В детстве мой первый адрес — Северный, 3, квартира 1 — казался слишком простым. Вот бы жить в каком-нибудь 59 доме и в 126 квартире — мечтала я. А то - три и один. Скучно. Сейчас же, проходя мимо того самого третьего дома и глядя на окна первой квартиры на первом этаже, в которой я не живу уже 20 лет, кажется, что всё самое доброе и тёплое осталось там. В Северном моего детства.
В квартире, которую редко запирали, и соседи заходили за солью или с угощением — тарелкой оладий - без стука. В играх за домом, куда мы утаскивали покрывала и развешивали их на черёмуху, воображая, что это наши замки. В походах в далёкий гастроном, а уже оттуда — с бидончиком сметаны и буханкой хрустящего хлеба. В чтении книг в библиотеке в соседнем доме. В прогулках с любимым дворнягой Филькой, которого мне подарили на 11 лет, и, гарантирую, счастливее в эту минуту человека на земле не было. В долгих походах в лес за грибами, а потом в сковородке жареной картошки с маслятами.
И так хочется показать вам Северный именно таким — уютным, улыбчивым, тихим. Но сейчас он совершенно другой. Огромный, современный, шумный. И эти три часа прогулки по самому любимому мною району города - это череда воспоминаний, признаний, смеха, но больше — удивления и тоски.
Сейчас сложно поверить, но вот таким Северный был в 80-е годы.
Сам же микрорайон образовался в 1973 году. Застраивали Северный две организации - домостроительный комбинат и управление «Читажилстрой». Первые дома №7 и №8 были сданы в январе 1974 года, а летом этого же года была сдана в эксплуатацию средняя школа № 22. Затем построили дома №10, 11, 12, 14, 15. Первый продуктовый магазин находился в первом подъезде дома №7.
Кругом — лес.
Лес до сих пор - главное богатство микрорайона. Правда, в самом Северном его становится меньше. Там, где раньше росли сосны, теперь стоят высоченные новостройки. Но за дорогой выше микрорайона лес по-прежнему разнообразный и привлекательный. Летом он превращается в парк. И как будто теряет свою неприступность. Здесь группами шагают пенсионеры с палками для скандинавской ходьбы, бегают по километровому кругу спортсмены, гуляют с колясками, собаками и парочками за руку.
Здесь есть поляны подснежников, заросли багульника, кустики брусники и семейки грибов. По лесу бегают прикормленные шустрые белки. И так хочется, чтобы здесь ничего не менялось. Не строилось. И не улучшалось. Потому что здесь и так хорошо. Не надо трогать.
В 1977 году в Северный переехал известный агроном Вячеслав Лукич Шокалюк и занялся озеленением микрорайона.
«С утра до ночи он возился с растениями: выводил новые сорта, высаживая их в клумбы. Его руками была обустроена теплица на крыше высотки, в которой он выращивал рассаду для всего микрорайона, возведены чудесные аллеи. Каждую весну в одиночку высаживал он тысячи кустиков цветочной рассады. У созданных им клумб и каскадов фотографировались молодожёны, а на произведения ландшафтного искусства приезжали посмотреть не только жители Читы, но и гости из других регионов», - так описывается работа агронома на сайте «Хранители Родины».
По данным портала, за несколько десятилетий Шокалюк посадил в Северном три тысячи квадратных метров цветов, 10 тысяч деревьев и кустарников 165-и сортов и видов.
Сейчас таких цветочных клумб в микрорайоне, к сожалению, нет.
В Северный нужно приезжать на троллейбусе. За пару остановок до конечной он будет, практически, пустой. Потом шагать вверх по Северному Арбату. Идти до леса. Там дышать и думать. Потом заглянуть во дворики панельных пятиэтажек. Можно где-то посидеть на лавочке. Обещаю, будет тихо-тихо. В нижней же части микрорайона всё иначе.
Начнём с хорошего.
Троллейбусный парк. Раньше он казался таким далёким. Но зато какое удовольствие первой забегать в троллейбус и занимать самое удобное высокое место. Смотреть в окно. Ехать в город. Сейчас же в Северном есть всё, чтобы не было причины из него выезжать. Магазины на любой вкус и бюджет, тренажёрный зал, стоматологическая клиника, кафе, ветлечебница, секции для детей, развивающие и развлекательные центры, бассейн. Всего не перечислить.
