Очень часто в последнее время у меня возникает отвратительное ощущение «связанных рук» – когда ты видишь, как на твоих глазах учиняют какую-то жесть с окружающим тебя пространством, но сделать ничего не можешь. И чем значительнее эта жесть, тем ощущения более неприятные. Конечно, во рту нет кляпа, и говорить ты об этом способен. Но от того, что тебя никто при этом не хочет слышать, и жесть продолжается, верёвки на руках, кажется, становятся ещё туже.
Из той жести, что уже была в этом году, можно вспомнить варварское решение по выбору места под краевую детскую больницу – там выпилят 800 сосен. Или продолжающееся скрытое от глаз растаскивание сотен миллионов пожертвований региону из Фонда развития Забайкальского края. Или вот то, о чём вновь вспомнили на этой неделе – решение сначала бесплатно раздать землю, а теперь и построить новый огромный район частного сектора в селе Смоленка.
Про новый градостроительный план села рассказали 18 декабря в департаменте госимущества и земельных отношений: «Первая стадия по внесению изменений в план села Смоленка была завершена. Появился план, теперь необходимо составить техническое задание для детальной планировки этой территории, чтобы построить электросеть и дорожную инфраструктуру. Финансовая потребность для дорожной инфраструктуры составила более 2 миллиардов рублей. Подали заявку в Минвостокразвития РФ и вошли в программу развития Дальнего Востока на 2024-25 год».
Население села Смоленка сейчас составляет около 5 тысяч человек. По прогнозам края, оно увеличится в 2 раза за счёт участников программы «Дальневосточный гектар», получивших 1,5 тысячи участков рядом с селом. По площади Смоленка увеличится в 2-3 раза. Появится новый район и в Угдане – там выдали около 170 участков.
Смоленка и Угдан являются уже давно фактическим продолжением Читы – почти вся территория между ними занята частным сектором. Географически эта агломерация расположена в очень неудобном для рассеивания грязного воздуха месте – долине реки Читинка, зажатой между хребтами. Появление почти 1,7 тысячи частных домовладений – это плюс 1,7 тысячи труб домов, добавьте сюда ещё с тысячу труб бань и других хозпостроек. Дышать станет тяжелее всей Чите.
Вырубят при строительстве часть лесного массива вокруг Смоленки, так как участки раздавали и там. Процесс уже запущен.
Здесь мне хочется скинуть с рук вязки, схватить за грудки наше чиновничество и начать трясти со словами: «Вы что, блин, творите! Опомнитесь, остановитесь! Выгляните в окно!»
Город задыхается каждую зиму от смога. А всё, что у нас есть для борьбы с проблемой – это федеральный проект «Чистый воздух» с закрытием нескольких котельных и строительством троллейбусных линий на КСК и Каштак. И даже на него нам не дают денег.
По признанию минприроды региона, этот самый проект разработан исходя из неверных представлений об источниках загрязнения. У нас учтены сейчас меньше половины всех выбросов в атмосферу. В неучтёнке сидят 150 тысяч машин и почти 20 тысяч частных домов. При всём этом мы собрались расширить Новобульварную до шести полос и увеличить Смоленку в два раза – на 1,5 тысячи труб.
Все эти решения принимают назначенные по вертикали чиновники. Единицы из них для формальности прошли псевдовыборные фильтры. Поэтому у них нет необходимости работать так, как надо населению – оно не решает их карьерную судьбу. Решает начальство, а раз так – то по его требованиям и надо работать. Сказали расстраивать Смоленку – строим. Сказали расширять улицы – расширяем.
Проанализировать связь между всеми этими решениями и дымом на улице и сказать об этом наверх – не наша задача. Скажешь, того гляди ещё выкинут из кабинета за пререкания. А там тепло и сытно. Просто окно надо поплотнее прикрыть, чтобы не воняло.
От бессилия хочется уже не снять вязки, а надеть розовые очки. А лучше просто в противогаз вставить цветные стеколки.