Вечером 15 марта телеграм-канал Baza сообщил об обстреле боевым вертолётом жилого дома в Чите. Сам инцидент произошёл ещё за сутки до этого, но тогда Росгвардия скромно называла его «хлопо́к». Что произошло 14 марта на улице Трактовой и в чём реальные причины происшествия — разбиралось «Чита.Ру».
От хлопка до авиаудара
«На школе №17 в доме по улице Трактовая, 76, предположительно, произошёл взрыв. Аж окна затряслись. Немного пострадал балкон. Работает полиция, были сапёры», — сообщил ИА «Чита.Ру» очевидец в районе обеда 14 марта.
В пресс-службе Росгвардии назвали произошедшее «хлопо́к». Сотрудники провели поквартирный обход — пострадавших не нашли.
Только вечером 15 марта благодаря крупному федеральному телеграм-каналу Baza появилась информация о том, что реально произошло на Трактовой, 76.
«Инцидент произошёл 14 марта при разряжении боекомплекта вертолёта Ми-35М на аэродроме «Черёмушки» под Читой. Во время дежурной процедуры произошёл сбой, и один из снарядов калибром 23 миллиметра выстрелил. Он пролетел почти полтора километра и врезался в стену жилого дома. Никто не погиб и не пострадал. Сам дом лишь слегка повреждён, и это даже как-то унизительно», — сообщил новостной канал.
По информации Baza, прибывшие подразделения Росгвардии, МЧС и группа разминирования прочесали окрестности, осмотрели дом и обнаружили повреждение на уровне третьего этажа, – там, куда и угодил снаряд. Взрывом было повреждено остекление, межэтажное перекрытие и балкон.
На пост телеграм-канала со 160 тысячами подписчиков немедленно отреагировали федеральные СМИ, принудив начать говорить Министерство обороны РФ.
«При обслуживании 23-миллиметровой авиационной пушки вертолёта Ми-8 на земле произошёл одиночный непроизвольный выстрел за пределы безопасной зоны аэродрома», — рассказала РИА Новости пресс-служба Восточного военного округа.
Военные начали проверку, пообещав отработать с местными властями вопрос компенсации ущерба.
Обстрелянная панельная пятиэтажка находится в километре от военного аэродрома «Черёмушки» в районе школы №17, недалеко от важной транспортной артерии Железнодорожного района — улицы Ковыльной.
Снаряд попал в один из балконов третьего этажа. Со слов мужчины, проживающего этажом выше, в этот момент в обстрелянной квартире находилась бабушка с внуком.
«В субботу примерно в 11.20 произошёл взрыв, дом качнуло. Я занимался домашними делами. Выглянул в окно, осмотрелся. Понял, что был взрыв. Подумал, что уже гранатами начали кидаться. Сказал семье, чтобы отошли от окна. Во дворе никого не было. Соседка, куда прилетело в окно, выглядывала. С ней переговорил. Спросил про пострадавших. Сказала — нет. Она с внуком была в другой комнате, а попало в балкон комнаты, где не было никого», — вспомнил мужчина.
От Иркутска и до Читы
Активно использующийся военный объект в черте города не может никак не сказываться на жизни горожан — периодические ЧП для них скорее норма, чем исключение. А когда военный объект — это целый аэродром, вероятность масштабного ЧП возрастает из-за рисков нештатных ситуаций с воздушными судами.
В декабре 1997 года военно-транспортный самолёт «Руслан» рухнул на жилые дома в Иркутске через 35 секунд после взлёта с расположенного в границах города аэродрома местного авиазавода. Тогда погибли 72 человека, в том числе 49 из них — на земле.
После того инцидента власти Читинской области, а затем Забайкальского края неоднократно пытались предотвратить подобный инцидент и в Чите, забрав у военных «Черёмушки».
«Глиссада посадки аэродрома пролегает над жилыми массивами — улица Крымская, Пожарка, стадион «Локомотив», Остров. Поднимая вопрос о переносе аэродрома за пределы Читы в 2000-х годах, вспоминали трагедию в Иркутске, опасаясь, что подобное может повториться и у нас», — вспомнил работавший в то время в краевых органах власти источник.
Но ситуация повторилась дважды — воздушные суда падали после взлёта с «Черёмушек», хотя, к счастью, успевали до этого вылетать за пределы города. В 2003 году взлетевший с аэродрома вертолёт Ми-26 МЧС России упал недалеко от Новокручининска — 12 человек погибли, в том числе четверо московских журналистов. В 2004-м военный Ми-8 через полчаса после взлёта рухнул недалеко от посёлка Преображенка — один человек погиб, 11 пострадали.
Помимо угрозы крушения, регулярные полёты над городом сами по себе доставляют неудобства читинцам своим шумом. В феврале 2014 года забайкальский краевой суд запретил им летать над Читой и тем самым нарушать права жителей на благоприятное проживание. Но с тех пор ситуация не изменилась.
Во времена демилитаризации Анатолия Сердюкова вопрос по «Черёмушкам» доходил до председателя правительства РФ — в 2007-м он поручал Минобороны вместе с Читинской областью решить этот вопрос. И он постепенно решался вплоть до прихода в Минобороны Сергея Шойгу — на тот момент в генплане Читы от 2011 года территория аэродрома уже была отведена под жилую и деловую застройку, а также строительство транспортной магистрали до КСК с троллейбусным движением. В генплане 2019-го землю аэродрома вернули военным.
«Черёмушки» занимают более 5 квадратных километров — для сравнения, это почти треть площади озера Кенон. Расположен участок в нескольких минутах езды от центра, между двумя крупными районами города.
В условиях жёсткой нехватки площадей под застройку в центре и транспортных проблем Черновского района этот участок мог бы стать буквально спасением Читы. А отказ от полётов над городом военных вертолётов и самолётов сделал бы её жизнь значительно безопаснее и комфортнее.