Идти в ногу со временем и учитывать тенденции развития экономики – один из основных принципов Читинского института Байкальского государственного университета. Есть необходимость в маркетологах, экономистах-аналитиках для управления предприятием, узком специалисте банковской или страховой сферы? Пожалуйста. И чтобы сразу после выпуска они были подготовлены к реальной работе? Легко. А иначе для чего нужна практическая направленность всего образовательного процесса, сильные преподаватели или, например, целый учебный филиал банка. В 2019 году ЧИ БГУ обновил сразу три востребованные профиля. О них и пойдёт речь.
Эта вторая часть цикла, посвящённого новым профилям ЧИ БГУ и обновлению уже имеющихся. Мы уже писали про два профиля: «Управление бизнесом в лесном секторе» и «Управление бизнесом в горной промышленности». Абитуриенты смогут поступить на них уже в этом году.
Маркетинг, продажи, логистика
Если изучать объявления о найме на работу в настоящее время, в числе самых популярных вакансий – маркетолог, специалист по продажам и логист. ЧИ БГУ с учётом спроса и широких возможностей трудоустройства выпускников начинает подготовку по профилю «Маркетинг, продажи, логистика», понимая, что такие специалисты будут всегда востребованы работодателями.
В ЧИ БГУ считают, что подготовить квалифицированные кадры можно, применяя современный подход в образовании: предоставить студенту возможность выбирать индивидуальную образовательную траекторию. С одной стороны, базовая подготовка осталась такой же фундаментальной. С другой стороны, современная программа позволяет выбрать узкую специализацию и повышает профессиональную мобильность выпускников.
Студент может выбрать то направление, которое ему интереснее. Например, логистику. Современный логист – специалист, который в сложном лабиринте транспортных потоков, товаров, услуг, клиентов, информации быстро и эффективно найдет оптимальное решение. Сегодня от уровня логистики зависит не только прибыль предприятия, но и лояльность клиентов.
В разных сферах экономики потребность в квалифицированных логистах стремительно растет, поэтому выпускники могут без проблем найти перспективное место работы в коммерческих компаниях или государственных структурах.
«Какой бы ни была сфера: торговля, общественное питание, высокие технологии, туризм, транспорт – везде нужны специалисты, умеющие грамотно изучить и спрогнозировать спрос, провести рекламную кампанию, заключить договор и проконтролировать его выполнение. А наши выпускники смогут справляться с такими задачами не только внутри страны, но и за рубежом. Они смогут стать коммерческими директорами, специалистами по закупкам и продажам, торговыми и региональными представителями, маркетологами, логистами, экспертами по качеству, контрактными управляющими, и это далеко не полный список», – говорит заведующая кафедрой мировой экономики, предпринимательства и гуманитарных дисциплин Светлана Кравцова.
«Как руководитель крупной компании, могу сказать, что всегда нужны специалисты с практическими навыками. Например, маркетологу, чтобы осознанно работать, принимать аргументированные решения, нужно знать всю производственную цепочку. Когда видишь общую картину, работать легче. Поэтому профиль «Маркетинг, продажи, логистика» охватывает сразу три ключевых блока. Студенты получают обширные знания, а кроме того, могут проявить себя и найти работу ещё до выпуска. Я и сам учился здесь, знаю уровень подготовки и предпочёл бы взять на работу именно выпускников ЧИ БГУ, у них есть хорошая база, глубокие фундаментальные знания, а главное – экономическое мышление», – рассказывает Андрей Ведерников, руководитель компании «Эталон», председатель государственной экзаменационной комиссии ЧИ БГУ.
Грамотных маркетологов в крае найти очень сложно, с этим столкнулась и компания «Чита.Ру».
Вот что об этом говорит коммерческий директор ИА «Чита.Ру» Екатерина Мизельковская: «Мы поняли, что такая проблема есть, когда стали искать второго маркетолога. На собеседование приходили люди, не имеющие базового образования, а тем более фундаментальных знаний и нужных практических навыков. Максимум опыта соискателей – ведение социальных сетей. Большинство маркетологов обычно только тратят деньги работодателя на различные рекламные кампании, а эффективность оценить не могут. Маркетолог должен быть хорошим аналитиком с экономическим образованием, потому что важно понимать не только работу своей компании, но и изучать рынок, конкурентов, чтобы каждый потраченный рубль был оправдан. Если ЧИ БГУ будет таких специалистов готовить, наш край сможет идти в ногу со временем».
Выпускник ЧИ БГУ, а сейчас управляющий ресторанным комплексом «Атлантида» Владислав Кравцов отметил, что маркетинг отвечает не только за рекламу и продвижение, но также за сам продукт, его дистрибуцию, грамотное ценообразование, процесс предоставления услуги и персонал.
«Потребность в маркетологах в нашем регионе очень большая, по вакансиям предлагают зарплату до 100 тысяч рублей, но найти хорошего специалиста трудно. Лично мне для повышения своей квалификации пришлось обучаться маркетингу в Москве. В Забайкалье не было возможности получить дополнительную профессиональную подготовку, пройти курсы повышения квалификации, поэтому замечательно, что в ЧИ БГУ сейчас появился такой комплексный профиль», – говорит Кравцов.
Предпринимательство и отраслевые технологии бизнеса
Новый перспективный профиль сменит в этом году знакомую всем «Экономику предприятия и предпринимательскую деятельность», подготовка по которому велась в вузе на протяжении многих лет. Конечно, дело не только в смене названия. После второго курса студенты смогут выбирать ту отрасль или сферу деятельности, где они в перспективе хотят работать, и более основательно её изучить.
«Сделав выбор, студенты в дальнейшем смогут изучать предпринимательство более детально в выбранной им отрасли. Например, в Забайкальском крае востребованы специалисты горнорудной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также внешнеэкономической сферы», – рассказывает Светлана Кравцова.
«Предпринимательство и отраслевые технологии бизнеса» – очень интересное направление. К примеру, есть общеэкономические процессы, а есть множество нюансов и узких вопросов. Например, моя компания специализируется на обслуживании золотодобывающих предприятий. Нашим специалистам недостаточно понимать общую экономику, нужны также те, кто хорошо знает лицензирование или разбирается в вопросах кредитования. Таких узкопрофильных кадров не хватает. Их приходится привлекать из других регионов, но мало кто понимает забайкальскую ментальность, поэтому хорошо, если появятся местные специалисты с нужными навыками», – добавляет Андрей Ведерников.
Однако выбирать узкий профиль необязательно, можно изучать общие, универсальные дисциплины в области экономики, бизнеса и предпринимательства.
Обновленный профиль максимально учитывает то, что современная экономика всё больше становится клиентоориентированной. В ЧИ БГУ считают, что вузы должны не только давать качественные знания, но и формировать личностные навыки, дающие конкурентное преимущество: умение эффективно общаться, быстро адаптироваться к изменениям, находить нестандартные решения, креативность и стрессоустойчивость.
Финансы, бухгалтерский учёт и налогообложение
Программы обучения финансовым, банковским и бухгалтерским дисциплинам в ЧИ БГУ имеют более чем 50-летнюю историю. Они проверены временем, но при этом постоянно модернизируются, отвечая взыскательным запросам современной экономики. Обновленный профиль «Финансы, бухгалтерский учёт и налогообложение» объединяет несколько специализаций профессиональной деятельности, востребованных на рынке труда, что повышает конкурентоспособность выпускников.
Теперь студент сможет самостоятельно формировать собственную образовательную траекторию по трём разным специализациям:
– финансы и кредит;
– налогообложение и контроль;
– бухгалтерский и налоговый учёт.
В целом подготовка по профилю «Финансы, бухгалтерский учёт и налогообложение» позволяет максимально полно охватить различные профессиональные сферы деятельности финансиста, банкира, бухгалтера, аудитора, налоговика, аналитика. Это делает выпускника конкурентоспособным, он смело выбирает специализацию и получает преимущества перед узкопрофильными экономистами.
Благодаря многолетнему сотрудничеству с ведущими финансово-кредитными учреждениями региона, предприятиями и организациями, кафедра обеспечивает студентов местами для прохождения производственной практики, а выпускникам помогает в трудоустройстве.
При ЧИ БГУ уже 20 лет работает учебный филиал Сбербанка, в котором созданы все условия для качественного обслуживания клиентов и практической работы студентов. Студенты не просто проходят практику, они работают как другие банковские служащие, получают такую же зарплату, выполняют те же обязанности. На 3-4 курсе это практически готовые специалисты, знающие и понимающие все тонкости работы в банке. Поэтому большинство студентов получают предложения от работодателей, а некоторые успешно совмещают работу и учёбу.
Есть и другие возможности получения практического опыта. К примеру, студенты 2-3 курсов могут вступить в финансовый студенческий отряд при Россельхозбанке, получить там практический опыт и адаптироваться к будущей профессии.
ЧИ БГУ сотрудничает со всеми ведущими банками, которые работают в Забайкальском крае. Наиболее успешных студентов включают в кадровый резерв банка.
В ЧИ БГУ можно проявить себя не только в учёбе, но и в науке, спорте, творчестве: ставить спектакли с литературным клубом, представлять вуз на соревнованиях по баскетболу или заниматься журналистикой. Узнать об этом больше можно в специальном проекте, посвящённом 60-летнему юбилею вуза и на официальной странице института «ВКонтакте».
Специально для абитуриентов вуз запустил новый проект «Виртуальный день открытых дверей», где вы найдёте подробную информацию о направлениях и профилях обучения в ЧИ БГУ. Проект размещается на сайте и в социальной сети «ВКонтакте». Каждая неделя посвящена отдельной кафедре, различным направлениям и профилям подготовки. Здесь можно посмотреть фоторепортажи, видеоролики, отзывы выпускников, работодателей и студентов, статьи и новости.