Город интервью «Режут по живому». Декан машфака ЗабГУ о ликвидации факультета

«Режут по живому». Декан машфака ЗабГУ о ликвидации факультета

И, наверное, есть пути сделать эту оптимизацию более плавной.

Андрей Лесков сам окончил машиностроительный факультет и уже почти 30 лет является его деканом. Являлся. С 1 сентября факультет технологии, транспорта и связи или как привычнее – машфак - ликвидируют. О неизбежных тревогах и сомнениях, общих проблемах современного образования без прикрас, но с надеждой на лучшее в интервью ИА «Чита.Ру».

- Я не обсуждаю приказы ректора, как нормальный солдат. Хотя мы и не военные люди, но обсуждать приказы ректора - неправильно. Другое дело, я и на учёном совете университета это говорил, что все эти процессы необходимо чётко обсуждать. За каждым факультетом, за каждой кафедрой стоят люди. И это очень важно.

- В чём заключается оптимизация машфака? К кому вас присоединяют?

- В приказе формулировка звучит как ликвидация факультета с 1 сентября 2019 года. Кафедра автоматизации и производственных процессов, кафедра физики, техники и связи, кафедра технологии металлов и конструирования уходят на энергетический факультет. Ещё три кафедры автотранспортного направления (автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин, менеджмента технологических и транспортных систем) объединили в одну и передали факультету строительства и экологии.

- То есть сокращают кафедры?

- Их объединили в одну, но все образовательные программы – и очной, и заочной форм – сохраняются в полном объёме.

- Какая должность будет у вас?

- Пока не знаю, но с 1 сентября я уже не декан. От ректора каких-то предложений мне не поступало.

- А территориально где вы будете находиться?

- Это тоже ещё неизвестно. Предполагаю, что станет понятно ближе к сентябрю.

- Не жалко вам терять факультет?

- Жалко, конечно. Понимаете, тут всё глубже. Инженер-механик (именно он является недавним «прототипом» выпускников-бакалавров факультета) формирует технологическое пространство в обществе. Технологическое пространство – это всё, что окружает человека, кроме самого человека. Но у нас как получается? Никто не хочет этим заниматься, об этом думать и говорить. Зачем нам эти специалисты? А ведь сами ни на минуту не могут обойтись без результатов их труда. Одежда, обувь, автомобили… Даже ложки и вилки - всё, что изготовлено руками человека – всё это изготавливается на технологическом оборудовании. Это всё формирует именно инженер-механик. Есть ситуации, что без кого-то можно обойтись, а без кого-то нельзя. Это основы жизнедеятельности.

А получается, что не нужно нам машиностроение?! Вот эта и есть основа основ современной жизни. Мы создали такие условия для человека, что он не задумывается, откуда всё взялось, просто покупает - и всё. Машиностроение и машиностроители не нужны, а без них никуда.

- Но наверху считают по-другому.

- Мне в этой жизни приходилось видеть разные катаклизмы, и как люди по-разному из них выходили. У каждого своя тропа в жизни, своя подушка безопасности. Все разные. Понятно, что начальству виднее, но в этой части человек имеет право высказать своё мнение. А у нас же здесь везде кандидаты и доктора наук. Они все интеллектуально развитые люди, все прекрасно владеют ситуацией. Они требуют к себе соответствующего отношения. А здесь получается вот так: взяли и … Я на совете задавал такой вопрос,

когда кафедры объединяли, почему не было обсуждения.

- Но называли же главную причину оптимизации?

- Было сказано, что наша структура вуза слишком разветвлённая, и надо привести её в соответствие.

- А надо?

- Не знаю. Честно, не знаю. Как сторона, которой сегодня нет - а нас просто нет - я должен брать и критиковать. Нет. Критиковать я не буду. Хотя я и говорю, что мне всё это нерадостно. Мы же один из первых факультетов. Может быть, надо было сохранить ради истории. Я же много передумал об этом всём. И вот в какой-то момент мне казалось, что, да, ради истории надо было сохранять, что-то видоизменять. А с другой стороны – ну и что? История. Она стремительно меняется, и люди вместе с ней. Развитие всё равно будет. Образовательные услуги остаются. Студенты наши продолжают учиться по тем же специальностям. По сути, изменилась только шапка.

- Но ведь всё равно это болезненно.

- Конечно, режут по живому. И, наверное, есть пути сделать эту оптимизацию более плавной. На это нужны не месяцы, а годы. Сейчас же вуз поставили в чёткие временные рамки, поэтому всё непросто. Деваться некуда. Может быть, кто-то этому и рад. Я не могу сказать, что все ходят и рыдают. Нет. Ведь всегда любые новаторства, новшества сначала воспринимаются в штыки. Кто знает, может быть, всё хорошо будет.

- То есть вы этого не исключаете?

- Нет, конечно. Мы смотрим на это всё с надеждой. Без надежды нет дальше жизни.

- Тяжело терять коллектив?

- Да. Мне очень жалко с людьми расставаться. Потому что коллектив заведующих кафедр, который у нас сформировался, - это цельные люди, которые могут подсказать, посоветовать, покритиковать. Тогда, когда надо. Это даже не единое целое, что-то большее. Общий дух. Поддержка. Мы же отработали с большинством по два десятка лет рядом. В 1986 году я пришёл в университет. В 1990-м стал деканом. Был молодой и зелёный. Декан в 31 год. И многие здесь с самого начала. Мы все здесь выросли как профессионалы. Выросли как друзья. У нас нет ни одного человека, с кем были бы плохие отношения. Все друг друга знают. Хороший сформированный коллектив. Всё срослось. Сложно разрывать. Но это на уровне эмоций.

- Эмоциям лучше не поддаваться?

— Они же откуда-то идут. Вот мой кабинет, тут мои вещи, там шкаф с книгами, стол, бумаги. И я тут всё знаю и люблю. Я проснулся сегодня утром и, не задумываясь, пришёл на работу. Я знаю, куда и как я иду. Знаю 2-3 маршрута, которыми всегда добираюсь. Это уже на подсознании. Это всё родное. Привычное. Нужное. Ведь как получается: порой в выходные с семьёй едем куда-то, и если вдруг я попадаю на дорогу, по которой езжу на факультет, то автоматически начинаю сюда ехать. Жена уже знает, одёргивает: «Ты куда поехал-то?» И когда ты лишаешься этого, перестраиваешься, это мучительно.

- Привыкнете?

- Говорят, что на это надо от 3 до 5 лет. Я пока не знаю, что с собой делать. Главное в этом во всём оставаться человеком. Мы сейчас шутим: лучшее уже было.

О ЕГЭ, студентах и завтрашнем дне

- Говорят, что все эти правила реорганизации работы вузов диктуют из федерального центра. Ощущаете вы их на себе?

- Да. Есть определённые требования Министерства науки и образования РФ. Они вменили всем вузам, в том числе и нашему, привести к соответствию соотношение 12 студентов к одному преподавателю. Вот мы это должны отслеживать. Но есть много нюансов. У нас огромное количество дисциплин, особенно в специальном цикле, маленькие. Найти специалиста не всегда возможно у себя в вузе, и мы приглашаем совместителей с предприятий, преподавателей с других вузов, они читают эти дисциплины. То есть ведут 0,1, 0,25 или 0,5 ставки. И это их устраивает. Они не хотят и не могут брать большую нагрузку. Но получается, что на кафедру дают, например, семь ставок. Пять ставок разбирают штатные преподаватели. А остальные дробятся на части. И количество преподавателей больше, чем положено. То есть в шаблон мы не вписываемся. Нам говорят укрупняться, чтобы один преподаватель читал 5-7 дисциплин. Но это могут делать только штатные преподаватели. Есть совместители, которые читают одну дисциплину по 2 часа в неделю. Но они отлично её знают, не распыляются. И так всегда раньше было. А сейчас от этого избавляются.

В моём понимании это роняет престиж преподавания. Вести всё не получится, и это невозможно. А ведь это знания, которыми мы напитываем студентов.

- Уровень знаний абитуриентов, будущих студентов снижается?

- Сильно снижается. Такая тенденция идёт сверху. Что затеял центр в серьёзных масштабах, я не знаю.

- Нравится вам ЕГЭ?

- Это профанация. Объяснить сложно. Смотрите, я вам могу по какой-то проблеме рассказать много. А если вокруг меня будет 20 человек, и будут меня торопить, указывать, как сидеть, я ничего не расскажу. Это человеческая психология, её никто не отменял. Когда ребят чуть ли не под дулом пистолета ведут на этот ЕГЭ и там в каких-то границах надо что-то написать, это очень сложно. Хотя, наверное, они сейчас уже к этому относятся, как к норме.

Сейчас что получается: физику обязательную убрали с ЕГЭ, знаний не дают. По физике они приходят нулевые. Сейчас и математику давят. Можно выбирать или базовый, или профильный уровни. Дети так и говорят: «Зачем мне выбирать профильную математику, пролечу и аттестат не получу». Готовятся к экзамену, не углубляя знания, а натаскиваются, куда какой значок ставить.

- И в университете им сложно учиться?

- Последние 5 лет мы наблюдаем, что ребята не способны мыслить. В частности по математике, физике. Анализировать неспособны. Преподаватель им максимально доступно объяснил теоретический материал - давайте, решайте. А в ответ: «Вы нам пример сделайте, как решать, а мы потом другие цифры подставим». Это что за специалист? Это человек, который неспособен анализировать. К этому мы сегодня свалились. Нет ребят. А если приходят, то крайне слабые.

К тому же, у нас молодёжь разделилась на очень сильных и очень слабых. Очень сильные, как правило, учатся в лицеях, сильных школах либо занимаются с профессионалами – репетиторами. Для того чтобы поехать и поступить там, где они считают престижным. Забайкальский край они престижным не считают. Сегодня в основном город уезжает в мир (центр России — Т.П.), а деревня приезжает в город. И вот это самая деревня объективно слабее. Но вы же понимаете, что человек, родившийся, допустим, в Кокуе и родившийся в Москве - абсолютно одинаковые дети. И, по-хорошему, если их взять вместе и посадить за одну парту, неизвестно из кого что получится. Но жизнь устроена так, что человек в деревне получает более слабые знания. Малочисленные школы, нехватка учителей, вахтёр ведёт ещё четыре предмета.

Поэтому они, если и сдали ЕГЭ, приезжают к нам поступать. Так и здесь проблема: при поступлении баллы ЕГЭ суммируются. Математика, русский язык и физика. Но в сумме получается не 200 баллов, не 180 и даже не 150. Получается 70-80 баллов. И они проходят. А нас за это дело бьют: «Как вы и таких взяли?». А по-хорошему это вы таких решили выпустить. Понимаете, двойные стандарты. И получается - мы неэффективный вуз, у нас низкий балл аттестата.

- Бюджетных мест хватает?

- Да у нас достаточно бюджетных мест. В среднем на специальность выделяется от 10 до 20 бюджетных мест, чаще всего – 15. Этого вполне достаточно. По сравнению с теми же юристами и экономистами, когда на весь факультет 15 мест.

- А сколько стоит платная учёба?

- 145 тысяч рублей.

- Много у вас студентов-платников?

- Единицы. Понимаете, небольшой конкурс. Много бюджетных мест. К нам несложно поступить бесплатно. Но это не значит, что наши студенты плохие. Ребята приходят хорошие. Слабоватые, конечно.

- Подтягиваются во время учёбы?

- Конечно. Потом к защите уже крепнут. Молодёжь - это всегда хорошо. Они готовы к знаниям, что-то воспринимать, понимать. Халявят, конечно, иногда. Но они проходят этот путь становления. Интересно смотреть, как они меняются. Есть некоторые, кто изначально заточен на результат. У нас учится спортсменка-лучница. Участвует в соревнованиях. Хотела бросать, переходить на спортфак. Убедил остаться. Тренером она и без спортфака сможет работать. А тут ещё и специальность будет. Может быть, всё повернётся по-другому. Нельзя же на жизнь смотреть в разрезе сегодня-завтра. Это неправильно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления