На этой неделе исполняющий обязанности зампредседателя правительства Андрей Гурулёв предложил главам районов посоревноваться - кто не загорелся, тот красавчик. Пока край начинает тлеть, а где-то полыхать, в Чите разворачиваются постварламовские экологические баталии.
Ролик блогера не оценил глава Железнодорожного района Читы Юрий Коноплёв и предложил посадить Илью Варламова за маты, который в свою очередь назвал Коноплёва «охреневшим мордатым хозяйственником». Александр Осипов посоветовал главе Железнодорожного района лучше убрать свалки, чем смотреть видео в интернете. К слову, свалки начали убирать на этой же неделе. Только вот то, что на это повлиял наделавший шум блогер Варламов, власти отрицают. Говорят, уборка плановая. Несмотря на то, что срезать деревья в Чите запретили и даже перестали выдавать порубочные билеты, «зелёные жилеты» «продолжили» орудовать улицах города, угрожая журналистам и убегая от камер. Их работа заинтересовала сотрудников внутренних дел, которые уже допросили журналистов ИА «Чита.Ру» после того, как вышла новость о незаконной рубке.
Топоры топорами, а для госслужащих пришло время отчитываться о доходах. Самыми богатыми из представителей Забайкалья в Госдуме оказались депутаты Владимир Поздняков и Александр Якубовский - в активе у каждого по итогам 2018 года 5,4 миллиона рублей. Сенаторы Совета Федераций от Забайкальского края Сергей Михайлов и Баир Жамсуев заработали поменьше. На эти и другие события недели поделились своими взглядами журналисты и редакторы ИА «Чита.Ру».
Андрей Козлов: Среда самоуничтожения
Читатели «Чита.Ру» и журналисты информационного агентства собрали на неделе галерею несчастных читинских тополей, которые по неведомо чьей воле уже много лет превращают в уродливые обрубки. Проблема эта известна давно, но в этом году масштабы безумия городской администрации, кажется, перешли даже неразумные границы, а смена настроения с вечного уныния на надежду хоть что-то изменить вытолкнули в интернет сотни фотографий тысяч уничтоженных в городе деревьев.
Смотреть на это жутко. Деревья, которые росли десятилетиями, пилят в Чите под корень ради хлипких дорожных знаков (перенести которые ничего не стоит). Вековые сосны на забайкальских перекрёстках сносят, если они загораживают обзор автомобилистам (хотя легче снести в сторону дорогу). На улице имени вращающегося в гробу на сверхзвуковой скорости Ленина огромные деревья уничтожили из-за того, что они закрывали вид на витрины модных магазинов (торговые помещения, ради выручки арендаторов которых творится это безумие, принадлежат детям высших руководителей Забайкальского края).
Понять, что происходит, невозможно. Городская власть закрыта от якобы избравшего её населения уже почти 20 лет. Люди в униформе и с бензопилами угрожают убийством известным фотографам. Коммерсанты, для которых деньги важнее чистой воды и воздуха, давно захватили настоящую власть и в городе, и в крае. А бесконечно меняющиеся губернаторы заняты гораздо более серьёзными проблемами. Вроде бы есть многочисленные контролирующие органы, но судя по тому, что творится вокруг их офисов, их всё устраивает. Быть может, потому, что они точно знают, когда уедут из этого безумия.
Мы привыкли валить всё на власть, но забываем про то, что власть в Чите – это мы сами. Эти вот люди с твёрдыми лицами, их дети в куртках хорошей кожи и на современных японских внедорожниках, депутаты с бегающими глазами – это не просто наши избранники, они есть наши ставленники, проводники нашей воли, отражение того, на что мы не обращаем пристального внимания. Мы или сами выбрали их, или молчаливо согласились с тем, что их выбрали другие. Командированные сюда на несколько лет люди в погонах и без оных просто не особо мешают нам уничтожать всё вокруг. Им некогда, да и незачем – есть задачи поважнее каких-то там тополей, да и потом можно будет про это благополучно забыть в родном Подмосковье.
Не верите? Почитайте отзывы в интернете – тысячи людей поддерживают уничтожение тополей, ведь это пух, который забивает фильтры наших автомобилей, листья, которые мешают смотреть на машины из квартир и бьют, сволочи, по окнам в ветреную погоду, а сухие ветки могут убить наших детей. Да, единственная широко известная ветка-убийца упала с сосны, но это не важно – рубить надо тополя, причём все без разбора и максимально уродливо. Нас давно не волнует эстетическая составляющая – да, девять месяцев в году мы вынуждены любоваться чёрно-белыми обрубками, но зато с мая по сентябрь вокруг этих столбов будет подобие зелени.
Для того, чтобы внимательно рассмотреть наши помойки, потребовался приезд целого Ильи Варламова, но ведь мы сами сделали эти помойки. Да, на Зенитке и в квадрате Новобульварной, Таёжной, Нечаева и Фрунзе они выглядят максимально катастрофично и кажется, что там живут какие-то гоблины, но я живу в самом центре города, и если бы не дворники управляющей компании, многие мои соседи, у которых в семье по две машины, завалили бы двор дерьмом максимум за одну неделю. Когда дворники отвлекаются от генеральной уборки, лифт в моём доме за сутки превращается в помойку, и я не видел тут ни одного откровенного маргинала – сплошь счастливые владельцы современного жилья и их улыбчивые квартиранты. В моём доме пакеты с мусором выкидывают с верхних этажей прямо на асфальт, выкладывают в урны около подъездов и прячут под пожарной лестницей, а в общедомовом чате отдельно взятые интеллектуалы регулярно предлагают снести во дворе детскую площадку вместе с не успевшими схватиться саженцами и закатать всё под асфальт для автомобилей.
Оглянитесь вокруг. Посмотрите в проходы между сиденьями кинотеатра «Удокан» после сеанса. Обратите внимание на то, что летит из открытых окон современных автомобилей. Внимательно рассмотрите урны около современных офисов. Почитайте, в конце концов, отзывы в интернете.
Всё это сделали мы сами. Мы сами выбрали тех людей, которые проводят в жизнь нашу уверенность в том, что нам не нужны тополя, деревья и чистый воздух. Мы не обращали должного внимания на это безумие в СМИ и социальных сетях. Мы сами расписались в собственном бессилии и отдали всё в руки тех, кому легче спилить аллею тополей, чем один раз признать собственные ошибки.
Уничтоженные практически везде в городе деревья уже не вернуть, но можно попробовать сохранить то, что осталось. Невозможно повлиять на то, кто будет губернатором или мэром города, но можно разобраться с тем, кто представляет интересы вашего района в гордуме и заксобрании. Можно не просто не гадить под себя, но и делать замечания тем, кто этим занимается, для кого-то не лишним будет вызвать участкового и вынудить его составить протокол. Комментарии в интернете могут быть не просто комментариями, а если вы не знаете, что делать с происходящим вокруг безумием, пишите нам, мы вместе с вами попробуем что-то изменить.
Наша электронная почта – info@chita.ru, мы есть во всех социальных сетях, мы читаем все сообщения, а нас читают все чиновники.
И нам не всё равно.
Алексей Малашенко: Увольнять буду. Теперь точно-точно
«Это прямое основание быть по статье уволенным», – сказал временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Александр Осипов, когда узнал, что край с начала года смог освоить лишь 1,7% средств нацпроектов. Эти нацпроекты врио упоминает практически на каждом своём публичном выступлении. Оно и понятно: в условиях дефицитного бюджета и высоких тарифов федеральные деньги – чуть ли не последняя возможность поднять социально-экономическое состояние Забайкалья.
А здесь такой удар под дых. По словам министра финансов региона Марины Кирилловой, работа над реализацией нацпроектов у нас до сих пор находится «в зачаточном состоянии», многие районы и ведомства всё ещё не подготовили даже планы закупок. При этом в среднем по России израсходовано около 11% денег на нацпроекты.
«Мы здесь четыре месяца обсуждали, что мешает развитию края — отсутствие денег. Вот деньги есть, что теперь мешает?» — обратился Осипов к членам правительства.
И вот он критикует своих подчинённых от заседания к заседанию, говорит, что баловство закончилось, а я каждый раз вспоминаю про «жёсткую позицию никого не увольнять», которой придерживается Александр Михайлович, как выяснилось в конце марта. Сразу возникает вопрос – глава региона блефует, грозя отставками, или его «жёсткая позиция» оказалась не такой уж и жёсткой? Как он собирается удержать баланс между своими угрозами, которые должны казаться реальными, и неготовностью увольнять подчинённых без их желания?
Предлагаю решение: обещать не отставки, а круглосуточную работу в правительстве. Такая перспектива на фоне заседаний до позднего вечера кажется более реальной, да и люди сами начнут заявления писать. Правда, если при нынешнем рабочем графике на Чайковского, 8, результаты так себе, может, не в угрозах дело?
Юлия Скорнякова: Заговор дровосеков, или СМИ против тех, кто пилит
В пятницу работники, пилившие деревья на улице Ленина в Чите, пообещали найти и убить фотографа Евгения Епанчинцева, если тот опубликует фото их трудовой и в их глазах, наверно, нормальной деятельности. Рабочий, который попёр на Епанчинцева, конечно, тот ещё межгалактический герой-одиночка, потому что опыт Евгения Валентиновича в общении с подобными экземплярами такой, что мало кому в силовых структурах снилось, и лучший способ получить своё фото его авторства на память - запретить ему себя снимать. Но речь не об этом.
Тема с обрезанными тополями в Чите была последние лет 20 постоянно, но администрация Читы была настолько бронелобой, а краевым властям отсутствие веток на деревьях казалось явно такой мелочью, что толку от мелькавших время от времени публикаций в СМИ и от возмущений любителя красивых крон и гуманного отношения к деревьям Марины Сухининой толку было мало.
Но в последние несколько месяцев обстановка и в городской администрации, и в администрации края изменилась настолько, что деткам пора бы уже увидеть, что слюнявчики грязные. Но почему-то с уверенностью бегущего к обрыву быка в городской администрации не только не выводят в какую-либо дискуссию обвинения приезжавшего в Читу Варламова, но и при набравшей заряд, как шаровая молния, темы с обрезанными деревьями шагают по минам, делая вид, что ничего не происходит.
А ведь происходит на самом деле. И вот что: сменившаяся на краевом уровне команда оказалась не без глаз, и закрывать их на то, в каком городе мы живём, ради дипломатических любезностей с городом там не стали. После публичной критики лысые тополя и зверская обрезка разом полетели во все соцсети, став одной из самых обсуждаемых тем недели, в начале которой глава городской администрации Олег Кузнецов запретил всю обрезку, кроме косметической про веточки подровнять. Несмотря на это, деревья в городе продолжали кромсать около стадиона «Локомотив». И это только то, что случайно заметили журналисты.
Утром 12 апреля Кузнецов полностью запретил обрезку деревьев, приостановив все выданные разрешения. Несколькими часами фотограф «Чита.Ру» Диана Арнольд сняла, как деревья пилят во дворе домов 106-110 по улице Журавлёва.
А потом была улица Ленина и угрозы Епанчинцеву.
И тут, видимо, всего два вывода: или в администрации города вообще не контролируют исполнение решений Олега Кузнецова - тогда это диверсия на уровне тех, кто на самом деле рулит делами с рекламой, обрезкой и экологией города, которая есть на бумагах. Диверсия на фоне явного бессилия сити-менеджера. Или в городской администрации до сих пор не поняли, что эпоха, когда публично обещалось одно, а делалось по-прежнему плохо и незаконно, прошла с момента появления у жителей города смартфонов. А также людей, способных говорить о проблемах раздолбайства в Чите не на кухнях, а на всю страну.
Диана Арнольд. Кладбище домашних животных - читинская версия
Екатерина Шайтанова: Холодно, [капец]
Очередное видео блогера-урбаниста Ильи Варламова из Читы, появившееся на этой неделе, продемонстрировало, что дети в Чите, несмотря на отсутствие урбанизма, занимаются паркуром, а у взрослых нет головы. В частности, один местный малец носит шапку, на которой матом написано, что ему очень холодно.
(Роскомнадзор в нашей стране запрещает мне как показать вам фото ребёнка, так и поставить гиперссылку. Но вы можете пойти в мой фейсбук (запрещённая в России экстремистская организация). Или поехать погулять на КСК).
Беглый опрос родителей, что ещё более прискорбно, показал, что им нормально и где такую купить, я бы себе взял. Но я вам серьёзно говорю - это они швыряют мусор из машин, паркуются на газонах и, подозреваю, что мочатся во дворах вокруг площади Ленина во время салюта на День Победы. Последнее неточно, но совершенно точно, что это не Варламов делает.
Мне, конечно, хочется верить, что я с ними не соприкасаюсь, но что-то мне подсказывает - таких гораздо больше, чем «есть-у-тебя сто-рублей-пажалуста-хотя-бы-пиисят?»
И вы знаете, я думаю, что проблему свалок не вывезти из города спецтехникой. Что дело не в Коноплёве, хотя он говорит ерунду. Не в управляющих компаниях, хотя они неидеальны. И не в мэрии, которая бездарно и бессистемно управляет процессом так, что лучше бы, может, не управляла.
А в том, что свалки в головах. И растут.
Роман Шадрин: Чисто по-читински
Ребята из «Забайкальского Привоза», сотрудники «Чита.Ру» и некоторые наши читатели убрались в лесу за стадионом СКА СибВО. Можно ли это назвать событием недели? Нет, конечно. Можно ли это событие назвать одной из деталей того сложного пазла, который собирался на уходящей неделе в Чите? Да.
На следующее воскресенье в городе объявлен общегородской субботник. Обычно он проходит так - в школах, вузах, больницах и других бюджетных учреждениях руководитель спускает сверху приказ: такого-то числа обеспечить уборку территории в квадрате таком-то. В назначенный срок школьники и бюджетники выходят на улицу и собирают бумажки в квадрате таком-то. Дворники довольны. Городская администрация ставит галочку - город чист, а точнее, «комплекс мероприятий по обеспечению чистоты на территории городского округа город Чита реализован в полной мере».
Так было раньше, так должно было быть и теперь. Отчасти и будет, но весна 2019 года стала для городской администрации особенной. К череде субботников и заимствованных у православного люда чистых четвергов администрация подошла с неприятным багажом - тотальным, чётко сформулированным и прекрасно проиллюстрированным всеобщим недовольством жителей Читы состоянием читинских улиц, дворов, а также внешним видом деревьев, форма которых силами чиновников и их деревянных солдатов сведена к состояниям брёвен.
Нужно ли в таких условиях горожанам выходить на улицы? Несомненно. Традиция субботников хороша и полезна, причём не только для наведения чистоты - субботники отвлекают от работы и учёбы, сплачивают, заставляют задумываться о мусоре и причинах его появления. Но выйдя на улицы этой весной, убирая с тротуаров окурки, бутылки и фантики, читинцы совершенно точно будут обсуждать главную тему недели - чистоплотность администрации Читы. И вряд ли после этих обсуждений у нынешнего её состава появится больше сторонников.
Валентин Булавко: Коноплёв не виноват
Чита заложила всего 63,6 миллиона рублей на коммунальные расходы в 2019 году, а большая часть из 130 миллионов на благоустройство города - федеральная субсидия на реконструкцию площади Труда и парка «Берёзка». В оперативное распоряжение администрации Железнодорожного района, глава которого оказался затравлен всеми после заочной перепалки с заезжим блогером Ильёй Варламовым, предоставлено только 16,9 миллиона рублей. Доля коммунальных расходов в районной смете - 45 тысяч рублей на проведение субботников. Смешно же!
Бюджет города вообще сильно перекошен в сторону социальных расходов. Больше половины - 3,8 миллиарда рублей - составляют затраты на зарплаты учителей и воспитателей детсадов. Но это социальные обязательства нашего государства, это повышение МРОТ, это комфортная жизнь для работников нашей бюджетной сферы. Или тротуарная плитка вам дороже куска хлеба? Чита могла бы быть богаче, но край высасывает основные налоговые доходы, чтобы раздать районам-нахлебникам.
Коноплёв не виноват в захламлённости своего района мусором. И Кузнецов не виноват, и Михалёв. Просто приезжают всякие матерщинщики за деньги сами-понимаете-чьих политтехнологов, снимают чёрт пойми что и втирают дурь малолеткам и прочему народу. Свинья она везде грязь найдёт. А в городе, вообще-то, месячник санитарной очистки и радикального кронирования деревьев под корень. ГЖЭУ не может убираться возле бараков, пока получает только 25% квартплаты, а жильцы зимой тратят мегаватты электричества на обогреватели - неблагодарные. Лицензии на отстрел бомжей, маргинальных блогеров и жителей окраин у нас, к сожалению, до сих пор нет. Но вообще есть Конституция Российской Федерации и запрет на оскорбление власти, которые должны соблюдать все в том числе и всякие там журналисты.
Между тем, работа руководителя горадминистрации Олега Кузнецова обходится городу в 3 миллиона рублей, а тот же глава Железнодорожного района Юрий Коноплёв получает чуть больше 2 миллионов ежегодно. Запланированные расходы на содержание всех сотрудников мэрии в 2019 году - 195 миллионов рублей, что эквивалентно сумме затрат на благоустройство, озеленение, кошение травы, полив газонов, уборку улиц от мусора и снега и прочее, прочее, прочее. Сверху можно добавить ещё 23,7 миллиона расходов на аппарат городской думы и двух депутатов на постоянной основе - Анатолия Михалёва и Александра Зенкова. Если добавить в расчёт затраты города на выборы и обеспечение деятельности судов и контрольных органов, то сумма окажется равна примерно половине всех расходов Читы на спорт, культуру, благоустройство и ЖКХ, обеспечение готовности к ЧС и поддержку бизнеса. Если взять бюджетную статью расходов на «общегосударственные вопросы» целиком - к зарплатам всех чиновников добавить неведомые 203 миллиона на «другие общегосударственные вопросы», то окажется, что Чита тратит на госаппарат больше 10% своего скудного и вечно дефицитного 5-миллиардного бюджета.
Но, конечно, денег у нас нет. А выставлять на всеобщее обозрение читинский мусор - это от лукавого.