Улица Чкалова похожа на нитку бус, собранных из всего, что попало под руку — здесь чёрные угольки разваленных домиков соседствуют со стекляшками высоток, деревянными фасадами объектов культурного наследия, штукатуркой отреставрированных и не очень исторических зданий и кирпичиками «Ликёрки».
Проект «Прогулки по городу» стартовал на «Чита.Ру» ещё в 2013 году. Мы прошли по городу и его улицам зимой, весной, летом и осенью. Позже из этого проекта выросли новые — «Городские мелочи», «Незастроенная Чита», «Окраина», «Прогулки по времени» и другие. Мы не перепечатывали энциклопедические статьи о городе. Мы описывали его таким, каким видели сами. Где-то неуютным, не обустроенным, небрежно застроенным, но всё равно, безусловно, родным и любимым.
Спустя восемь лет мы вновь пройдём по Чите. Посмотрим, изменился ли город. Стали ли ровнее дороги, уютнее парки, выше деревья, счастливее лица прохожих. Пойдёмте вместе.
Валерий Чкалов — лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, командир экипажа самолёта, совершившего первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс. Если верить Википедии, в России именем Валерия Чкалова называются 1 778 улиц, проспектов и переулков (это на 2013 год). В Чите улицу Уссурийскую назвали в честь Чкалова только в 1939 году.
Улица начинается с домов под номерами 1а — 1е на рынке «Витэн», который работает с 1999 года. Здесь торгуют джинсами, трикотажем, резиновыми сапогами и тапочками. Этакий привет из нулевых, когда приходилось примерять вещи, стоя на картонке и торгуясь с продавцами. Не знаю, какая судьба ждёт дальше лавочки «Витэна», потому что на территории рынка строится одноимённый торговый центр, который сдадут во 2-м квартале 2024 года.
В целом, начало улицы Чкалова довольно невзрачное — заброшенные дома, бетонные плиты и пустынный двор Театра кукол.
На углу Чкалова и Верхоленской в окружении классических обрезанных деревьев стоит здание краевого наркодиспансера. Табличка возле диспансера гласит, что улицу будут ремонтировать с 5 мая по 30 сентября по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Судя по количеству рабочих, которые старательно выкапывали бордюры на протяжении всей улицы, ремонт идёт полным ходом.
Дом под номером 1 находится на другом конце квартала от чётной стороны улицы, и в полуразваленной пристройке к нему работают «Почта Банк» и само отделение почты. Через дорогу — Управление экономической безопасности и противодействия коррупции регионального УМВД России и гостиница ведомства в том же здании. Во время предыдущей прогулки восьмилетней давности гостиница принадлежала физкультурно-спортивному обществу и называлась «Динамо». Кроме табличек на входной группе, изменений в здании не видно.
На первом этаже соседней многоэтажки детский центр развития с красочным заборчиком из гигантских карандашей расположился через стену от пивнухи. А что, так можно было?
На противоположной стороне улицы среди серых советских пятиэтажек затесался единственный в квартале объект культурного наследия по адресу Чкалова, 22. Это жилой дом известного читинского журналиста и издателя Дмитрия Вязьмина 1902 года постройки. В 1924 году дом передали советским властям, и с тех пор там располагались различные организации. Сейчас внутри дома Вязьмина находится Забайкальский центр медицины катастроф, во дворе — гигантских размеров телевизионная тарелка (но, может, я ошибаюсь, и это какое-то оборудование). Восемь лет назад в здании был Центр контроля качества лекарственных средств.
Квартал от Баргузинской до Столярова выглядит без претензий на помпезность, — советская и более свежая застройка, полузаброшенный торговый центр с парковкой, магазинчики на первых этажах многоквартирных домов. Из яркого здесь только граффити на стене клуба «Квартира 31», открытого в декабре 2016 года. С обратной стороны дома №31 тоже есть почти что граффити — мозаика, которая рассказывает, что в доме 115 лет назад находилась подпольная типография, напечатавшая три последних номера газеты «Забайкальский рабочий».
Бесконечная пятиэтажка на восемь подъездов заняла почти весь квартал от улицы Столярова до Николая Островского, а напротив неё стоят деревянные домики. Дома №45 и №66 даже относятся к объектам культурного наследия, чего по их внешнему виду не скажешь. В этом же квартале разместился офис Роснефти.
Следующий квартал куда интереснее и играет на контрастах: деревянные развалюхи на фоне гигантских многоэтажек смешались в кучу с симпатичными трёхэтажными домами из кирпича. Полузаброшенный дом 1892 года постройки на Чкалова, 67, гордо несёт мемориальную табличку — в нём в 1915–1916 годах жил советский революционер Михаил Фрунзе. Не знаю, как бы отреагировал Фрунзе на такое наследие, но меня смрад выгребных ям, безобразные горы мусора и убогость древних домов повергли в ужас. Самое печальное, что в этом мраке продолжают жить люди.
По соседству со свалками и безобразными объектами культурного наследия расположился изящный домик Читинского епархиального управления РПЦ.
Через дорогу от епархии золотом куполов и ухоженной территорией радует глаз Свято-Воскресенский храм. Храм работает с 1945 года в деревянном здании бывшего римско-католического костёла, который построили в 1851 году и закрыли в 20-х годах прошлого века. До реставрации 2006 года храм был голубого цвета, а нарядных золотых куполов не было.
В следующем квартале за улицей 9 Января красуется старая Чита, где сразу семь домов относятся к объектам культурного наследия. Самые примечательные из них — дом на Чкалова, 96, золотопромышленника Иосифа Бронштейна, которого по неподтверждённым данным считают дядей революционера Льва Троцкого (прянично-розовый домик под номером 98, где теперь делают лестницы, тоже принадлежал Иосифу Бронштейну, кстати), и «деревяшка» на Чкалова, 83. В красном деревянном домике уже 35 лет торгуют продуктами, а сейчас там работают ещё и несколько офисов.
Улица Полины Осипенко делит улицу Чкалова на две примерно равные половины. На перекрёстке стоит полицейское и пожарное управление 1903 года постройки. Пожарная каланча со смотровой площадкой и кованым ограждением, если верить «Энциклопедии Забайкалья», фиксирует пересечение улиц и «является важным градостроительным акцентом». Сейчас в здании Музей МВД.
Напротив пожарного управления находится детская поликлиника №3, а в одном из соседних бревенчатых домов расположилось кафе «Трактир» с летней площадкой. Через дорогу от «Трактира» — поликлиника Вооружённых сил России, за белёным забором которой ждут своего часа мешки с мусором.
Параллельно Выставочной по забетонированному руслу бежит река Кайдаловка, больше похожая на ручеёк, и за ней в окружении елей находится площадь Пограничников с одноимённым памятником. Памятник хоть и немного потрёпанный временем, но мужественный, ёлки красивые, а вот горы мусора на лавочках площади выглядят отвратительно. Соседствует с площадью Пограничников восьмиугольное здание Музейно-выставочного центра Забайкалья 1980 года постройки.
Напротив музея и площади — вход в парк Дома Офицеров с коваными воротами. Если пройти параллельно Чкалова и обследовать прилегающую часть парка, не углубляясь внутрь, можно найти детские и спортивные площадки, аттракционы и беседки. В парке есть даже Памятник любви, куда желающие могут повесить замочек, чтобы увековечить свои самые светлые чувства.
За парком начинается исторический квартальчик с малоэтажными постройками, и угрюмая ФСБ-шная пятиэтажка, будто бы вылитая из огромного пеноблока, явно не вписывается в этот ансамбль.
Доходный дом Трухина и Смолянского на Чкалова, 124, имеет вековую историю. В 1917 году в доме находилась Читинская художественно-промышленная школа, позже — Офицерское гарнизонное собрание. В 1923 году владельцы дома отдали его для административных нужд, а в 1960 году он перешёл под правление Читинского мединститута. Компания «Энергожилстрой» в 2013 году отреставрировала здание за 300 миллионов рублей, и 26 августа 2014 года губернатор Константин Ильковский участвовал в открытии обновлённого доходного дома, который сейчас работает под аренду.
Следующий квартал от Сквера целинников до улицы Бутина уже не обладает такой гармоничностью. Трёхэтажка с выцветшей вывеской «Столовая №17» соседствует с потрёпанными домиками, где разместились кафешки, страховые офисы и авиакассы. На другом конце квартала расположилось огромное здание Дорожной поликлиники «РЖД-Медицина» и примерно такой же по габаритам офисный центр из оранжевого кирпича.
На перекрёстке с улицей Бутина друг напротив друга стоят сразу два объекта культурного наследия — дом купчихи Новиковой на Чкалова, 119, и 112-летнее здание Читинской женской гимназии по адресу Чкалова, 140. В купеческом доме сейчас находится один из отделов регионального следкома, а в бывшей женской гимназии учатся студенты истфака Забайкальского государственного университета (ЗабГУ). Здания невероятной красоты и архитектурной ценности, но их до ужаса затёртые фасады явно успели заскучать по ремонту.
Зато кирпичные стенки и синий пластик окон соседнего 16-этажного гиганта выглядят очень даже свежо и ярко. Рядом с ним — скромная пятиэтажка Читинской таможни, на первом этаже которой работает самое романтичное кафе города.
До улицы Курнатовского особых достопримечательностей не встретить — несколько общежитий ЗабГУ, кирпичная шестиэтажка, магазины и внеочередной объект культурного наследия немного печального вида на Чкалова, 148. Тыльная стена биофака ЗабГУ осенью 2017 года обзавелась граффити с портретом забайкальского путешественника Гомбожаба Цыбикова, который стал одним из первых фотографов Центрального Тибета.
От Курнатовского до Богомягкова на первых этажах жилых домов есть всё для счастливой жизни типичного горожанина: аптека, кафе, магазин шуб, салон красоты, целых два корпуса Пенсионного фонда, почта и Subway. Особенно интересно смотрится последний в напрочь облупившемся доме по адресу Чкалова, 145. Куски штукатурки на его стенах больше похожи на ржавчину, которая вот-вот слетит. Соседний дом на Чкалова, 143, выглядит аналогично.
Торгово-офисный центр «Вега» на пересечении Чкалова и Богомягкова построили в 2014 году. Выглядит он с претензией на стиль, но, как мне кажется, больше напоминает какое-то безумие провинциальной безвкусицы.
Чего не скажешь о комплексе Likerka Plaza. Территория торгового центра — одно из самых красивых и любимых мной мест во всём городе. Когда я приехала в Читу, в первый же вечер оказалась в одном из ресторанов «Ликёрки» и решила, что весь город выглядит также. Наивная.
Завод винной монополии построили в самом начале 20 века по проекту архитектора Максимилиана Арнольда, в советские годы там работал Читинский ликёро-водочный завод, позже получивший название «Экстра» и прекративший своё существование в начале 2000-х. Переделанную под магазины и ресторанный комплекс «Ликёрку» открыли в 2014 году. И очень здорово, что здания винной монополии не стали обвешивать убогими панельками и пёстрой рекламой, а постарались максимально сохранить исторический облик. Здесь всё как-то не по-читински аккуратно и красиво.
Но и в этой бочке мёда можно найти свою ложку дёгтя — со стороны Чкалова между входом в «Плов и цицилу» и главным корпусом «Ликёрки» коварно притаился аляповатый ларёк с мясом и недостроенный корпус торгового центра неподалёку.
Напротив «Ликёрки» — здание ДОСААФ, настоящий муравейник из офисов, магазинов и забегаловок. Рядом рынок, китайское кафе «Минутка» и исполинская многоэтажка на углу Чкалова и Красноармейской.
После Красноармейской смотреть особо не на что, разве что на торговый центр «Столица», открытый в 2019 году. После начала строительства «Столицы» на месте частного сектора в 2012 году заслуженный архитектор России Виктор Кулеш заявил, что её возведение перечеркнёт возможность постройки двухуровневой развязки на этом месте.
При подготовке текста были использованы материалы «Википедии», «Энциклопедии Забайкалья», «ЗабИнфо» и «Заб.Ру».