Я решаю сократить путь и не подниматься вверх к дороге, а пройти напрямик к выходу среди могил. Это была главная ошибка вечера, потому что выбиралась я раза втрое дольше, чем если бы пошла по знакомому пути в обход.
На Центральном кладбище Читы нет рядов, нет проходов между оградами, и в самом центре кладбища может оказаться так, что вы окажетесь запертыми в лабиринте из решёток, венков и мусора. Нет хозяина. Зато есть огромная свалка, круче которой я видела только те, которые по своему назначению мусорные.
Коронавирус внёс свои коррективы во всё. Вот и до центрального кладбища Читы он добрался в канун родительского дня, к которому в этом году официально можно было не убираться. Более того — приходивших сюда прямо от пешеходных переходов разворачивала полиция, простоявшая в оцеплении, кажется, всю Радоницу.
Администрации кладбища или тем, кто получает за его обслуживание деньги, это оказалось очень на руку: можно было не вывозить мусор. Сейчас середина июня, с родительского дня прошло больше полутора месяцев, а груды ещё прошлогоднего мусора валяются на дорогах, им забиты узкие проходы между могилами, он наваливается на ограды, памятники, чьи-то ленты «Скорбим и помним». И вандализма с осквернением захоронения в этой мусорной вакханалии в разы больше, чем если бы кто-то сломал памятник.
Раньше по основным дорогам, по которым, несмотря на переполненность кладбища, сюда до сих пор везут хоронить и, кажется, закапывают новые гробы на месте старых захоронений, стояли один-два мусорных бака. Это была капля в море, горы мусора были, но сегодня за 2 часа со старыми тяжеленными цветами в руках я не нашла ни одного контейнера.
Самые ответственные — те, кто понимает, что чистота на кладбище — это что-то сакральное, это про память, про дорогих людей и отношение если не к лесу, который вконец замусорили, то к истории своей семьи и тем, кто здесь похоронен. Такие посетители складывают мусор в пакеты и выносят к дороге за ограду. Вдоль неё и сейчас лежат несколько аккуратных горок. Не знаю, вывозит ли их кто-то или нет.
Хозяин, кажется, есть только у платежей за места. Мест нет, а хозяин и мзда — есть. Потому что: «Господа, копка могил без согласования с администрацией запрещена. По всем вопросам обращаться в сторожку». Но чёрт его знает, как эту сторожку найти без единого указателя.
Впрочем, на свалке, говорят, никаких указателей быть не должно.