На неделе в Забайкальском крае достаточно незаметно завершилась очередная политическая эпоха.
Началась она 26 октября 2018 года, когда в Читу прилетел временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Александр Осипов. А закончилась вчера, когда, поговаривают, из региона улетел экс-руководитель администрации губернатора Сергей Нехаев.
Впервые колонка опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 3 мая.
Смотреть на видео уже несуществующей телекомпании «Альтес» про пришествие Александра Осипова можно бесконечно. Сергей Нехаев на нём несёт чьи-то чемоданы и, спустившись с трапа, сразу уходит налево – его приезд заметят только через несколько дней.
Встречавшего нового главу региона около трапа руководителя администрации губернатора Дмитрия Кочергина уже нет в регионе. Министр территориального развития Виктор Паздников доработался до уголовного дела и исчез с политической арены. Нет больше в правительстве края первого зама Александра Кулакова, он уехал из края и вряд ли когда-нибудь приедет испить живительной влаги местных источников. После Дмитрия Колозина в регионе сменилось уже два главных федеральных инспектора.
На своём месте и при своей должности в этой истории остался только спикер краевого заксобрания Игорь Лиханов. Не исключено, что он переживёт и Александра Осипова, который с тех пор успел избавиться от приставки врио, и вряд ли проработает в регионе больше одного срока. В какой-то мере стабильность Лиханова символизирует нынешние времена – местные жители с удивлением, смирением, а иногда и раскаянием наблюдают за парадом гастролирующих в регионе людей.
Мы сами отказались от формально существующего у нас права самостоятельно определять судьбы своего региона, и теперь, в принципе, можем отойти в сторонку и заняться гаданием на картах таро по поводу того, кого ещё привезут нам красивые самолёты.
С 2008 года мы пережили четыре политических эпохи, в каждой из которых привычно проходили пять стадий принятия неизбежного. Как только мы принимаем происходящее, администрация президента запускает новый круг, и вот мы вновь думаем о том, как это вообще могло произойти. К счастью, каждая следующая эпоха короче предыдущей.
Последнее правительство Равиля Гениатулина работало полных 5 лет. Константин Ильковский служил своим интересам на территории Забайкальского края 3 года. Наталья Жданова руководила регионом 2,5 года. Сергей Нехаев посвятил своей очередной империи ровно 1,5 года. Тут сложно словить закономерность, но, кажется, уже можно готовиться к очередному шоку (или рассчитывать на математический сбой – кому что больше нравится).
Накануне 150-летия Владимира Ленина в интернете стал чрезмерно популярным мем, на котором смотрящий на нас с картинки Ильич спрашивает разношёрстную аудиторию: «Ну, как вам живётся при капитализме?» Мне иногда хочется спросить забайкальских политиков – ну, как вам живётся на старте пятой эпохи забайкальского безвременья?
Нравится беззубое заксобрание, депутаты которого принимают любую благоглупость, которая поднимается в зал заседаний со второго этажа правительственного здания? Нравится, как вице-премьеры и министры работают в статусе исполняющих обязанности по полтора года? Нравится, как местных чиновников используют, как громоотводы для критики и заставляют подписывать самые опасные документы?
Нравится, как людей мешают с грязью на усладу публике? Нравится, когда министров и вице-премьеров меняют, как перчатки, а в министерствах в некоторых отделах месяцами некому брать трубку? Нравится жёсткая делёжка на своих и чужих – своим премии и безответственность, чужим страх и помои на голову? Нравятся выборы с пустыми бюллетенями? Нравятся угрозы, шантаж, оскорбления, откаты, почти откровенное враньё, обман, публикация персональных данных и подробностей личной жизни неугодных, отсутствие перспективы, планов, кадровой политики, здравого смысла?
Принято во всём это винить какие-то внешние силы. Но на самом деле мы это всё выбрали сами. И мы этого в полной мере заслуживаем хотя бы потому, что могли совершенно иначе на это влиять. Но не смогли, испугались, не пожелали ввязываться, где-то распустили уши, где-то промолчали. Всё это тоже наше право: бояться – это нормально, держаться за рабочее место – это нормально; прикрывать голову от летящего сверху дерьма – это нормально. Верить тоже — нормально.
Поэтому вот теперь так вот всё – нормально. Не плохо и не хорошо. Нормально.
Сколько там ещё?