СЕЙЧАС +10°С

«Интеллектуалы на дорогах»: Беспощадные маршрутки

...то ли водители в погоне за выручкой не думают об уважении на дороге, то ли созданные в Чите условия для перевозки пассажиров толкают маршрутчиков на нарушение ПДД...

Маршрутки в Чите являются одним из самых популярных, но одновременно самым проблематичным видом транспорта - то ли водители в погоне за выручкой не думают об уважении на дороге, то ли созданные в Чите условия для перевозки пассажиров толкают маршрутчиков на нарушение ПДД. Или всё сразу?

Что не так с этими королями дорог?!

Сколько раз вы сталкивались с необходимостью ждать маршрутную «Газель» на трескучем морозе? Мимо пролетают другие автобусы, но того, что довезёт до дома, всё не видно на горизонте. И вот она, наконец, выезжает на перекрёсток, неловко вписывается в поворот и продвигается по дороге почти скрежеща пузом - перебор в салоне человек на пять, не меньше. На табло тускло горят цифры нужного вам маршрута, а ваше сердце начинает биться пуще прежнего. Вы протягиваете замерзшую руку и голосуете, но водитель «Газели» только пожимает плечами и едет дальше. Места в этой, скорее всего, последней маршрутке нет.

Если вы всё-таки попали в маршрутку, то часто сразу начинаете об этом жалеть. Водитель едет слишком быстро, тормозит резко и не соблюдая ПДД, может высадить пассажиров в не предназначенных для того местах. Опасное вождение зачастую провоцирует ДТП. По данным краевого ГИБДД, на территории Читы за 10 месяцев 2016 года произошло 472 аварии с участием маршруток. В аналогичном периоде 2015-го их было 363. В 2016-м погибших в ДТП с участием маршруток не зарегистрировано, но зато ранены 50 человек. В прошлом году травмы получил 31 пассажир.

Сотрудники Госавтоинспекции выявляют разные административные правонарушения, ставшие причиной ДТП. Например, несоблюдение бокового интервала водителем «Газели», спровоцировало столкновение с автомобилем Toyota и троллейбусом на улице Богомягкова 22 октября. Из-за инцидента было ограничено движение на несколько часов. В начале октября школьница сломала ногу во время столкновения маршрутного такси со столбом. Девушку госпитализировали, а причиной ДТП стал отказ тормозов. За 12 месяцев 2015 года в Чите выявлено 4,2 тысячи административных правонарушений, допущенных водителями маршруток, из них - 16 за езду в пьяном виде, двоих арестовали, одного оштрафовали, 13 лишили водительских прав и выписали штраф в размере 30 тысяч рублей.

Среди нарушений лидируют превышение скорости, проезд перекрёстка на красный и нарушение требований дорожных знаков и разметки. Последнее хорошо проиллюстрировано в роликах с камер фиксации нарушений ПДД, предоставленных Центром видеофиксации.

Улица Красной Звезды одна из самых широких в городе, с несколькими полосами движения в оба направления. Некоторые водители едут не в своём ряду, чтобы побыстрее проскочить перекрёсток. Поэтому перестраиваются в последний момент, мешая другим водителям.

Некоторые перевозчики специально выбирают ту полосу, где поток поменьше, после чего на перекрёстке перестраиваются в свой ряд и едут дальше.

Причиной ДТП стало нарушение со стороны легковушки, которая не позволила крупному автобусу повернуть направо. На Бутина есть одна полоса для движения вниз, поэтому большой автобус по длине не вписывался в поворот, поэтому и остановился левее.

Водители маршруток, случается, проезжают перекрёстки на красный, как это сделал, например, водитель на Бабушкина-Верхоленская. Проезд на красный, согласно КоАП, карается штрафом в 1 000 рублей.

Либо пока троллейбус освобождает перекрёсток на Амурской, маршрутке удаётся проскочить на красный сигнал светофора.

