Железнодорожник со стажем, руководитель Забайкальского учебного центра профессиональных квалификаций Владимир Клёнин всегда очень занят по работе. Тем не менее, он успевает быть председателем одной из комиссий Общественной палаты.
Начинал с помощника машиниста электровоза в 1993 году в локомотивном депо Могзон. В 2000 году Владимира перевели в управление Забайкальской железной дороги на должность инженера отдела эксплуатации службы локомотивного хозяйства.
В 2010 году был избран председателем общественной дорожной территориальной Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Забайкальской железной дороге. Через 5 лет получил должность заместителя начальника Забайкальской железной дороги по кадрам и социальным вопросам. В апреле 2018 года переведён в Забайкальский институт инженеров железнодорожного транспорта на должность заместителя директора института. С ноября 2019 года — начальник Забайкальского учебного центра профессиональных квалификаций.
— Вы руководили профсоюзом на всей ЗабЖД. Насколько комфортные условия создают там для своих сотрудников?
— Действительно, с 2010 по 2015 год я был председателем профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Забайкальской железной дороге, а с 2015 по 2017 — заместителем начальника Забайкальской железной дороги по кадрам и социальным вопросам, то есть в той или иной степени курировал социальную сторону работы железной дороги. Вообще, РЖД известна как социально ориентированная компания. Это подтверждается немалой нагрузкой, которую она несёт.
Вряд ли в крае сейчас можно найти компанию или производство, которые имели бы в своей структуре детские сады, школы, больницы, спортивные комплексы, дома культуры. Мало того, эта деятельность продолжается. Например, сейчас строится детский сад на станции Хилок, такой же планируется построить в Зилово. Также на паритетных принципах сотрудничества между ОАО «РЖД» и правительством Забайкальского края планируется возведение комплексов «школа-детский сад» в Могзоне и Могоче.
— Многие знают о многочисленных льготах для железнодорожников. Работа на ЗабЖД действительно имеет преимущества?
— Сотрудники ЗабЖД пользуются многими льготами. Это дополнительные выплаты молодым мамам, бесплатный ежегодный проезд к месту отдыха для всех членов семьи, медицинская страховка и другие. Забайкальская железная дорога даже возмещает своим работникам затраты на авиаперелёты на курорты Краснодарского края.
— Как давно вы начали заниматься общественной деятельностью?
— В Общественную палату меня рекомендовало заксобрание в 2016 году. Я захватил самый конец третьего созыва, потом меня выдвинули на четвёртый. На заседании меня избрали председателем комиссии по экономическому развитию и предпринимательству. В моей комиссии состоят известные в крае люди, крупные предприниматели. Задача наша — выявлять проблемы бизнеса и искать пути их решения. Конечно, учитывая, что все мы люди занятые, особо времени свободного нет, встречаться часто не получается. Но тем не менее, мы стараемся.
— Все члены комиссии работают по одинаковым вопросам?
— Нет, у каждого есть своя определённая сфера, например, торговля, строительство. Я отвечаю за вопросы транспорта, ну и консолидирую всю работу нашей комиссии.
— Как вы относитесь к оттоку населения из Забайкалья?
— Меня рекомендовали в четвёртый созыв, когда я работал в ЗабИЖТе заместителем директора по связям с производством. Тогда эта проблема тоже существовала. Очень много народу уезжает, в том числе молодых. Вуз давно испытывает кадровый голод. Дело в том, что людей, которые могут пойти на техническую специальность, очень мало. Там нужно сдавать физику и профильную математику, а это сложные дисциплины. Мы и в Общественной палате поднимали этот вопрос, потому что я состою в комитете по вопросам образования.
— Как решается эта проблема?
— Могу сказать, что железная дорога для удержания кадров делает очень много. Это и льготы, и компенсации, и не самые маленькие в регионе зарплаты. Чтобы привлечь молодёжь к нам, мы сейчас делаем упор на профориентационные мероприятия. Специалисты нашего ведомства, института, техникума ездят практически по всем сёлам и рассказывают преимущества работы на железной дороге. То есть агитируют молодёжь идти учиться в наш вуз.
По моему мнению, в крае сейчас появилась надежда, что с приходом нового губернатора вопрос будет решаться положительно. Много денег тратят на благоустройство города. Вы и сами видите, как выглядит Чита этой зимой.
— У выпускника железнодорожных учебных заведений нет проблем устроиться на работу?
— Технические специальности подбираются практически на 100%. Можно сказать, что локомотивщики, вагонники, путейцы, энергетики, диспетчеры, дежурные по станции вообще без работы не остаются.
— У Общественной палаты есть какие-то идеи, как остановить отток людей?
— Надо, конечно, возвращать Забайкалью положительный имидж, потому что название региона стало уже пугающим. Меня часто спрашивают, когда я соберусь уехать. Но нет, я здесь родился, я здесь и останусь. У меня дети здесь учатся. Я хотел старшего сына отправить на запад учиться, но он отказался.
— В чём вы видите функции Общественной палаты?
— Если уйти от формальностей и сказать своими словами, то это общественная инициатива. Сюда входят, к примеру, предложения от общества по развитию и формированию законопроектов, а также экспертизы и мониторинги. Например, рассмотрение проектов отдельных — особо важных законов, или общественный контроль за реализацией национальных проектов.
Деятельность Общественной палаты ограничена строгими рамками — федеральными и региональными законами, но это даёт возможность получения результатов. Сложно и не всегда быстро. Федеральна палата имеет право законодательной инициативы, мы на региональном уровне нет, но проведение общественной экспертизы «знаковых» законов — наше право на основании регионального закона.
Наболевшие вопросы выносятся на форумы, общественные обсуждения, круглые столы. Могу сказать, что в Забайкалье народ делает упор в сторону социальных вопросов. Развитию бизнеса слабо уделяется внимание, но пытаемся эту ситуацию выравнивать.
— За вашу бытность в Общественной палате были какие-то ощутимые результаты от её деятельности?
— Мы занимаемся различными проблемами, возникающими у жителей Забайкальского края, обсуждая с представителями власти положение наших земляков. Проводятся различные форумы, круглые столы, где мы с представителями власти обсуждаем положение наших земляков, в том числе и наименее защищённых его слоёв: людей с ограниченными возможностями, детей, родителей-одиночек.
К нам поступают разные документы, касающиеся развития и ситуации в регионе. В октябре 2019-го комиссией по вопросам экономического развития и предпринимательства Общественной палаты организовано публичное обсуждение программы социально-экономического развития края на срок до 2030 года. На нём прозвучали важные замечания общественников, которые будут учтены в дальнейшем.
— Какие именно замечания были учтены?
— Стратегия была слабая, лишь частично скорректированная. Направленный нами документ насторожил краевой Минэконом. Документ в проекте пришел в палату в соответствии с региональным законом 2017 года. Само положение регионального закона об обязательном направлении на рассмотрение общественников таких документа — это достижение палаты. Однако впервые с 2017 года экспертизу и обсуждение провели на таком уровне.
Получив предварительное заключение, Минэконом тогда ещё во главе с Кефером направили для участия почти полтора десятка специалистов — представителей своего министерства и всех задействованных. Около полутора десятков человек с фактурой и подготовленными ответами.
За тем, как «живут» и меняются цифры этого документа, мы следим и сейчас. А это и странная динамика роста заработной платы, когда кривая идёт вниз по сравнению с федеральным ростом, и уровень бедности, фактически последние годы растущий в регионе. Мы с членами комиссии это выявили, получили ответы и предложили некоторые меры.
— Я знаю, общественники пытались не допустить закрытие школы в Авдее...
— Первый раз в 2016 году членам палаты удалось отстоять школу даже без экономических обоснований. В этом году мы приехали, осмотрели всю школу вплоть до кочегарки. Я составил и выдал заключение с расчётами и обоснованием. Но школу закрыли. Шансов не было. Но мы хотя бы попытались. Провели встречу с жителями и властью, уполномоченным по правам ребёнка, профсоюзом образования и другими органами. Составили и выдали заключение о сохранении школы и возможных путях. Я и мои коллеги по палате сделали со своей стороны максимально возможное.
— Деятельность палаты никак не оплачивается, и это всё делается на добровольных началах. Зачем?
— Не хочу произносить высокопарных слов. Наверное, из интереса: а вдруг что-то получится. По крайней мере, я буду знать, что делал что-то для улучшения жизни в крае. К сожалению, у нас, людей работающих, не всегда хватает времени. В составе палаты есть и пенсионеры. Но это люди, которые дадут фору любой молодёжи. В них есть инициатива, жилка, желание что-то менять.