Город Город изнутри «Город изнутри»: Многострадальная котельная Силикатного завода

«Город изнутри»: Многострадальная котельная Силикатного завода

У предприятия есть новая, малость недостроенная котельная, которую хотят распродать. У предприятия есть новая, малость недостроенная котельная, которую хотят распродать.

Жители посёлка Антипиха в Чите практически всё лето прожили без горячей воды, а предстоящий отопительный сезон в своих квартирах рискуют встретить не только с кипятильниками, но и электрообогревателями. К такому итогу городскую администрацию последние 2 года готовил Силикатный завод, к чьей котельной подключён посёлок.

Предприятие снабжало посёлок водой и теплом с советских времён, затрачивая каждый отопительный сезон миллионы рублей собственных средств с продажи кирпича. В феврале 2016-го спрос на продукцию резко упал, и платить за Антипиху стало нечем.

С тех пор, рассказывает глава завода Андрей Никонов, компания убеждает горадминистрацию, что надо искать другой способ снабжать жителей посёлка. В частности, властям предлагают выкупить у предприятия почти достроенную котельную – её начали возводить для разгрузки старых котлов, но заморозили работы из-за того же падения спроса на кирпич. На объект затрачено около 90 миллионов рублей.

1 из 2

«Лишь бы Никонову не платить, они готовы новую котельную построить за 400 миллионов, – говорит Андрей Михайлович. – Но у них нет этих денег. Нету».

Подтверждение тому, что городские власти мечтают однажды построить свою котельную за 400 миллионов рублей, лежит среди килограммов переписки с администрацией, прокуратурой и региональной службой по тарифам.

Чтобы доказать высокую степень готовности котельной, Никонов ведёт нас к зданию с оранжевыми боками и пучеглазыми окнами. Из его крыши торчит труба. Ещё не покрытая слоем копоти, она всем своим видом показывает – дым из неё ещё никогда не валил в небо.

Вместо сажи на перилах лестницы, по которой нужно подняться в главное помещение, толстым слоем лежит пыль. Она же обволокла аппаратуру, трубы и два гигантских котла, дремлющих в большом зале с момента своего рождения.

1 из 2

«Получается, сюда забрасывается уголь?» – тычу в открытые снизу люки и уже представляю чёрных кочегаров с красными подтяжками, которые лопатами закидывают туда топливо.

Андрей Михайлович смеётся – тут всё автоматическое: «Уголь сверху подаётся по галерее, там транспортёр стоит. А здесь, – теперь уже в нижние люки тычет он, – наоборот, шлак. Здесь подшуровать надо, если что-то зацепилось. А вот тут забрасыватель; воон там бункера, наверху».

Через приоткрытый снизу люк можно проверять шлак и «шуровать», если что-нибудь застрянет
«А там, наверху, бункера. Но вы отсюда не увидите»
1 из 2
Через приоткрытый снизу люк можно проверять шлак и «шуровать», если что-нибудь застрянет

Подняться к галерее, где должен подгоняться и скидываться уголь, Никонов не позволяет. Одежда, говорит, нужна другая. Намекает на мои светлые джинсы, видимо.

С другой стороны зала стоят дымососы и дутьевые вентиляторы, по одному на каждый котёл. Вентиляторы гонят воздух в котёл, чтобы огню хватало кислорода. Затем горячий воздух проходит через экономайзеры, отдавая тепло подогреваемой воде, и уходит в дымососы. Они вытягивают газ в дымоход.

Дутьевой вентилятор
Дымосос
1 из 3
Дутьевой вентилятор

«Котельная, сами видите, минимум на 80% готова. Побелить, покрасить только. Это насосы, они уже подключены, трансформаторная станция есть. По одним насосам вода подаётся к котлу, по другим уходит в посёлок», - ведёт нас Никонов в смежную комнату.

Там трансформаторный пункт стоит, подцепляйся, делай автоматизацию, освещение. Или будете утверждать, что готовность низкая?
1 из 2

Объект способен отапливать 36 стоквартирных домов, или вдвое больше, чем в Антипихе. Но власти Читы, повторяет Андрей Михайлович, выкупать котельную не хотят, да и сам завод достраивать её уже не будет: «1 июня 2019 года мы официально можем прекратить снабжение посёлка. Это я могу продать по частям, моё право. Котлы с Бийска просили».

«Сколько предлагают?» - огибаю трубы, пытаясь не отстать. После паузы отвечает: «Смотрели уже. Цену сказать не могу. Ну пойдёмте заодно, раз уж тратим время, старую котельную покажу».

В пропитанной копотью постройке 1963 года стоит шум и дым. В кочегарке размещается пять котлов, но все меньше, чем в новой котельной. Летом топится только один - для горячей воды. В отопительный сезон запускают четыре или пять. Подача угля тоже автоматизирована.

1 из 2

Зал оказался загазованным из-за неподходящего угля, его заводу предоставила администрация, так как у предприятия нет своих денег на топливо. Впрочем, завезённого угля тоже хватает на пару дней. Через окно виден пустующий топливный склад.

А сюда уголь поднимается в галерею
1 из 2

На отопительный сезон для посёлка, по подсчётам Силикатного завода, уходит не меньше 40 миллионов рублей. При этом самая добросовестная управляющая компания отдаёт 100-120 тысяч. Хоть предприятие и терпит миллионные убытки, диалога с администрацией добиться никак не удаётся. Власти были готовы забрать новую котельную в начале июня, но при очень невыгодном для завода условии - если компания отдаст объект бесплатно. Видимо, котлы всё-таки уедут в Бийск.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления