Утро четверга совершенно неожиданно для меня началось с правительственного мероприятия. Подобного рода собрания запретили из-за коронавируса, и потому я ожидала попасть на видеоконференцию с несколькими участниками и модераторами в зале — тем более, что повестка была насыщенной и расписана с утра и до самого вечера.
Но внутри меня ждали сюрпризы.
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 18 июля 2021 года.
Зал заполняли чиновники всех мастей, вице-премьеры и главы районов. Видеоконференция явно не могла проходить с такой наполняемостью, да и зачем — все действующие лица уже здесь. По моим субъективным наблюдениям, участников семинара в помещении было побольше, чем официально заявленные 35 человек (об этом чуть позже расскажет пресс-служба краевого правительства). Меры безопасности соблюдали как могли — на входе измеряли температуру, просили надеть маски, но в душном зале этому требованию подчинялись уже далеко не все.
О ещё одном виде безопасности — информационной — напомнил и ведущий мероприятия, попросив присутствующих фото с места событий не выкладывать и поменьше бегать курить на улицу, дабы не попасть под порицание общественности: «Ах, они там собираются, их много, а кто-то ещё и без масок».
Докладчики рассказали о коронавирусе, ЖКХ, финансах и других острых темах, а потом слово взял сити-менеджер Читы Александр Сапожников.
Очень хотелось, чтобы он отчитался о каких-то серьёзных изменениях в городе. Например, о победе над нелегальными самокатами, которые раскидало по центральной площади, или о том, как ливнёвка действительно справляется с беспрецедентными ливнями.
В общем, зал ждал хороших новостей, но чуда не случилось. Сити-менеджер вкратце рассказал о нехватке учителей в городе, вакцинации подчинённых и подготовке к отопительному сезону, после чего перешёл к явно самой волнительной для него теме.
«Мне непонятна политика некоторых руководителей учреждений», — раздражённым тоном обратился Сапожников к руководителю администрации губернатора Алексею Казакову, после чего начал с экрана своего смартфона цитировать главу Дома офицеров Сергея Жеребцова. Последний не стал закрывать свой парк из-за ковидных ограничений, в отличие от парков городских.
«Мы к городу никак не относимся, и какие решения принимает город, нас не касается» — это так он (Жеребцов – ред.) заявляет. О чём мы можем говорить? Почему мы делаем всё наоборот? Если город закрывает парки, значит, и он должен закрыть парк», — распалялся градоначальник.
«Мы о ком должны думать? О предпринимателях, которые набивают карманы, или о людях, которые умирают? Так получается, что город сейчас во всём виноват. Я слышал даже от минэконома, зачем мы закрыли парки? Да для того, чтобы люди здоровые были!» — последняя фраза объявила в зале минуту тишины.
Всем собравшимся будто бы стало немного неловко. Ну и правда: а что сделали они, в отличие от сити-менеджера, стоящего на страже здоровья и жизней горожан в непримиримой борьбе с ковидными рассадниками-парками?
Вице-премьер Бардалеев, внимательно слушавший сити-менеджера, поднялся со своего места и сообщил, что проблема выдумана: «Коллеги, внимательно смотрим, читаем постановление и не придумываем каких-то дополнительных вещей. Вы, конечно, можете сами какие-то решения принимать, но нужно отталкиваться от нормативно-правового акта. У нас в постановлении нет ни одной строчки, что мы закрываем парки. У нас в постановлении ничего не написано про то, чтобы мы закрывали какие-то территории. В парках люди могут гулять».
После речи главы минэконома было и смешно, и грустно. С трудом можно представить, чтобы, например, Сергей Собянин на каком-нибудь совещании с министрами жаловался на злых директоров скверов, которые его обижают.
Но, увы, такое возможно в Чите. Тут вообще всё возможно — от массовых гуляний с краснокнижными растениями в руках первых лиц города в разгар третьей волны до сараев из опилок в самом сердце города. И бог бы с ними, с этими сараями, если бы Чита и вправду хорошо выглядела. Но нет — город будто построили 170 лет назад, и с тех пор ухаживать за ним регулярно забывают. А если это и делают, то как-то точечно и порой даже варварски.
Примерно так же власти относятся и к горожанам. Вместо полезных действий — сплошная их видимость, что лишний раз подчеркнула вся эта истерия с парками. Вместо заботы о людях — разборки с предпринимателями. Вместо реальной борьбы с распространением эпидемии — одна лишь игра в её имитацию.