Каждый день со станции Шахтёрская недалеко от посёлка Шерловая Гора по железной дороге уходят вереницы вагонов с бурым углём. Сам процесс добычи угля увидеть удаётся немногим – попасть на Харанорский разрез просто так нельзя, но Сибирская угольная энергетическая компания пустила «Чита.Ру» на производство и показала, как уголь проходит путь от извлечения из недр земли до потребителя.
Как по мне, почти все крупные промышленные объекты – будь то угольный разрез, электростанция или кирпичный завод – безумно интересны, особенно для человека с производством никак не связанного. Поэтому даже очень ранний подъём не испортил мне настроения. Время – чуть больше семи утра, в дежурном «УАЗике» мы мчим сквозь ночь, чтобы успеть посмотреть, как проходит пересменка – именно так, ведь разрез работает круглосуточно – с восьми до восьми, в две смены.
Добыча угля – работа тяжёлая и сложная, поэтому за здоровьем сотрудников на Харанорском разрезе следят ежедневно, для этого организован даже не медпункт, а почти небольшая поликлиника. Горняки, идущие на смену, а также те, кто идёт со смены домой, обязательно проходят проверку на алкотестере и расписываются в списках, если кто-то плохо себя чувствует – может измерить давление и заглянуть к доктору.
Тут же расположено несколько кабинетов, где сотрудники разреза проходят лечение, которое им прописывают местные врачи. Что удивительно, оборудования здесь даже побольше, чем в типичной поселковой больнице – УЗИ, электрокардиограф, аппараты для ударно-волновой терапии, электрофореза и наркотического освидетельствования, аппарат с эффектом солевой пещеры, газоанализаторы для борьбы с курильщиками и ещё много чего другого. Скоро, говорят сотрудники, откроется массажный кабинет – специальная кровать и помещение уже есть, ждут только массажиста.
Сотрудники Харанорского разреза могут получить за счёт СУЭК самое разное лечение, но всё-таки большая часть процедур направлена на восстановление опорно-двигательного аппарата – такая уж профессия. Если требуется более тщательное обследование и лечение, то горняки направляются в медицинские учреждения Читы или других городов. Кроме того, сотрудникам предприятия предоставляется санаторно-курортное лечение. А ещё на разрезе организована школа здоровья – в ней горняки могут узнать больше о своём организме и получить ответы на интересующие вопросы от врачей.
Пройдя медосвидетельствование, сотрудники проходят внутрь комплекса разреза и идут получать наряды на работу: производство вскрыши, добыча угля и другие работы. Но перед этим – обязательный инструктаж по технике безопасности и последующий тест по ней. Тестирование, кстати, организовано очень по-современному: горняки подходя к специальному терминалу, вводят свои номера и отвечают на один из вопросов – на экране сразу виден результат, не получилось – пересдавай.
После этого угольщики заступают на смену, а мы едем на сам разрез. Внутри самого разреза мы едем минут 5, и вот он перед нами – огромный, высотой не меньше пятиэтажки – роторный экскаватор.
На Харанорском разрезе уголь добывают открытым способом, но, чтобы добраться до угольного пласта, нужно убрать толщи пустых пород. Её отгружают на БелАЗы и вывозят на отвал – специальные площадки для размещения.
Логистика разреза выстроена так, что составы с пустыми вагонами прибывают на станцию Карьерная, затем отдельные вагоны тянут тепловозами на место добычи. Экскаватор слой за слоем «срезает» уголь с практически вертикального отвеса, пропускает его через себя по конвейеру и с обратной стороны сбрасывает в стоящие на железнодорожных путях вагоны. На загрузку одного вагона уходит примерно 3 минуты, в вагон помещается 68 тонн угля.
Всего на Харанорском разрезе работает три роторных экскаватора, каждый может добывать до 1 250 тонн угля в час, что в сумме даёт потенциальные 4 миллиона тонн в год. На разрезе работают около 600 человек, и из них 25 – это машинисты экскаваторов и их помощники.
После погрузки вагоны возвращаются на станцию Карьерная, где формируют составы. В карьере во время погрузки сложно отследить, чтобы в каждый вагон поместили точно 68 тонн. Поэтому во время формирования состава вагоны взвешивают – если есть недогруз, дозировочный кран добавит угля, если перевес – уберёт лишнее. После этого вагон перевешивают, и, если всё в порядке, оператор с помощью специального катка ровняет угольную «шапку». Вагоны стыкуются по 48-50 штук в один состав, после чего за ними прибывает тепловоз, который повезёт уголь на Харанорскую ГРЭС, в ТГК-14 или к другому потребителю.
Формированием составов на станции занимаются милые девушки на пульте управления – именно от их стараний зависит своевременность поставки пустых вагонов в карьер и отправки заполненных составов покупателям.
Ещё одно место, в котором мы побывали во время экскурсии – это автотранспортный цех. Одновременно обслуживаются 1-2 машины, чтобы не отрывать большое количество техники от производства. При этом здесь не только чинят и обслуживают технику, но и собирают – потому что крупные машины вроде БелАЗов или экскаваторов приезжают на разрез в виде отдельных частей и узлов. На сборку экскаватора уходит около 3 дней, на БелАЗ – 8 дней.
Всего на Харанорском разрезе трудятся четыре 130-тонных и семь 220-тонных БелАЗов. На фото, кстати, одна из новинок, как их здесь называют – «130-й». Его собрали в рекордные сроки – 6 дней, вновь сформированные бригады из лучших водителей торопятся быстрее запустить самосвал. Конечно же, я не преминул возможностью залезть в кабину огромной махины – оказалось, что в ней два места – как мне рассказали, это очень удобно при обучении новых водителей. А рычаг передач и вовсе выглядит, как в легковушках с «автоматом».
В 2018 году Харанорскому разрезу исполнится 48 лет, а уже через 2 года – полувековой юбилей. Для Шерловой Горы это градообразующее предприятие, от которого зависит большинство семей посёлка, поэтому все работники и СУЭК работают вместе, чтобы Харанорский разрез продолжал развиваться. Кстати, именно на это направлена одна из масштабных программ Сибирской угольной энергетической компании – инвестиционная. Благодаря ей горняки получают новую технику: это горный транспорт – карьерные самосвалы, экскаваторы – и вспомогательная техника – грейдеры, бульдозеры, погрузчики, автомобильные краны. Такое техническое перевооружение помогает наращивать производственные показатели и, самое главное, делает работу угольщиков комфортной и безопасной.
На правах рекламы.