Зачастую водители маршруток не нарушают никаких правил дорожного движения и не становятся участниками ДТП, но их поведение выбивается за рамки воспитания и наглости. Пример - один водитель на улице Богомягкова остановился посреди дороги, чтобы помочь другому «прикуриться». Все, в том числе габаритные троллейбусы, вынуждены объезжать их.

Процедура по спасению товарища длилась больше 5 минут, после чего парочка гуськом выехала на перекрёсток и отправилась работать дальше.

Нездоровая конкуренция

Однако не только хамство водителей создаёт проблемы другим участникам дорожного движения. Проблема и в условиях, в которых работают водители маршрутных такси в Чите - они далеки от идеальных. Управление федеральной антимонопольной службы Забайкальского края (УФАС) в начале октября установило, что чиновники комитета по развитию инфраструктуры администрации Читы изменили схемы движения семи городских маршрутов — №38, 48, 28, 49, 41, 57, 19з.

Из схемы маршрута №38 были исключены улицы Баргузинская, Ленина, Ленинградская; маршрут №48 продлён до Засопки, маршрут №28 – до железнодорожного вокзала; маршрутки №49 стали ходить через магазин «Сувениры» вместо Центрального рынка; конечную маршрута №41 перенесли с улицы Таёжной на улицу Геодезическая; маршрут №57 стал ходить через вокзал, а маршрут №19 – через «Сувениры». Такое изменение схемы, по мнению УФАС, ограничивает конкуренцию, поскольку договоры с перевозчиками заключались с учётом утвержденных ранее схем. Часть маршрутов дублирует другие, создавая нездоровую конкуренцию. Действующие маршруты не удаётся укомплектовать - по данным комитета ЖКХ Читы, полностью неукомплектованными являются маршруты №17, 29, 39, 40, 59, недоукомплектованными - маршруты №9, 18, 30, 31, 41, 91.

Проблема вынудила местные власти заняться формированием транспортной схемы города заново. Необходимость в новой схеме отчасти была связана с троллейбусами, которым из-за большого количества маршрутных такси просто некого возить. Об изменении транспортной схемы Читы для того, чтобы троллейбусное управление могло получать максимальную выгоду, первым заявил в апреле в заксобрании Забайкалья экс-глава администрации города Владимир Забелин. По его мнению, сокращение числа маршруток поможет управлению в непростой экономической ситуации, а также разгрузит центральные улицы Читы.

Администрация Читы в 2015 году провела анализ пассажиропотока на маршрутках и в троллейбусах, чтобы понять популярность тех или иных маршрутов и учесть всех льготников. В марте был утвержден реестр городских маршрутов и определён порядок посадки и высадки пассажиров на предусмотренных остановках или в любом кармане, где не запрещена остановка. Анализом занималось ООО «Читинское ЛГИ», за что мэрия заплатила им 1 миллион рублей.

Итоги проведённого анализа неизвестны. Отвечая на запрос редакции «Чита.Ру», комитет ЖКХ уточнил, что решение будет принято, когда будут проверены все результаты исследования. «В случае положительного заключения экспертной группы по итогам проведенного обследования будет начата работа по формированию новой маршрутной сети. Она начнёт функционировать после проведения открытого конкурса на право перевозок по маршрутам, который запланирован на 2017 год», - говорится в официальном ответе.

Ещё раньше - в 2014 году - мэрия предлагала другую панацею от проблем с пассажироперевозками в городе. Комитет по развитию инфраструктуры администрации Читы объявил о проведении аукциона на закупку системы мониторинга общественного транспорта с модулем ГЛОНАСС за 3,5 миллиона рублей.

Система мониторинга должна была состоять из сервера с подключённой к нему диспетчерской сети. Диспетчеры могли бы контролировать время транспорта в движении, время стоянок, нахождения в определённой зоне, а также просматривать статистики скорости транспортного средства, ставить оценки качества вождения, вести статистику по правонарушениям. То есть отслеживать всё - даже резкие повороты или торможение. Электронный аукцион состоялся 15 декабря, сроки поставки и монтажа оборудования — 1 апреля 2015 года.

Система на исходе 2016 года всё ещё не работает. По сообщению комитета ЖКХ, всё уже создано, и система начнет функционировать в 2017 году - как только проведут конкурс. Но оборудование машин в планы мэрии не входит, поэтому каждый перевозчик покупать приборы должен будет самостоятельно.

Пока мэрия работает с тем, что есть и утверждает, что регулярно проводит проверки с выездами на маршруты.

«Время работы городского общественного транспорта установлено сводным расписанием движения автобусов с 6.30 до 22.00 и распределено графиками выходов на линию. Интервалы движения автобусов по маршрутам утверждены расписанием по каждому индивидуально. Нарушения графиков движения водителями автобусов или сход с линии на маршрутах действительно есть. Проверки проводятся в утреннее, вечернее время, в будние и выходные дни, по выявленным нарушениям в адрес предпринимателей направляются претензии. Если они не устраняются, комитет ЖКХ имеет право расторгнуть договоры с предпринимателем», - говорят в комитете, не уточняя, были ли случаи, когда проверки проводились повторно, а виновных наказывали.

Самые крайние

У предпринимателей своя правда. Перевозчик, работающий в городе, утверждает, что у администрации Читы в случае невыполнения перевозчиками требований нет никаких рычагов давления на них, кроме судебных разбирательств. Практика заключения контрактов существовала до 2015 года - тогда вступил в силу федеральный закон о перевозках №220, по которому предприниматель выигрывает право на перевозки.

«Ситуация такова, что из всех существующих на сегодняшний день маршрутов только шесть полностью укомплектованы, остальные имеют острую нехватку машин и, главное, пассажиров. Формально водители обязаны ездить до 22.00, но уже с 20.30 наступает мёртвое время. Не знаю, что происходит с населением, но на улицах никого просто нет. Сами понимаете, накатывать десяток километров маршрута ради 15 человек и работать в убыток никто не согласится», - говорит бизнесмен.

По его мнению, пассажиропоток упал существенно из-за такси и личных автомобилей: «Поэтому падает выручка. Для сравнения - в 2003 году выручка с одного маршрута составляла около 1,2 тысячи рублей. Примерно столько же и сейчас, но тогда стоимость поездки составляла 7 рублей, а сейчас 22 рубля».

Предприниматель предполагает, что новая схема, возможно, вынудит водителей быть обязательными и работать на маршруте, как положено. В противном случае, люди будут вынуждены добираться до дома пешком или на такси.

Шофёр одного из маршрутов тоже не отрицает, что существует практика, когда машины сходят с линии раньше времени. На его маршруте - одном из самых популярных в городе - графики соблюдаются, поскольку на конечных остановках за этим следит линейный диспетчер. При этом мой собеседник не исключил, что далеко не все перевозчики в городе подходят к работе с такой ответственностью.

«У нас режим соблюдается, за это я могу отвечать. Последний автобус выходит с конечной остановки в 21.10 и заканчивает в 22.00. Другие маршруты я не контролирую, мне это неинтересно, - говорит он. - Говоря нашим языком, у нас куча «помощников». Маршруты наложены один на другой, у любого в городе есть дублёр. Естественно, каждый водитель хочет приехать быстрее «помощника», забрать пассажиров. Не могу сказать, что сейчас существует беспредел, как скажем 6-7 лет назад, но конкуренция есть».

Ещё одна проблема - привычка останавливать маршрутки где попало, но, по словам моего собеседника, водители сами расслабили пассажиров, останавливая машину по каждому требованию.

«Но выбор у нас невелик. А если в городе бы создали места для конкретных остановок, я бы был только за, заодно появится порядок на дороге. Камеры хоть и полезны, но тоже установлены не в самых лучших местах. Например, перекрёсток Амурская - Ленинградская - если ехать в сторону магазина «Океан», там есть остановка, тут же знак движения по полосам и камера. Богомягкова - Чкалова и узкая дорога и камера. Как ехать? И таких примеров масса», - добавил водитель.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter