Город Всё о газификации Миллиарды за чистый воздух

Миллиарды за чистый воздух

Город претендует на 10 млрд рублей чтобы очистить воздух. И планирует построить на них транспортные развязки и троллейбусные линии.

В августе Читу включили в федеральный проект «Чистый воздух». Попали мы туда неслучайно. За 6 месяцев 2018 года Чита оказалась в числе восьми городов России с самым грязным воздухом. Нет худа без добра. У города появилась возможность улучшить экологию на 10 миллиардов рублей. Именно такое финансирование предусматривает программа. Министерство природы края совместно с Росприроднадзором подготовило план мероприятий — куда потратить эти деньги. Правда, пока не очевидно, насколько троллейбусы до КСК и транспортные развязки улучшат состояние воздуха в Чите. К тому же, реализация всех этих наполеоновских планов в регионе всегда хромает. А трёхлетние стройки превращаются в стройки века.

Региональное отделение Общероссийского народного фронта провело круглый стол, куда пригласило все заинтересованные стороны в реализации проекта «Чистый воздух», чтобы выяснить, что уже сделано и что предстоит.

Заместитель министра природных ресурсов Елена Филиппова рассказала о том, что ведомство разработало региональную составляющую федерального проекта. Работали сообща с Росприроднадзором и министерством территориального развития. Всё, что придумали, должно быть направлено к одной важной цели — снижению уровня загрязнения воздуха.

А дальше чувствуется рука минтера. В план мероприятий включили троллейбусную линию до посёлков КСК и ГРЭС за 3 миллиарда рублей, а также строительство двух крупных транспортных развязок: на пересечении улиц Лазо — Ярославского и в районе улицы Богомягкова — в обход Читы.

Филиппова отметила, что по исследованиям специалистов первая развязка снизит загрязнение воздуха в 10 раз, а вторая — в три раза. Троллейбусные линии и снижение загрязнённости воздуха никто не соотносил. Но на заседании круглого стола присутствовал заместитель министра территориального развития региона Константин Суздальницкий, который сказал, что один троллейбус заменит шесть маршруток. Затем он умножил количество рейсов на число троллейбусов и сделал вывод — будет чище. Хотя, конечно, с оговоркой, что он не специалист.

Филиппова сказала, что эти проекты уже были защищены в Министерстве природных ресурсов России. А дальше: «Мы получили 100% согласие. Пока только устно». Такое 100% устное согласие на 3 миллиарда рублей федеральных денег — это, конечно, вилами по воде писано.

А вот озеленение Читы минприроды России уже забраковало. По словам Елены Филипповой, его не удалось включить в план мероприятий по снижению загрязнённости воздуха. Правда, замминистра уточнила, что они будут добиваться и доказывать необходимость включения озеленения.

Среди других планов —закрытие части котельных, которые загрязняют воздух. Планируется до 2024 года в Чите закрыть 20 котельных. Есть согласование с ТГК-14.

Финансовый потолок программы — 10,6 миллиарда рублей. То есть, теоретически Чита может подготовить и согласовать план мероприятий на все эти деньги. Их будут выдавать поэтапно, начиная с 2019-го и до 2024 года. Но на круглом столе Елена Филиппова сказала, что нельзя рассчитывать на всю cумму. На защите в Москве им сказали, что, скорее всего, одобренная сумма будет меньше.

Кто грязнее?

Представители ОНФ попросили назвать в процентном соотношении источники загрязнения воздуха в городе. Оказалось, что таких данных нет. Более того, выяснение этих данных включено в план мероприятий по снижению загрязнённости воздуха. Такой парадокс.

Позже, из выступлений экологов, стало понятно, что один из главных источников загрязнения воздуха в Чите — частные дома. Порой какие-то небольшие частные котельные топят зимой печи старыми покрышками. Всё это катастрофически влияет на чистоту воздуха в городе.

Но в плане программы нет никаких мероприятий, касающихся частного сектора. Представители ОНФ предложили, как вариант, подумать о газификации. Но министерство природы и Росприроднадзор замахали руками — «это не эта программа», «это совсем другие деньги».

«Первоначально, когда нам нужно было подготовить этот план, делался упор именно на промышленные предприятия, которых в Забайкальском крае нет. Поэтому у нас остались теплоэнергетика, транспорт и мероприятия по мониторингу и озеленению», — сказала замруководителя Росприроднадзора в Забайкальском крае Светлана Козлова.

Представитель ТГК-14 Павел Молибог сообщил, что основная составляющая загрязнённости воздуха в городе — бензапирен. Концентрация его зимой превышает норму в 46 раз. Доля вклада Читинской ТЭЦ-1 в загрязнённость воздуха — всего 2%. Валовым выбросом золы предприятие серьёзно озабочено, и ежегодно его уровень снижается.

Тем не менее, по его словам, на Читинской ТЭЦ-1 невозможно применить современные технологии, которые способны минимизировать выбросы вредных веществ: «Нужно строить новую станцию. Это уже другие затраты. Это не 10 миллиардов».

Равнение на Токио

Начальник Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды краевого управления по гидрометеорологии Ольга Дубровская пыталась всех успокоить. Она говорила, что высокий уровень бензапирена в воздухе — это наши климатические особенности. Только с 1980 года его начали определять, и он всегда выше нормы.

«Если зима морозная, с большим количеством неблагоприятных условий для рассеивания загрязняющих веществ, со штилевой погодой, то этот показатель высокий. Если у нас идут периоды с ветром, воздух становится значительно чище», — объясняла Дубровская.

Она уточнила, что в городе работают пять автоматических станций, которые оценивают уровень загрязнения воздуха. В следующем году планируют установить ещё одну станцию в посёлке КСК. По её мнению, количество станций в городе достаточно: на каждые 100 тысяч жителей — одна станция. Ей парировал начальник центра инновационной деятельности института природных ресурсов РАН Игорь Тепляков. Он сказал, что уже доказано - для достоверной картины загрязнённости воздуха автоматических станций должно быть больше: одна на 5 тысяч человек. И что существует исследование, которое доказывает - чем грязнее воздух в районе, тем чаще дети до года болеют ОРЗ.

«Лучше, чтобы такие исследования до начала реализации проекта были проведены и в Чите. Если мы хотим добиться улучшения качества жизни горожан, мы должны найти зоны загрязнения и выяснить, как они влияют на здоровье людей. Это самое важное», — отметил Тепляков, добавив, что котельные должны переходить на работу на современном оборудовании. Потом показал картинку города Токио, который за 20 лет из задымлённого загрязнённого мегаполиса превратился в город-сказку. Уточнил, что искал такие примеры в России. Не нашёл.

«Чита может быть первой», — видимо, иронизировал Тепляков.

На 10 января 2019 года назначена очередная комиссия в Москве, которая должна будет дать финальное заключение на реализацию мероприятий федеральной программы. Но вопросов в их обоснованности пока немало. Такое ощущение, что министерство природы прежде всего думает о том, как освоить эти деньги, а не о том, как сделать воздух в городе чище. Отсюда эти воздушные замки про троллейбусы на КСК и транспортные развязки. И, конечно, поддержка минтера здесь вполне понятна. У них нет другой возможности решить транспортные проблемы в Чите. За счёт воздуха.

Но пусть даже так. Большой вопрос в том, сможет ли город построить эти развязки и линии. Шесть лет город не в состоянии достроить одну транспортную развязку на Каштакском кольце. А здесь объём работ и ответственности в разы больше. Легко может получиться так, что мы получим первые 800 миллионов рублей для начала строительства троллейбусной линии, добьёмся необходимого 2% софинансирования. А дальше — завалим работу, скинем всё на «недобросовестных подрядчиков», и получим очередной долгострой. А Москва взашей выгонит нас из «Чистого воздуха». В свой грязный. Привычный. На круглом столе, кстати, присутствовали представители мэрии, но они не сказали ни слова.

Пока вся эта программа, вернее региональные мероприятия, не вызывают надежды на то, что воздух в Чите к 2024 году будет на 22% чище. Именно такая её основная цель. Не учитываются тысячи частных домов, которые 8 месяцев в году ежедневно дымят трубами. Не рассматриваются варианты и возможности использования экологически чистых видов топлива для них. Строительство одной автоматической станции для грамотного мониторинга загрязнения воздуха в Чите — капля в море.

Кажется, что Росприроднадзору и министерству природных ресурсов нужно более тщательно и обоснованно проработать этот план. Рассмотреть опыт других городов и стран. Не отмахиваться от альтернативных вариантов. И не пытаться решить транспортные проблемы в Чите за счёт экологических.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления