кубрика определяют его творение лучше, чем любые другие.

Через тернии к звёздам

В Советском Союзе была великая фантастическая литература, огромная любовь к космосу, но кино о нём у нас практически не снимали. Это удивительный парадокс, не преодолённый по сей день: страна, отправившая первого человека к звёздам, никогда не умела космос показывать. Все наши фантастические фильмы можно пересчитать по пальцам, и история клон-девушки Нийи, пожалуй, ближе всего к идеалу. Виды гибнущей планеты снимали на заброшенном заводе в Таджикистане, биомассу сделали из противопожарной пены и муки, робота варили из вёдер… Как и голливудское кино 50-х, этот фильм забавно смотреть современному зрителю, но это пронзительная, страшная и очень актуальная картина. В 2001 году её перемонтировали и осовременили. Автору этих строк больше нравился прежний вариант, но в новом можно увидеть висящий на орбите звездолёт и стаи кораблей над космопортом.

Марсианин

Исходный роман – энциклопедия ботаника-энтузиаста, обожающего космос. Фильм – чистейший заряд позитива, силы воли и той самой мечты, которая привела человека к звёздам. Это большое приключение ума, показанное живо, красиво, с чувством. Человек здесь противостоит обстоятельствам, а человечество в экстремальных условиях постигает законы космоса и учится объединению ради общей цели. Возможно, это самое главное в фильме. Космос в «Марсианине» даже не слепая сила, а хладнокровный учитель, которому наш мир сдаёт экзамен на то, достоин ли он вообще этой чёрной глубины, красных песков и молчаливой бесконечности.

Интерстеллар

По сути, этот фильм – огромная библиотека фантастической литературы и кино. Тот, кто в детстве зачитывался Кларком и Хайнлайном, кто видел «Космическую одиссею», знает по именам, кого именно ограбил Нолан для того, чтобы создать свой самый масштабный, неровный и визуально великолепный фильм. Никогда, кажется, космос не представал перед зрителем в такой полноте, великолепии и ужасе. Сочетание мёртвой тишины и невероятной музыки Ханса Циммера, абсолютного мрака и сияния звёзд, неподвластной рассудку бесконечности и человеческой воли дают поразительный эффект. Тебе кажется, что ты оглох и ослеп, увидев что-то действительно великое. Нолан сделал то, что в своё время сделали создатели «Запретной планеты» – на два с лишним часа выбросил зрителя из кресла прямо в космос.

Розетта

И всё-таки художественные фильмы делают полёты к звёздам лишь декорацией для человеческих страстей. Между тем научный поиск в изучении космоса – штука безмерно увлекательная. Герой этого фильма – аппарат «Розетта», который после 10 лет путешествия в безмолвном пространстве опустил на комету исследовательский зонд и доставил на землю уникальные данные. Сферическое кино – единственное, что может превзойти возможности современного игрового кинематографа в плане эффекта присутствия. Сидя в центре купола, зритель чувствует себя так, будто сам медленно облетает Солнце. Над выщербленной поверхностью кометы – только чернота бескрайнего космоса. Марс выплывает из тьмы прямо перед твоим лицом, и хочется то ли коснуться его рукой, то ли закрыть глаза. Ощущение завораживающее и страшное, и осознание того, что всё это – реально, добавляет чувствам остроты. При этом «Розетта» - не аттракцион, это серьёзное научно-познавательное кино, которое оставляет в душе и разуме неизгладимый след.

Динозаврия, семейный развлекательный центр

ул. Шилова, 100 (ТРЦ «Макси»)
8 914 502 0820

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления