Город Губернатор Александр Осипов интервью «Ничего мы не крушили» — экс-министр объяснил Осипову, где строители

«Ничего мы не крушили» — экс-министр объяснил Осипову, где строители

Анатолий Чумилин рассказал, почему на стройках нет русских строителей и что не так с нынешним руководством региона.

Губернатор Забайкальского края Александр Осипов 9 апреля во время «Прямого разговора» заявил, что в крае почти нет строителей и рабочих других специальностей, потому что давно закрыты учебные заведения, которые бы их выпускали. Так Осипов ответил на вопрос одного из предпринимателей, который ведёт строительный бизнес и остался без рабочих из-за закрытия границ с КНР.

Экс-министр образования Забайкальского края Анатолий Чумилин рассказал ИА «Чита.Ру», что ни одно учебное заведение, готовящее строителей, в регионе во времена оптимизации закрыто не было, объяснил, почему на стройках работают жители Китая и дал несколько советов нынешнему губернатору.

- Послушал прямую линию с губернатором, меня покоробили вопросы про строителей, что оптимизация проведена была неправильно, что учебные заведения сократили. Хочу нынешнему губернатору напомнить историю этого процесса. Вряд ли он об этом знает, поэтому сейчас он за правду выдаёт не то, что надо.

Первая идея оптимизации пошла от Татьяны Голиковой (заместитель председателя правительства России). Тогда было подготовлено письмо под названием «Об оптимизации сети бюджетных учреждений». Это было в начале 2000-х. Письмо получило поддержку правительства, часть его положений вошло в закон «Об образовании», а потом уже начались все эти действия, особенно усилились после майских указов президента. Тогда объявили о повышении заработной платы бюджетникам, но средств из федерального бюджета на это не предусматривалось. Решили, что субъекты проведут оптимизацию, изыщут средства и восполнят тем, кто остался живой в результате этой реформы.

Сформировали дорожные карты. Я в тот момент работал с Ольгой Голодец (зампред правительства РФ), которая каждый четверг проводила селекторные совещания и строила нас. Она курировала весь социальный блок. Это были 2013—2014 годы. Нам надо было исполнять указы президента.

- Называлась точная сумма, на которую вы должны были уменьшить расходы в образовании?

- Да. Были представлены дорожные карты правительства РФ. В них были данные о том, что мы должны сократить. У нас в крае в образовании на заработную плату уходило около 1 миллиарда рублей в месяц. Мы вынуждены были крутиться. Мы только оплачивали педагогическим работникам, а технический персонал и содержание школы ложились на местные бюджеты. Поэтому расходы по краю превышали этот миллиард. Денег не хватало. В дорожной карте было подсчитано Москвой, что мы должны провести сокращение на 1 миллиард 263 миллиона, до сих пор помню эту цифру.

- Начали сокращать?

- Сначала с Константином Ильковским (экс-губернатор Забайкалья) мы анализировали, как это можно сделать. Понимали, что закрытие маленьких школ приведёт к гибели сёл. Рассматривали варианты подвоза детей. Но, подсчитав, поняли, что школы закрывать практически нереально.

- Осталось профессиональное образование?

- Тогда оно делилось на начальное профессиональное образование и среднее профессиональное. В 2013 году часть учебных заведения передали из федерального бюджета в местный. Но начальное профессиональное образование убирали, его превращали в среднее специальное. То есть было ПТУ, а стало техникумом. Но качественно ничего не менялось: сохранялся тот же преподавательский состав, материальная база, студенты. Нужны были многолетние наработки, чтобы войти в эту систему. Было предложено слить начальное профессиональное образование со средним.

Источник:

- Получилось?

- Мы не делали ни одного шага без подсчётов и расчётов. Обсуждали все варианты. Надо понимать, что начальное профессиональное образование выполняло ещё и социальные задачи, так как здесь учились дети из малообеспеченных семей, с невысоким уровнем знаний, дети-сироты. Там было бесплатное питание, платили стипендию, предоставляли общежитие. И это важно.

Когда я пришёл работать, то проанализировал все учебные заведения: сколько они занимают площадей, какой зарплатный фонд, количество преподавателей и студентов. Делил количество площадей на количество студентов. Количество преподавателей на количество студентов. Было всё видно. Когда мы посчитали, мы прослезились.

- Почему?

- Потому что было много несостыковок. Всё разбалансированно. Где-то больше нормы, где-то меньше. Тогда у нас было сильное среднее профессиональное образование, и мы начали объединять. Мы соединили строительное училище №6 со строительным №14. А позже мы его присоединили к техникуму отраслевых технологий и бизнеса.

- Сейчас как вы оцениваете этот шаг? Правильно поступили?

- Безусловно. Мы ещё планировали объединить несколько учебных заведений, но не успели. Следующий губернатор уже на себя такую ответственность не взяла. Конечно, были недовольства людей, потому что многие просто не привыкли работать. Но, повторюсь, строителей мы не сокращали. Ни одного учебного заведения, где готовили строителей, никто не сокращал и не закрывал.

Был ещё строительный в Краснокаменске. Кроме того, строителей готовят в бывшем индустриальном техникуме на Черновских. Эти учебные заведения никто не трогал.