Троллейбусный парк не изменился. Здесь же стоит тот самый памятник троллейбусу, который вызвал осенью большую дискуссию.
А теперь вверх по Северному Арбату. Его обустроили несколько лет назад. По-моему, это отличное решение. Раньше здесь был неприглядный пустырь с дорогой в кочках. Сейчас же - сцена, скамейки, лавочки, стенды.
На стендах рисунки учеников школы искусств. Она здесь же рядом через дорогу. В розовом здании учатся художники и музыканты. Здесь теперь расположилась и библиотека, а раньше она занимала обычную квартиру в доме №2.
По пути и с правой, и с левой стороны расположены детские сады с игровыми площадками. Дорога выложена плиткой. Мальчишки с ветерком скатываются по ней на самокатах. Кому-то в окна жилого дома заглядывает раскидистая сосна.
Здесь начинается старая часть Северного. Те самые первые дома. Один из главных — десятка. На его торце был продуктовый магазин. «Девочки, сбегайте до «десятки» за яйцами и маргарином, поставлю тесто на ватрушки», - говорила нам с сестрой мама. Мы бежали со всех ног, потому что ватрушки с тёртой черёмухой казались самыми вкусными в мире. И были. Сейчас вместо той продуктовой «десятки» - магазин под названием «Свежий розлив», и заходить в него не хочется.
Здесь же — одна из первых парикмахерских. Но на момент прогулки она была закрыта. Может быть, уже и совсем не работает. Здесь мы с сестрой делали причёски на школьный выпускной.
Вот и они, те самые спокойные дворики Северного. Где-то даже на лавочках сидят бабушки. Раньше это было традицией. Они приглядывали за дошколятами, играющими на площадках, обсуждали последние новости, оценивающе провожали взглядами наряженных во всё лучшее сразу девушек и приговаривали: «Ещё и накрасилась, тьфу». Сейчас же бабушки возле подъездов встречаются редко.
В 2015 году в Северном возродили парк в честь Победы в Великой Отечественной войне. Его создали ещё в 80-е годы, но быстро запустили. Сейчас на аллее Славы и Мужества установлены планшеты с информацией о ветеранах войны и замечательных тружениках микрорайона. У стендов и возле стелы лежат красные гвоздики.
Есть и грустные пейзажи: спиленные деревья. Наверное, в масштабах микрорайона их не много, потому что даже сейчас застроенный Северный всё равно смотрится зелёным. Но мог быть и краше. А вот здесь кто-то срубил верхушку ели. Наверное, унёс к себе домой под Новый год.
Здесь раньше располагалась мастерская обуви. Сам мастер был очень колоритный. Всегда с сигаретой в зубах. Ругал, что покупаем дешёвые сапоги, объяснял, какой должна быть хорошая обувь. Сейчас этот подвальчик под замком. Но в этом же доме работает совет ветеранов микрорайона. Он был тут и 20 лет назад.
Дом №18 — бывший гастроном, нынешний частный детский сад. Говорят, что в советские времена магазин украшали декоративными тыквами и патиссонами. В палисаднике вырастали и распускались цветы. Я же помню, что в магазине было несколько отделов. Всегда стояли очереди. Иногда полки выглядели совсем пустыми. В центре зала сидела кассир, управляла кассовым аппаратом. Сами же продавцы считали плату за товар на больших коричневых счётах. Из вкусного в памяти — гастрономовская сметана, которую мы покупали килограммами, а дома смешивали с сахаром и ели ложками.
Позже в 18-м доме чего только не было: и страховая компания, и аптека, и автосалон, и магазин «Смак». Потом какое-то время половина магазина пустовала. Но уже давно здесь детский сад «Изумрудный город». А рядом почтовое отделение всего микрорайона.
Двадцать второй дом в Северном стал чуть ли не первой новостройкой в микрорайоне уже в 2000-х. Раньше на его месте был небольшой магазин «Добрыня», кондитерская «Таёжная» и кирпичный склад.
А это дверь в секцию велоспорта на торце дома №16, куда я ходила несколько месяцев. Но почти сразу занятия спортом поменяла на музыкальную школу. Она тоже здесь поблизости.
Но ещё ближе мой детский сад, который я не любила всей душой и даже тонула в луже, в том числе и из своих слёз, по пути в него. Но это отдельная история.
Двор школы №22 сейчас огорожен. Въезд запрещён. Раньше сюда никто и не въезжал, наверное, потому что никого в школу на машинах не привозили. Ходили оравами пешком. Во дворе обустроено футбольное поле, которое в зимнее время заливается под каток.
С левой стороны здания была музыкальная школа. Я здесь училась играть на фортепиано и даже немного на гитаре, пела в хоре, сбегала с уроков сольфеджио. Позже «музыкалка» переехала в здание школы искусств возле троллейбусного депо.
Тут в верхней части Северного своя атмосфера. И как будто не прошло уже 20 лет. Те же дома, дворы, деревья, и даже некоторые магазины. Недавно подруга, которая уже много лет живёт в Москве, приехала в гости к родным в Читу, в Северный. Рассказывала, что зашла в свой любимый в детстве магазин «Конфетти» и встретила того же продавца. И та её узнала. Поговорили. Вспомнили. Посмеялись. И так тепло от таких историй, что то счастливое и беззаботное время как будто ещё может вернуться и настигнуть. И настигает.
Нижняя часть Северного, конечно, другая. И, наверное, многим покажется более удобной и современной. Начинается она уже со школы №27, которая сейчас настолько переполнена, что может лопнуть. В параллелях первых классов встречается даже первый «и». Чита застраивается, и не только увеличивается Северный. Растут Каштак и Смоленка. Всё пытаются попасть в ближайшую городскую - двадцать седьмую.
Чуть выше неё — огромный новый дом с разными магазинами на первом этаже. В прошлом здесь был лес. Чуть правее ещё в начале 2000-х здесь построили коттеджный посёлок. Или посёлочек. Он маленький и очень уютный. Территория закрытая, и из окон виден лес. Многоэтажка же кажется суетливой и чересчур многолюдной.
Эта дорога, которая сейчас вся перерыта, утром и вечером превращается в сплошную пробку. Дворы в нижних домах микрорайона заставлены машинами, вечером найти свободное место для парковки практически невозможно.
Разноцветные балконы многоэтажек внизу Северного всегда как будто улыбаются прохожим. Здесь симпатичные дворики, ухоженные детские площадки, и, по секрету, в июне здесь зацветёт самая душистая в городе сирень. А сами кусты превращаются в сиреневые шары.
«Панама Сити» - один из первых крупных ресторанов в городе. В детстве мне казалось, что в него могут зайти только богачи, у которых есть собственный автомобиль. Сейчас в «Панама Сити» расположены и ресторан, и клуб, и караоке.
Чуть вдали Каштакская развязка. Её строили, как это водится у нас, очень долго, сорвав все первоначальные сроки. Сейчас это оживлённая магистраль, так необходимая и Северному, и городу.
На месте нынешней пожарной части и спортивного центра «Огнеборец» когда-то был пустырь. Напротив — барахолка. Там мне купили мой первый двухколёсный велосипед «Школьник» с голубой рамой. В основном же, там торговали машинами, автозапчастями, дачным инвентарём. Позже, по-моему, продавали рассаду.
Несколько лет назад в Северном появился свой торговый центр «Арена». Дальше - офис компании «Мегафон». Раньше на это месте был салон автомобилей. За ним незаконченная стройка.
Когда мы гуляли по Северному 8 лет назад, микрорайон «Царский» только строился. Сейчас он уже вовсю обжит. Но как будто в нём не хватает уюта и тепла. Какого-то своего настроения и атмосферы, несмотря на привлекательные, современные детские площадки. Но, может быть, я придираюсь, и жителей «Царского» всё устраивает.
А это первый торговый центр города с эскалаторами. В студенчестве мы приходили сюда покататься и купить в супермаркете свежую выпечку. Сейчас «Царский» как будто подряхлел и постарел. И внутри, и снаружи.
Красной Звезды, 51a — адрес одного из первых офисов «Чита.Ру». И для меня он тоже очень дорог. С него всё началось. И продолжается вот уже почти 10 лет.
Показать сегодняшний Северный — это почти как объять необъятное. И для каждого он свой.
И по-своему дорог, и по-своему хорош. Наверное, поэтому он так быстро растёт. И с этим ростом что-то приобретает, но кажется, что больше теряет.