«Господа предприниматели, у вас было полтора года. Ребята, я понимаю, вы ездите на машинах, но подумайте и о тех, кто ходит пешком», - обращается кто-то из депутатов, лоббирующих скорейшее принятие положения о маршрутных перевозках в Чите. Среди коллег – депутат и, пожалуй, один из самых влиятельных занимающихся маршрутными перевозками в Чите Артём Меняйло. Он резко против поспешности и за проработку документа до мельчайших деталей.
Депутаты спорят о том, надо ли сегодня принимать положение об организации регулярных перевозок автомобильным и городским электротранспортом.
Ситуация «с душком»
Как долго пролежавшая в тепле рыба, проблема с работой маршрутчиков в Чите давно начала «пахнуть»: водители подрезали друг друга на дорогах, дрались, заявляли о незаконности прошлого конкурса, ходили в суды и то переставали обслуживать маршруты, то выходили на них от разных предпринимателей, матерились и курили в салонах, покрикивали на нерасторопных пассажиров, которые почему-то не успевали сесть и падали, когда машина начинала движение.
Всё это, вероятно, началось задолго до первого конкурса на перевозки, который прошёл летом 2014 года, но теперь уже мало кто помнит, что было в городе до этого конфликта. Тогда главными столкнувшимися в борьбе за «золотые» городские маршруты – это протяжённые маршруты, проходящие по центру города, которые всегда востребованы и наполняемы – стали предприниматели Артём Меняйло и Сергей Кожевников. Меняйло выиграл конкурс, но к победе у его конкурентов, равно как и к административной комиссии, её присудившей, была масса вопросов.
Именно после этого были и забастовка, и сообщения о драках, а предприниматели самовольно меняли заявленные большие автобусы на небольшие ГАЗели.
Всё это время власти города вели себя не как организатор перевозок и хозяин ситуации, а, скорее, как постаивающий в стороне пассажир. Транспортный клинч, когда однажды утром встал весь город, вероятно, и стал поводом вспомнить, кто в городских перевозках определяет правила игры.
Определять начали с плана. План был таков: исследовать пассажиропоток, проанализировать эти данные и выстроить маршруты по городу так, чтобы всем было удобно и не матерно. Заковырки начались ещё на этапе исследования пассажиропотока.
Год назад, в апреле 2016-го, главный специалист отдела транспорта и связи Вячеслав Гаврилов сообщал, что мэрия проводит исследования пассажиропотока, результаты которых он обещал представить вниманию публики в конце года. Опираясь на них, администрация планировала изменить транспортную сетку города для выгоды находящегося в очень сложном состоянии троллейбусного депо. Также планировалось сократить дублирующие друг друга маршруты. Как власти намеревались это сделать – неизвестно. Через пару недель после заявления Гаврилова в администрации города произошёл большой переворот, возглавлявший её Владимир Забелин скоропостижно ушёл в отставку и к власти вновь пришли люди из команды экс-мэра города Анатолия Михалёва, которого Забелин потеснил в 2013-м.
В мае появилось сообщение о том, что суд отказал городской администрации в отсрочке изучения пассажиропотока. Городские власти настаивали, что этот трудоёмкий процесс надо выполнять несколько раз в разные времена года.
В следующий раз упоминание о материалах по пассажиропотоку мелькнёт в январе 2017 года в сообщении о том, что администрация начала разработку новой транспортной схемы и изучает эти самые материалы.
И вот апрель, заседание гордумы. Одно из немногих, которые остались до летних депутатских каникул. Один из самых жарких вопросов – принимать или нет положение о пассажирских перевозках в городе, которое разрабатывали, как прозвучало на заседании, больше полутора лет.
Этот документ должен чётко регламентировать то, как должны работать маршрутные такси. Давайте взглянем на него вместе.
ГЛОНАСС и некурящие водители
Все вопросы о перевозках будет решать комитет городского хозяйства администрации города, который и станет организатором перевозок. В настоящее время его возглавляет Андрей Галиморданов. Во второй статье положения расписаны полномочия городских властей, в которые входят принятие правовых актов. Формирование. Ведение и утверждение реестра муниципальных маршрутов, проведение конкурсов на право перевозить пассажиров и заключение контрактов с их победителями. Обязательным требованием документа является контроль за качеством перевозок и исполнением условий контракта. Работай этот пункт сегодня в полную силу – большинство перевозчиков бы со своими контрактами попрощались хотя бы потому, что после девяти часов вечера найти их машины на маршрутах сложно.
Также администрация может изменять муниципальные маршруты. Лично я же обратила внимание на то, что в документе не прописано право властей расторгать контракты. Разработчики документа ограничились пунктом об осуществлении «иных функций и полномочий в соответствии с законодательством РФ».
Кроме того, администрация имеет право привлекать предпринимателей не только для регулярных, но и для временных перевозок пассажиров, которые возможны во время чрезвычайных ситуаций, ремонтных работ проезжей части, массовых мероприятий, согласованных распоряжением главы Читы. Кроме того, по временной схеме перевозчики будут работать после приостановления того или иного договора с их коллегой, для перевозки дачников либо если открытый конкурс на перевозки будет признан несостоявшимся.
Как только возникло одно из перечисленных обстоятельств, администрация Читы в течение трёх дней размещает у себя на сайте объявление о необходимости временных перевозок. Побеждает тот, кто увидит и отреагирует на него первым.
Предприниматели обязаны обеспечить исправность выходящих на линию машин, их водители должны проходить обязательное медицинское освидетельствование. Число пассажиров в автомобилях не должно превышать указанную норму, а водителям предстоит забыть о курении в салоне. Все машины должны быть оснащены оборудованием спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Кроме того, во всех машинах указатели маршрута должны быть на лобовом стекле, на правой стороне кузова и на заднем окне. Водитель обязан соблюдать правила посадки и высадки пассажиров. Пункт, обязывающий его делать это, детально не прописан, из-за чего не понятно, должен ли водитель дать пассажирам время разместиться в салоне, выйти из него, либо обязан останавливаться только в предназначенных для этого местах. Чуть позже в документе отдельным пунктом его разработчики закрепили обязанность водителя начинать движение только после окончания посадки и высадки, и делать это обязательно с закрытыми дверями.
Правила запрещают владельцам перезаключать договоры обслуживания и запускать на маршрут других юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а также в одностороннем порядке изменять маршрут.
Ждать не стали
На заседании гордумы против принятия положения яростней всех высказывался депутат Артём Меняйло. Он говорил, что документ сырой, что там не хватает пункта об обязательном оборудовании салонов видеокамерами и многих других требований. Однако внятно объяснить, почему за много месяцев не внёс эти требования в проект, не смог.
После неоднократных возмущений Меняйло один из разработчиков положения, депутат Наталья Нестеренко не удержалась, заявив, что, если документ будет снят и отправлен на доработку, для него потребуется вновь делать оценку регулирующего воздействия. Поэтому положение однозначно уйдёт на каникулы и будет принят не ранее, чем в сентябре. По требованиям федерального законодательства, если муниципалитет не принимает положение о перевозках до 1 сентября, то все договоры на них перезаключаются с действующими перевозчиками, в число которых входит и Артём Меняйло, подчеркнула Нестеренко.
В итоге большинством голосов положение приняли, решив дорабатывать, если это нужно, в ближайшие месяцы.
Пожалуй, за последние годы это самое большое дело, которое совершили городские власти в решении транспортной проблемы города. Надо отметить, что сделать это удалось благодаря депутатам гордумы, однако по сравнению с тем, что ещё требуется проработать для мало-мальского контроля над дикой сферой транспортников, это, конечно, самое начало. И конца-края этой дороге пока не видно.