- А не строительные техникумы закрывали?

- Закрыли одно ПТУ №25 в Улётах. Но только потому, что здание находилось в аварийном состоянии. Мы съездили и посмотрели. Поняли, что близок тот час, когда там всё рухнет и завалит детей. Мы вынуждены были его закрыть. Но там строителей не было. Это единственное учебное заведение, которое было закрыто.

Понимаете, тогда был указ оптимизировать. Здравоохранение тогда капитально перекроили. А сейчас, пришёл этот коронавирус, и начали говорить, зачем закрывали больницы, зачем закрывали ФАПы. Что касается образования, да, были реорганизации, но критично эта сфера оптимизирована не была. Из тех 1,2 миллиарда рублей, которые нам надо было сократить, удалось выполнить лишь сокращение на 80 миллионов. Всё.

Источник:

- Почему тогда в регионе нет строителей?

- Эта проблема тянется уже несколько десятилетий. Я это хорошо знаю, потому что был директором строительного техникума, а ещё входил в ассоциацию строителей Забайкалья и знаю все их трюки.

Смотрите, в советское время в Забайкалье строили бригады из Армении. Это были временные рабочие, которые строили за сезон и уезжали. Потом были 90-е, и практически никто ничего не строил. А вот с начала 2000-х начали строить. Застройщики поняли, что им выгоднее и проще работать с иностранцами.

- Дешевле?

- И это тоже. Если брать наших, то человек будет работать круглый год. Он хочет пойти в отпуск летом. А у нас лето короткое, надо успевать строить. Идём дальше, — все мы живые и возникают семейные проблемы: жена заболела, куда-то съездить, пораньше уйти с работы. Появляется часть социальных обязанностей у работодателей, которых нет с бригадами из Китая. Те приезжают и чётко работают.

Если русский работает 8 часов в день — это норма, а если 16 часов, то, не дай бог, трудовая инспекция узнает и сразу накажет. С китайцами никто не наказывает. За ними никто не следит. Можно грешить с техникой безопасности, можно грешить со временем трудового дня, можно урезать зарплату.

А самое главное, — если работать зимой, то это ведёт к удорожанию. Есть зимние коэффициенты смет. Если ты строишь зимой, то технологический процесс подразумевает обогрев и увеличение зарплаты. Капиталисту это невыгодно. У него уменьшается прибыль.

- Как выгодно?

- Отработали сезон с марта по ноябрь. Уехали. Ты им заплатил и забыл. Они на следующий год приехали, ты им времянки состряпал, они дальше работают. Временные рабочие капиталисту выгоднее. Поэтому наши строители никогда не шли на деловые отношения с учебными заведениями.

Источник:

- То есть, русских среди строителей совсем нет?

- Есть, встречаются среди мастеров, прорабов, инженерно-технических сотрудников. Но основная черновая работа всегда выстраивалась за счёт иностранной рабочей силы. Естественно, когда ввели пошлины на иностранную рабочую силу, все взвыли. Надо же больше денег платить. Сейчас ситуация с коронавирусом. Приехать китайцы не могут, дела стоят, нужно набирать наших. Но с учебными заведениями, сколько мы ни бились, договора о целевой контрактной подготовке ни одного не было. Они категорически от этого уходили. Понимали, даже если им нужны будут русские специалисты, то легко заберут выпускников.

Правительство России требует, чтобы с каждым студентом был заключён договор о подготовке. Таких договоров нет. Мы не можем, например, тому же строительному техникуму дать задание подготовить нам 100 строителей. Это вникуда. База осталась, но, конечно, прошло сокращение мест. В этом виновата сама система. Если бы приняли закон, что строить могут только российские строители, всё было бы по-другому.

- Получается такой перекос и самообман

- Да. Нельзя заявлять о том, что строителей нет, потому что на них не учат. Ничего мы не закрывали. Ничего мы не крушили. Губернатор это должен понимать.

Я бы хотел дать совет нынешнем губернатору — поучиться работать с людьми. Взять за основу Равиля Фаритовича Гениатулина и Константина Константиновича Ильковского. Я с обоими работал. Это люди воспитанные. Публично не кричали. Если надо пожурить, отдельно вызывали в кабинет и за закрытыми дверями разговаривали. Сейчас всё, что происходит, вызывает изумление. Прекрасный губернатор набирает очки, унижая министров. А ведь они же тоже должны быть авторитетами для своих подчинённых.

Когда я поработал в структуре государственной власти, понял, что любой министр — винтик в большом механизме. Он крутится со всем механизмом. Если ты какую-то инициативу проявил, то ты превысил свои должностные полномочия. Если ты что-то не сделал, тебе тут же пришьют халатность. Держат постоянно в страхе.

И ещё, есть определённые полномочия и должностные обязанности. Строить туалеты — это не работа министра образования.

А ещё мне неприятно наблюдать, что люди работают месяцами и остаются исполняющими обязанности. Это не министр, это просто человек исполняет обязанности. Разница чувствуется. Человеку выражено определённое недоверие. Стоит ли ему дальше работать, стремиться, если тебя не назначают. Всё как-то сомнительно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
96
ТОП 5
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления