Странно рассуждать об отсутствии политической составляющей в наградах и званиях, будь они общественными или государственными: Георгиевский крест, орден Ленина, орден Почётного легиона или медали Красного Креста и Красного Полумесяца. Любая награда любой страны и любой эпохи несёт свои смыслы.
Политика или общественное благо
Три десятилетия стыдливо оправдываем отказ от государственной идеологии в поисках объединяющих общество идей. В результате обескураженно наблюдаем:
- Как дела давно минувших дней становятся горячей точкой дня сегодняшнего.
- Как раздражение вызывает правильно найденная тема политическими противниками.
- Как позитивная идея исключительно ради политической борьбы вдруг становится грубо дискредитированной.
- Как словно не замечают конкретный документ, говорящий о конкретном периоде истории и дающий право претендовать на конкретную награду.
Идея о награде, рождённая и обоснованная, может получить воплощение только при участии политических сил. Каких? В этом и парадокс. Любых. А лучше – объединившихся.
Вот только как идти с одним знаменем? Некоторые считают, что надо размежеваться. Стали искать тех, кто имеет право. Борьба за право продвигать идею привела к варианту «Так не доставайся же ты никому».
Выбор флага и пути
В последние годы было несколько тем, которые «прославили» Читу.
Вышли на федеральный уровень с проблемой АУЕ (запрещённое https://www.chita.ru/news/150318/ в России движение – ред.) в Забайкалье несколько лет назад.
Привычный бренд – «Край каторги и ссылки». Жизнь по понятиям. Эта боль и проблема, которую надо было решать. Сделали тему флагом, а в бой то ли пошли, то ли нет. Вот создание антигероев в молодёжной среде точно стимулировали.
Политический пиар в одночасье сделал Читу «мусорной столицей России» с регулярным до сих пор мониторингом-продвижением российского блогера.
Нерчинск мог бы последние 20 лет работать в этих направлениях. Каторга нерчинская, а мусора хватает везде. Но город достойно пошёл другим путём.
Путь этот долгий.
Шансы
Тема «Города трудовой доблести» имела бы мало шансов для столицы Забайкалья потому, что Чита объективно в годы Великой Отечественной войны не была одним из главных промышленных центров. В истории города в моменты опасности есть периоды, когда из него вглубь страны перемещали архивы, но никогда промышленные производства не эвакуировали к нам. Наше пограничье всегда рассматривалось как опасное для больших государственных вливаний в производство. Поддерживались прежде всего горнодобывающая отрасль и сельское хозяйство.
Шансы на продвижение дают «безусловность аргументации» и «политическая целесообразность».
Российская академия наук подтвердила наше право претендовать. Материалы собирались десятилетиями. Доказывали историки, краеведы, библиографы, политики, журналисты. Помогали и потомки тех, кто трудился в годы войны. Доказывали в том числе такими обоснованиями-публикациями, как фундаментальный труд Государственного архива Забайкальского края «Чита в годы Великой Отечественной войны» (Чита, 2015) под редакцией доктора исторических наук Виктора Мерцалова. Сборник статей, документов и фотодокументов объёмом в 520 страниц.
Нас пытаются убедить, что есть мы – жители города и те, кто должен нам, – власти всех ветвей. Нам пытаются доказать, что преждевременно говорить о присвоении звания, пока власть не возродит разрушенные послевоенные производства советской эпохи, не создаст новые предприятия, не воспитает рабочий класс, способный трудиться самоотверженно.
Вот только всё совсем наоборот. Всё это было в истории города. Теперь пришла пора всем вместе вспомнить. Всем вместе возродить. Доказывая и рассказывая, что все возможно, если не дистанцироваться, а быть сопричастным.
Уже собрано около 70 тысяч подписей в поддержку общественной инициативы выдвинуть Читу на присвоение ей звания «Город трудовой доблести».
Звание «Город воинской славы» Чите подходило больше
Право носить звание воинской славы давалось за городские и оборонительные сражения. Забайкалье стало форпостом России с самой древней государственной границей по всему периметру современной России. Наш долг чтить память о тех, кто на протяжении более 300 столетий хранил рубежи великой страны.
Забайкальские казаки охраняли российские земли, приумножали их и защищали в Амурских и Китайском походах, Русско-японской войне. Сражения в заливе Де-Кастри и в Порт-Артуре – страницы забайкальской военной истории.
Пусть в Чите были только бои Гражданской войны, но и тогда победили те, кто не торговал родной землёй. Дальневосточная республика объединила людей с разными политическими пристрастиями, но главное – тех, кто из них не мог позволить себе продать родину японским интервентам.
Чита стала плацдармом в годы военного конфликта на КВЖД в 1929 и войны на реке Халхин-Гол в 1939 году. Об этих событиях редко вспоминают. Герои этих локальных войн и военных конфликтов – наши Герои. Забайкальский фронт в годы Великой Отечественной являлся щитом от японских интервентов, захвативших значительную часть Китая, но не напавших тогда на нашу страну.
Регион был военным плацдармом с 1939-го по 1945 годы, Чита – центром Забайкальского военного округа и Забайкальского фронта, опорной территорией советско-японской войны. Маньчжурская стратегическая операция – одна из крупнейших (число участников с двух сторон - 2,5 миллиона человек), завершившая Вторую Мировую войну, – это забайкальская страница истории. Спустя десятилетия 2 сентября по площади Ленина в Чите маршировали в победном юбилейном параде воины России, Монголии и Китая.
Мы – читинцы
Право Читы носить звание «Город воинской славы» пытались доказать три раза. Автор идеи – почётный гражданин города, доктор исторических наук Михаил Константинов.
Поддержали многие. Многие восприняли идею как свою – и это придавало вес. Публиковались книги, выпускались документальные фильмы, проходили научные конференции, планировалась и шла масштабная реконструкция Мемориала. И сейчас не прекращается поиск имён, погибших в сражениях забайкальцев.
«Безусловность аргументации» и «политическая целесообразность», что тогда не сработало…
Начало «битвы» за воинскую славу города, когда рождалась идея, политически было очень сложным. В те годы мы переставали быть военным центром. «Потеряли» ракетную армию, Забайкальский военный округ, после - штаб СибВО. Тогда же шла речь и о возможной ликвидации Забайкальской железной дороги или переносе её центра из Читы.
Сейчас ЗабЖД, как и прежде, – главное предприятие города. Роль дороги и самоотверженный труд железнодорожников – залог развития региона и победы в военных сражениях на протяжении более века. Не случайно именно на значение Забайкальской железной дороги делается упор в обосновании права Читы носить звание Города трудовой доблести.
Железная дорога – реальная стержневая сила для города и края на всём пути своего существования, как географическом, так и хронологическом. Попытка отделить читинцев от железнодорожников и военных опасна со всех сторон: политической, экономической, социально-культурной.
Все мы – жители города и вместе трудимся на его благо и оберегаем рубежи родины. Готовы в странном противопоставлении и разделении потерять второй градообразующий центр? Оставить себе только звание «мусорной столицы». Решать вопросы появления чистого города нужно и важно. Появления не волшебного, а рукотворного: одни не мусорят мимо и в неположенных местах, другие организуют своевременный вывоз, сортировку, переработку. И всё?
Путь созидания
«Чита – город трудовой доблести» – это путь объединяющий. Разделение и противопоставление – это всегда ослабление.
Попытка Читы получить звание – общий шаг. Чита – это лишь название земли, на которой живут и трудятся люди. Она сама становится живой только потому, что есть души, мысли, сердца тех, кто дает ей право быть.
Попытка Читы – это попытка каждого из нас, считающего себя читинцем. Отказ – это как высказывание: «Мне больно и стыдно за отдельные страницы истории. Пусть одни покаются, другие – построят, третьи – потрудятся. Тогда посмотрю, подумаю, но у них нет шанса, и ничего не выйдет».
Отказываться странно потому, что никто не уговаривает: «Чита, будь городом трудовой доблести, ну пожалуйста».
Это нам – читинцам:
- надо рассказывать и доказывать, занимаясь сохранением исторической памяти в документах, воспоминаниях.
- Надо увековечивать в названиях и мемориальных объектах.
- Надо строить новые дома и школы, возводить новые предприятия, ремонтировать дороги, делать город чистым и нарядным.
- Надо заботиться о ветеранах.
- Надо рассказывать молодёжи, воспитывая в них уважение к старшему поколению.
- Надо быть вместе горожанам и властям в реализации задач.
Городов, претендующих носить звание Города трудовой доблести, много. Имеет смысл бороться. Идеи не всегда быстро овладевают умами. Иногда можно просто поддержать. Без шанса на победу. Надеясь. И даже проиграв – победить. Но если объединиться, тогда появится возможность добиться большего.
Общественная палата Забайкальского края поддержала инициативу присвоения Чите звания Города трудовой доблести. Поддержала не единогласно. И это нормальное отражение возникшей читинской разобщённости. Совет палаты обратился к городским властям с предложением объявить конкурс на проект реконструкции мемориала «Боевая и трудовая слава забайкальцев» с возможным зонированием объектов, посвящённых трудовой славе, включая мемориальные – о Героях Социалистического Труда, Героях Труда и Почётных гражданах.
P.S. Тому, кто дочитал.
А, может, «нарезать» текст и сделать пару десятков роликов для Тик-Ток?
Там счёт пошёл на секунды – минута бездействия драгоценна, можно устать думать и читать…
Тик-ток.
Тик-так.
Тик-ток.