С 1 февраля в Чите начнётся запись первоклассников в школы. Впервые за много лет она пройдёт без родительских ночных дежурств, списков и очередей возле элитных школ города. Комитет образования Читы закрепил территориально школы №49, 4, 12, 38 и 21. Теперь в них в первую очередь будут зачислены дети, проживающие рядом (на закреплённой территории). Отчасти это прецедент, когда закоренелую и устоявшуюся систему удалось побороть одному человеку.
Ежегодно вокруг записи детей в первые классы языковых гимназий был небывалый ажиотаж. Он начинался с лета, когда родители записывали дошкольников на подготовительные курсы в желаемую школу. Именно попадание на курсы гарантировало даже не место в школе, а то, что в борьбе за него ты будешь в первых рядах. Родители детей с курсов объединялись и составляли списки с фамилиями своих чад, с которыми и дежурили днями и ночами чуть ли не за неделю до начала записи.
В прошлом январе читинец, который живёт рядом со школой №49, не смог записать своего ребёнка в это учебное заведение.
«Мы специально приобрели квартиру рядом со школой №49. В день начала зачисления первоклассников в школы Читы 26 января я через портал образовательных услуг подал заявление. Это было в 9.04. То есть через четыре минуты после того, как открылась электронная запись. В 11.37 я сдал полный пакет документов в школу, но 2 февраля мне пришёл отказ по причине отсутствия свободных мест», - рассказывал он.
Предсказуемые ответы директора школы, представителей комитета образования его не устроили. И он начал действовать более решительно. Сначала он написал письмо министру образования России Ольге Васильевой. Причём ратовал он не только за своего ребёнка. Главное требование — закрепить все школы Читы территориально. По его мнению, дети, живущие возле школ с «особым статусом», лишены права первоочередного поступления в школы, и «такие двойные стандарты нарушают принципы равенства граждан, создают предпосылки к социальной напряжённости».
Социальная напряжённость, правда, была на уровне кухонных разговоров и в навешивании ярлыков на «блатные школы». Тем более, раньше никто не выносил своё недовольство непопаданием в нужную школу дальше городского комитета образования. И это обращение в прокуратуру от читинца было первым. Подобных жалоб в ведомство не поступало. Тем не менее, после проверки прокуратура Центрального и Ингодинского районов не выявила нарушений и отказала в прокурорском реагировании.
Такой отказ не сломил решительных намерений жителя Читы. Он продолжил борьбу. Спустя три месяца прокуратура Ингодинского района признала незаконность приказа о зачислении в школы и внесла представление в администрацию Читы с требованием безотлагательно закрепить за пятью школами конкретную территорию города и привлечь виновных должностных лиц к ответственности.
Затем он подал иск в Центральный районный суд Читы. Требования иска были более локальными - закрепить конкретную территорию за школой №49, издать новый приказ о зачислении, в который, кроме ранее зачисленных детей, включить его дочь.
Тогда мужчина говорил, что, если до 1 сентября ему не удастся добиться зачисление девочки в школу №49, то он запишет её в другую, но не сдастся. Переформулирует иск от имени своей первоклассницы на определённый круг лиц и добьётся правды.
Сдалась школа. Руководство 49-й создало дополнительный первый класс, чтобы зачислить не попавших в неё детей, в том числе и дочь решительного жителя Читы.
Но в июне суд отказал признать приказ о закреплении школ Читы незаконным.
На этом этапе наконец-то вмешалось краевое министерство образования. Вернее, министр образования Андрей Томских пару раз комментировал всю эту запутанную схему с записью детей в школы Читы. Ругал ненужный ажиотаж, критиковал родителей, дежурящих возле школ. Министр заявлял, что «в крае созданы все условия для свободной регистрации без дежурств и очередей». При том, что электронная запись детей в школы в прошлом году работала, мягко говоря, криво. Родители могли оформить заявление, но функции прикрепить необходимые документы не было, их надо было нести в школу. А там — живая очередь. И кто в приоритете, отдавали на откуп школам.
Чёткая позиции министерства в том, нужно ли закреплять все школы территориально или можно пятёрку оставить в свободном плавании, появилась в конце июня. В ответе на запрос ИА «Чита.Ру» было указано, что минобразования рекомендует комитету образования и школам №49, 4, 12, 38 и 21 вести запись в первые классы по территориям.
Сопротивляться стало бесполезно.
Разбрелись по территориям.
Территория школы №4
От улицы Бутина вдоль улицы Чкалова до улицы Выставочная;
От улицы Чкалова вдоль улицы Выставочная (нечётная сторона) до улицы Чайковского;
От улицы Выставочная до Лермонтова.
Территория школы №12
Улица Бабушкина, 34,36, 93 и 99;
Улица Петрозаводская, 50,52 и 54;
Улица 9 Января, 91;
Улица Столярова, 87;
Полина Осипенко, 44 и 48.
Территория школы №21
От Матвеева вдоль Токмакова (нечётная сторона) до Кочеткова;
От Токмакова вдоль Кочеткова (нечётная сторона) до Горького;
От Кочеткова вдоль Горького (нечётная сторона) до Новобульварной;
От Горького вдоль Новобульварной (чётная и нечётная сторона) до Ленинградской;
От Новобульварной вдоль Ленинградской (чётная и нечётная сторона) до Смоленской;
От Ленинградской вдоль Смоленской (чётная и нечётная сторона) до Бутина;
От Смоленской вдоль Бутина (чётная и нечётная сторона) до Нагорной;
От Бутина вдоль Нагорной (чётная сторона) до Журавлёва;
От Нагорной вдоль Журавлёва (чётная сторона) до границы лесной зоны.
Территория школы №38
От Шилова вдоль Нечаева (нечётная сторона) до Таёжной;
От Нечаева вдоль Таёжной (чётная сторона) до Кочеткова;
От Таёжной вдоль Кочеткова (нечётная сторона) до Фрунзе;
От Кочеткова вдоль Фрунзе (нечётная сторона) до Новобульварной;
От Фрунзе вдоль Новобульварной (чётная сторона) до Шилова.
Территория школы №49
От Полины Осипенко вдоль Ангарской (нечётная сторона) до Николая Островского;
От Ангарской вдоль Николая Островского (нечётная сторона) до Амурской;
От Николая Островского вдоль Амурской (чётная сторона) до улицы Полины Осипенко.
Три образовательных учреждения Читы остаются не закреплёнными территориально: это открытая сменная школа №8, начальная школа-интернат №4 и городской центр образования. Это специализированные школы, в которых обучаются дети, в большинстве имеющие особенности в развитии.
Все остальные — на равных правах.
Такое школьное уравнивание кажется максимально справедливым. Должно быть легче и руководству популярных школ города, которые вынуждены выдерживать нашествие встревоженных и возмущённых родителей. Теперь разговор короткий — принимаем только тех, кто живёт здесь рядом. Остальных — не имеем права. Другой вопрос, что, как ни крути, эти пять школ по праву считаются сильными, к тому же три из них — специализированные языковые. И, наверное, возможность в них учиться должна быть не только у детей, живущих рядом. Но, имея такие школы с особым статусом, комитет образования не смог создать рабочую схему зачисления в них детей. Без безумных очередей, дежурств и скандалов. Не получилось. Отступили. Закрепили.