СЕЙЧАС +6°С

Выбор между свалками и Михалёвым – обзор краевой прессы

У полпреда президента спросили, отправят ли несменяемого главу Читы в отставку за многолетние свалки. У полпреда президента спросили, отправят ли несменяемого главу Читы в отставку за многолетние свалки.

В середине мая в Читу прилетел полномочный представитель президента в Сибирском Федеральном округе Сергей Меняйло. Он открыл форум гражданских возможностей, участники которого должны придумать, как побороть «негативные проявления в подростковой среде»; проехался по объектам электроснабжения краевой столицы; раздал поручения в тушении лесных пожаров. Ещё ответил на несколько вопросов журналистов, в том числе о том, не связана ли многолетняя проблема со стихийными свалками в Чите с таким же долгим руководством Анатолия Михалёва.

Этот вопрос полпреду задал главный редактор «Вечорки» Владимир Кантемир. Меняйло ответил в стиле чиновника: сейчас выводов делать не хочет, но «даны поручения проверить». Главред краевой газеты не успокоился и спросил буквально: «У нас не будет мусорки или Михалёва?»

Но даже с этим полномочный представитель справился, избежав прямого ответа. Заявил, что за санитарную очистку города ответственность несёт мэр (его у нас нет вот уже 4 года, но последним эту должность занимал как раз Михалёв), однако нужно посмотреть на результаты проверки.

Хотя Сергей Меняйло и обходил острые вопросы на пресс-подходе, без внимания тему со свалками он, видимо, не оставил. Как пишет «Вечорка», позже в газету позвонил сити-менеджер Читы Олег Кузнецов, чтобы разузнать, где именно находятся помойки, о которых говорил Кантемир. На крепкую позицию Анатолия Михалёва во власти эта история вряд ли повлияет,

В Сретенском районе поднимать в прессе проблемы, напротив, не принято. На это в краевую газету «Земля» пожаловался районный депутат Сергей Тонких. Говорит, что его текст о сгоревших вокруг Сретенска сопках опубликовали в газете «Советское Забайкалье», после чего народного избранника решил отчитать глава районной комиссии по чрезвычайным ситуациям.

«Обсуждение свелось к одному: «Какое имел право писать такое и искажать факты депутат совета…» Аргумент, что по обе стороны Шилки вокруг Сретенска сопки голы от частых пожаров, а нам, нашим детям и внукам здесь жить, не действовали. Тогда попросил не отчитывать меня, защищая чиновничьи мундиры, а подумать, как не допустить пожары впредь», – написал бойкий депутат и добавил, что привычка затыкать имеющих своё мнение людей в районе появилась уже

В посёлке Кука Читинского района скоро вообще спорить будет не с кем – «Экстра» пишет, что там планируют закрыть школу, где сейчас учится семь детей. С её исчезновением, по мнению издания, не станет и самого посёлка.

«Непросто, конечно, но в малокомплектных школах по-другому не бывает. Когда приехала комиссия из Читы, то вопрос встал не о качестве образования - с этим как раз всё в порядке. А вот печное отопление, туалет на улице и отсутствие горячего питания гостей возмутило», – рассказывает единственный учитель школы Наталья Дмитриева.

Теперь дети ездят на поезде в соседнее поселение, и родителей этот расклад не устраивает. Во-первых, потому боятся, что их сыновья и дочери попадут под рельсы, во-вторых, потому что поезд на станции ждать негде.

Кука не всегда была такой. Со времен строительства Транссиба здесь располагался транспортный узел. На станции перед подъёмом в Яблоновый хребет заправляли паровозы, а к тяжёлым грузовым эшелонам добавляли так называемый толкач. В 30-х годах прошлого столетия в посёлке работало заготовительное хозяйство, которое занималось сбором сена, грибов, ягод и других даров забайкальской тайги и реализацией их в системе советской торговли.

Кроме того в живописном кукинском лесу расположился санаторий. Во время Великой Отечественной войны там завершали лечение солдаты из забайкальских эвакогоспиталей, а позже поправляли здоровье дети, страдающие заболеваниями костей и опорно-двигательного аппарата. Специально для них в 6о-х годах в посёлке была построена большая и светлая начальная школа, чтобы ребятишки могли лечиться без ущерба для учёбы. Но все хорошее в нашей стране имеет свойство заканчиваться.

С началом перестройки исчезла система заготхозяйств в стране. Начались проблемы и у санатория. Просуществовав до 2002 года, в итоге он закрылся. Потом настал черёд станции - новые мощные электровозы смогли преодолевать горный участок магистрали самостоятельно, и в кукинском транспортном узле отпала нужда. Работы на станции почти не осталось, и процветающий посёлок стал постепенно приходить в упадок.

Так уж повелось, что старшекласники из Куки всегда ездили учиться в леснинскую школу (Лесная - станция, расположенная в шести километрах от Куки на Восток по Транссибу), младшие до четвёртого класса получали знания в школе посёлка. Занятия не прерывали, даже когда в один трагический день здание школы сгорело до основания.

Маленькая, но уютная

Школу, вспоминают местные жители, можно было бы спасти. Пожар заметили быстро и пытались потушить всем селом. Если бы только вовремя приехали пожарные, говорят кукинцы, школу можно было сохранить. Но добраться до посёлка не просто - от ближайшей пожарной части в Ингоде 30 километров, при этом часть пути по старой лесной дороге.

От школы остался только старинный колокольчик. Вот уже практически 20 лет он зовёт на урок немногочисленных учеников в единственный класс, который после пожара оборудовали в здании, тогда бывшем администрацией санатория.

Небольшой домик отапливается двумя печками. В нём, не считая веранды, две комнаты. Одна служит классом, в котором занимаются на сегодняшний день все семь учеников - трое из них первоклашки, двое третьеклашек и пара будущих выпускников. Вторая комната - это и спортзал, и столовая. Занятия для всех ребятишек проходят одновременно.

«Ребята с удовольствием идут в школу. В день у нас по три-четыре урока. Стараюсь подобрать программу, чтобы всем было интересно, и чтобы каждый успел получить все необходимые по программе знания, - говорит учительница Наталья Дмитриева. - Непросто, конечно, но в малокомплектных школах по-другому не бывает. Когда приехала комиссия из Читы, то вопрос встал не о качестве образования - с этим как раз всё в порядке. А вот печное отопление, туалет на улице и отсутствие горячего питания гостей возмутило».

По распоряжению краевого министерства образования кукинскую школу из-за несоответствий, которые нельзя исправить, решили закрыть. Все семь ребятишек получили перевод в школу соседнего посёлка. Но родители учеников оказались против.

Дома лучше?

Станция Лесная - населённый пункт в разы крупнее. Школа здесь не малокомплектная - полная. В ней обучаются дети с первого по одиннадцатый класс с нескольких соседних посёлков. По словам специалистов краевого минобра, в таком учебном заведении и учебный процесс качественнее, и возможностей для внеклассных занятий больше.

«Ничего страшного в том, что кукинская школа будет закрыта, нет.

Есть вопросы социализации детей, которые невозможно решить в малокомплектной школе. Например, та же физкультура, подвижные игры, игровые виды спорта. Как можно освоить тот же футбол и волейбол, если ты в классе один? Это замечательно кажется, но на самом деле не очень хорошо. Поэтому когда ребёнок попадает в большую школу, он говорит: послушайте, как хорошо. Кроме того, есть государственные стандарты обучения, которые маленькая школа выполнить просто не может», - говорит министр образования Забайкальского края Андрей Томских.

Родители школьников из Куки в большинстве своём на этой станции родились и выросли, а, соответственно, хорошо знакомы с тем, как до этой самой леснинской школы добираться.

Школьного автобуса в обычном понимании здесь нет, никогда не было и не будет. Детей собирает по железной дороге вагончик. В 7 утра он отправляется со станции Яблоновая, где забирает старшеклассников. Потом очередь Куки - здесь уже давно нет станции и зала ожидания - просто платформа и два пути, поэтому безопасности ради в большую школу отсюда начинали ездить только с пятого класса. К восьми вагончик прибывает в Лесную, где от станции до школы ещё километр пешком. Какой родитель захочет подвергать своё чадо такому испытанию до срока?

«Когда тепло, ещё не так страшно, а вот зимой... Вагончик приходит всегда по разному - на 10 минут раньше или позже - не угадаешь, поэтому приходится выходить к платформе заранее. Погреться ребёнку здесь негде - вот только домик путейцев. Они туда детей пускают на 5 минут погреться. А там грязь, хлам, сами работники курят. Да и потом о прибытии же не объявляют - если заметили, что он подходит - хорошо, а если нет, то всё, считай, на занятия не попал. Опять же состав грузовой по второму пути может пойти. Они у нас торопятся, бегают по рельсам, и мало ли что может приключиться», - говорит Евгения Васильева, мама первоклассника.

В министерстве образования считают - ничего страшного в передвижении детей в школу по железной дороге нет. Многотонные поезда, часы ожидания, мороз - всё это дело житейское. С такой задачей под силу справиться сельскому первокласснику, не важно как, но главное, чтобы госстандарты были соблюдены. Очевидно, руководствуясь этим, чиновники и приняли окончательное решение о ликвидации кукинской школы. Свой первый учебный год ребята заканчивают уже в Лесной. Так сердце маленького села остановилось навсегда.

Сергей Разумовский. «Экстра» №21 от 23 мая

Досталось возмущённым родителям и место на полосе «Забайкальского рабочего». Газета опубликовала письма жительниц Читы, которые не смогли устроить детей в детские сады. Одна из них написала: «Второй год не можем попасть в детский сад. С января 2018 года очередь увеличилась с 1 300 до 3 400! После 5 марта 2018 года, когда муж обратился на сайт президента, очередь снизилась с 3 400 до 3 000! Моему сыну в декабре исполнится 3 года, мне нужно будет выйти на работу после декретного отпуска, а места в детском саду для нас нет».

Издание напечатало шесть таких писем, с которыми в явное противоречие вступает позиция комитета образования Читы – там думают, что обеспеченность местами в городе составляет 99%. В тот скромный один процент попали родители, которые указали в заявке нерабочие телефонные номера.

Журналисты пошли за пояснениями к министру образования края Андрею Томских, и выяснилось, что проблемы с комплектованием были, так как в комитете не отжали какую-то галочку в программе, распределяющей детей по учреждениям.

Пока «Забрабочий» разбирается с очередями в детсады, «Экстра» защищает честь бывшего директора Центрального автомобильного ремонтного завода Андрея Яковлева, которого обвиняют в нескольких экономических преступлениях. Его арестовали в ноябре 2015 года и, как пишет журналист Максим Макаров, обвинение всячески пытается с тех пор поскорее отправить Яковлева в колонию, нарушая его права. В этом же материале автор описывает со ссылкой на неназванного сотрудника завода, как предприятие стало лучше работать при Яковлеве и как оно заглохло после его ареста. Со ссылкой на анонимные источники журналист пишет, что дело может быть сфабриковано какими-то недоброжелателями, которые позавидовали успехам завода и захотели его развалить. Но зачем, не понятно.

Однако на этом бюрократическая машина не успокоилась: обвиняемому, находящемуся под стражей, стали запрещать контактировать с защитниками. Благо и эту вопиющую несправедливость юристам впоследствии посчастливилось побороть.

Отметим, что давление со стороны обвинения не закончилось и в рамках судебного разбирательства. По данным источника «Экстры» в правоохранительных органах, заседания в стенах здания правосудия по этому делу проходят в ускоренном режиме, что доставляет Яковлеву и его защитникам ряд неудобств. Такая спешность вызвана, судя по всему тем, чтобы не дать подсудимому и его юристам выработать чёткую позицию защиты. Например, за период судебного следствия за день впопыхах служителями Фемиды опрашивалось по одному, а то и по несколько свидетелей. Всего по делу их проходило, заметим, больше ста человек.

Примечательно, что некоторые из них, в частности, бывшие работники ОАО «Центральный автомобильный ремонтный завод», кто на этапе предварительного следствия давал обвинительные показания в отношении подсудимого, кардинально меняли свою позицию. Так, одни заявляли, что следователем на них оказывалось давление, поэтому данные ранее ими показания неверны. Другие же уверяли, что отказались в суде от данных следователю показаний по причине того, что они неверно были истолкованы сыщиками в материалах дела.

В свою очередь, по мнению бывшего работника ОАО «88 ЦАРЗ», который трудился в бытность Яковлева, уголовное дело, возбуждённое в отношении экс-директора предприятия, скорее всего, имеет заказной характер. Возможно, недоброжелатели подсудимого, позавидовавшие его успехам, решили пустить некогда процветающее предприятие под откос. И это, надо сказать, им удалось сделать. Сейчас автозавод вовсе не функционирует, он находится на грани финансового краха.

«В 2006 году ОАО «88 ЦАРЗ» являлся худшим по стране среди подобных предприятий. Всего аналогичных заводов по стране на тот период насчитывалось 13. Были постоянные задержки по выплате зарплаты, 3-дневная рабочая неделя, 3-месячный неоплачиваемый отпуск за свой счёт ввиду отсутствия достаточной загрузки предприятия.

Стоял вопрос о ликвидации завода. После назначения Яковлева на должность за период с 2006 по 2008 годы удалось стабилизировать положение, и в 2009 году ОАО «88 ЦАРЗ» занимало уже 6-ю позицию среди тех самых 13 заводов. В 2009 году, в соответствии с указом президента РФ, прошло реформирование - очередное испытание для коллектива. Государственного оборонного заказа в 2010 и 2011 годах не было, другие подобные предприятия останавливали свою деятельность, сокращали персонал, а в последующем ликвидировались. Однако руководство забайкальского завода не стало надеяться, что кто-то придёт и даст денег. Вместо этого оно начало последовательно, своими силами исправлять сложившуюся ситуацию. Во-первых, было налажено взаимодействие с крупными предприятиями края, имеющими большой автопарк, требующий ремонта и технического обслуживания. Во-вторых, результатом командировок на ОАО «КамАЗ» и ОАО «УралАЗ» стало соглашение о создании официальных сервисных центров их автомобилей. Как следствие, увеличились объёмы загрузки по гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей «КамАЗ» и «Урал». Кроме того, мы, работники завода, посещали различные автомобильные производственные выставки, как в нашей стране, так и в Китае. В итоге был запущен совместный проект по организации и сборке автомобилей компании «Донг Фенг» на производственных мощностях ОАО «88 ЦАРЗ», - вспомнил собеседник издания.

Несостоявшиеся прожекты

По его словам, отработав технологию изготовления надстроек - фургонов, кузовов самосвала, мусоровозов и другие - специалисты автозавода получили возможность устанавливать надстройки не только на автомобили «Гуран», но и на другие шасси.

«По мере выпуска автомобилей увеличилась загрузка производственных площадей по сервисному обслуживанию автомобилей «Гуран». Таким образом, завод фактически получал прибыль от сборки автомобилей, реализации запасных частей к автомобилю «Гуран», сервисного обслуживания, изготовления специализированных надстроек. В результате активного поиска партнёров и определения новых перспектив развития в 2009-2011 годах удалось не только сохранить коллектив предприятия, но и улучшить социальные условия для нас, рабочих. В частности, на предприятии были оборудованы современные бытовые комнаты, восстановлена база отдыха на озере Арахлей под Читой, частично модернизированы основные фонды завода и так далее. И всё это, повторюсь, происходило в условиях отсутствия государственного оборонного заказа. После же того, как Андрей Геннадьевич попал в СИЗО по подозрению в совершении экономических преступлений, предприятие начало скатываться в бездну, будто бы его намеренно разрушали заинтересованные лица», - констатировал источник.

Также он добавил, что по инициативе Яковлева в 2012 году была разработана программа освоения ремонта техники МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный - авт.). Программу утвердили начальник генерального штаба Министерства обороны РФ, генеральный директор ОАО «КамАЗ», генеральный директор ОАО «Спецремонт», начальник главного автобронетанкового управления министерства обороны России. Освоение ремонта техники МТЛБ позволило бы уже в 2015 году получить заказ общим объёмом на 300- 350 миллионов рублей.

К слову, в рамках реализации этой программы был восстановлен цех №1 на территории завода, ранее не использовавшийся в производстве, смонтировано грузоподъёмное оборудование, например, мостовые краны грузоподъёмностью 10 тонн. Сдача первого образца была запланирована на декабрь 2014 года. Однако этому не суждено было сбыться. В июне 2014 года у Яковлева отозвали доверенность на руководство заводом в преддверии возбуждения на него уголовного дела – пришла новая команда топ-менеджеров. Парадокс, но программа освоения ремонта МТЛБ была тут же остановлена.

Напомним, что экс-pyководителя «88 ЦАРЗ» Андрея Яковлева военное следствие задержало в ноябре 2015 года. В отношении него была выдвинута целая серия обвинений. При этом общая сумма ущерба, нанесённого государству в результат якобы противоправной деятельности подозреваемого, изначально составлял свыше 1 миллиарда рублей. Спустя некоторое время, эта цифра кратно снизилась, формулировка отдельных уголовных статей претерпела значительные изменения.

В частности, как ранее сообщала «Экстра», похищенный обвиняемым «миллиард» стал равен нулю. Такое снижение произошло благодаря вынесенному в сентябре 2016 года Забайкальским арбитражным судом первой инстанции решению, которое доказывало тот факт, что данные средства Яковлев тратил исключительно на нужды предприятия, а не клал себе в карман. Суд апелляционной инстанции вынес аналогичное решение. После этого следователи стали оперировать иными суммами, вырванными из других уголовных эпизодов, в том числе связанных с заключением фиктивных договоров на покупку топлива, по которым имеются решения арбитражного суда, подтверждающие, что топливо поставлено и использовано. В этой связи Андрею Яковлеву предъявлен новый иск на 200 миллионов рублей.

27 марта 2017 года суд постановил освободить подозреваемого из СИЗО и поместить под домашний арест. Основанием в данном случае, по мнению суда, послужило то, что Яковлев, выйдя на свободу, не станет оказывать давление на свидетелей.

Максим Макаров. «Экстра» №21 от 23 мая

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter