Золото высоко оценивали всегда, ведь на этот металл не действуют кислоты, поэтому изделия из него долгое время сохраняют свой блеск и красоту. Дополнительную ценность изделиям придаёт и то, что золото непросто отыскать и добыть. И, несмотря на возникающие трудности, руководство группы компаний «Мангазея» считает золотодобычу выгодным направлением для инвестиций в Забайкальском крае.
Изначально во всём мире в первую очередь разрабатывались россыпные месторождения, добыча на которых не требует капитальных затрат. Так в СССР их доля в общем объёме составляла почти 80%. Но с каждым годом качество месторождений драгметалла ухудшается, а новых крупных открытий в отрасли нет, поэтому доля россыпной добычи в России сократилась примерно до 30%.
Сейчас внимание уделяется коренным месторождениям. Но и они истощаются. На сегодняшний день компании берутся даже за месторождения и отходы прошлых лет, в которых содержание золота не превышает грамма на тонну, хотя ещё несколько лет назад такие проекты считались нерентабельными.
Новые открытия и технологии
Золотодобывающие компании делают ставку на новые технологии и вовлечение в переработку более сложных материалов.
Одним из перспективных направлений на сегодняшний день считаются так называемые упорные руды — сырьё, из которого золото не может быть извлечено с помощью традиционных технологий. По словам главы Союза золотопромышленников России Сергея Кашубы, в России уже сейчас 20—40% запасов золота представлено упорными рудами.
«Упорные руды стали головоломкой практически для любой российской золотодобывающей компании. «Мангазея Золото» считает этот аспект перспективным в рамках освоения нашего Кочковского месторождения. На нём представлены ограниченные запасы легкообогатимых руд. Но по текущим подсчётам, более 33 тонн содержится в упорных рудах. И, скорей всего, эта цифра кратно вырастет после проведения геологоразведки», — рассказывает управляющий директор компании «Мангазея Золото» Сергей Клименко.
Но это не единственное месторождение, которое осваивает компания. Для Наседкино — главного на данный момент проекта «Мангазея Золото» — вопрос упорных руд не так актуален. Перспективное и достаточно крупное месторождение позволит добавить к производству примерно 3 тонны драгметалла в год.
«Мы заинтересованы в укрупнении минерально-сырьевой базы по неупорным рудам, поэтому постоянно инвестируем в геологоразведку, участвуем в аукционах», — объясняет Сергей Клименко.
Перспективы
По данным на середину 2019 года, крупные российские производители золота в среднем торгуются из расчёта 208 долларов за унцию запасов, а небольшие — 174 доллара. Но при этом издержки российских золотодобытчиков существенно ниже, чем в среднем по миру, поэтому их рентабельность в 2018 году составила 41% против 35% по зарубежным.
«В золотодобыче маржа, то есть наценка, зачастую важнее абсолютных объёмов. На сегодняшний день компания «Мангазея» не занимает лидирующих позиций в этом направлении. Но мы стараемся вести бизнес максимально эффективно, чтобы получить большую отдачу», — объясняет Сергей Янчуков, владелец группы компаний «Мангазея».
В своей работе компания использует технологии крупных европейских и азиатских мировых брендов, частично сокращая расходы за счёт близости к Китаю. Например, некоторое оборудование для новой фабрики закуплено у китайской компании Citic.
«Сейчас золото оценивается достаточно высоко, а значит мы можем проводить масштабные реинвестиции и развиться дальше. В планах — вложения в геологоразведку, технологии, в будущее. В перспективе компания «Мангазея» может войти в топ-15 российских золотодобытчиков», — рассказывает Сергей Янчуков.
Благодаря тенденциям на рынке золотодобыча по-прежнему остаётся одним из перспективных направлений бизнеса. И компания «Мангазея Золото» с помощью современных технологий открывает новые возможности этого направления для развития не только золотодобычи в Забайкалье, но и во всей России.