В Санкт-Петербурге 2 августа водитель маршрутки отказывался везти программиста с ДЦП, сказав: «Нет, шайтан, не повезу». Этим программистом оказался Иван Бакидов, включённый в список Forbes самых перспективных россиян до 30 лет. Скорее всего, именно это помогло поднять шумиху в соцсетях и СМИ с последующим увольнением водителя.
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 8 августа 2021 года.
И это лишь частный случай того, с чем сталкиваются в России люди с ограниченными возможностями. Травле подвергаются даже дети. Совсем недавно в Санкт-Петербурге женщина начала выгонять детей с аутизмом с детской площадки со следующими словами: «Уходите, больные дети пугают наших детей», «Вы здесь гулять не будете» и так далее.
В комментариях под этим видео кто-то написал, что эти дети – будущие казанские маньяки. Абсурдно и страшно одновременно.
Позже женщина извинилась, но и в её словах всё равно сквозила неприязнь к «не таким» детям и была странная логика — почему-то про одного ребёнка она готова рассказать, а при нескольких уже теряется:
«Одно дело, когда пришла мама с больным ребёнком, будь то аутист или ребёнок с синдромом Дауна, про этого одного ребёнка я могу рассказать своей внучке, рассказать, что бывают такие детки. <...> Но когда тебя окружают около 10 таких детей, причём школьного возраста, которые бегают и издают разные странные звуки... Я вышла заступиться за своего испуганного ребёнка, чтобы они ушли гулять к себе во двор. Это всё, что я могу в этой жизни сделать».
Видно, что женщина не осознала ситуацию и не попыталась посмотреть на неё с другой стороны, а осталась при мнении, что она (почему-то!) имеет право решать, кто достоин, а кто нет. И не видит ничего страшного в этом скандале на глазах внучки, которая, поверьте, запомнит эту историю и, скорее всего, скопирует поведение бабушки.
А всё дело в страхе — его рождает непонимание природы явления. У женщины – аутизма, у водителя – ДЦП. Это естественная человеческая реакция — срабатывает инстинкт самосохранения. Только мы не пещерные люди и уже способны не убегать от неизвестности, прятать её под семью печатями, присыпая в определённых случаях запретами. Мы можем принимать, изучать и понимать.
Проблема необразованности сопряжена со страстью делить людей на нормальных и ненормальных, а потом до соплей спорить, почему вот эти плохие, куда их надо изолировать, кто из них чего не должен делать и почему их надо вылечить/исправить/устранить. Опять же из-за страха.
Так проще – распихать всё по коробочкам, а всё, что в эти коробочки не вписывается, не разбираясь, отправлять в помойку. Только людей невозможно раскладывать по кучкам, как сортируют мусор, – мы слишком сложно устроены и количество комбинаций разных параметров приближается к 8 миллиардам.
Чаще всего притеснители относят себя к категории «нормальных», не допуская мысли, что могут оказаться на месте тех, кого они унижают или отвергают. А притеснить при желании можно каждого — из-за цвета кожи, национальности, телосложения, роста, внешних особенностей типа родинок и родимых пятен, наследственных заболеваний, интересов, веры – список можно продолжить.
Многие из нас сталкивались с этим уже в школе, где к тебе могли прицепиться из-за чего угодно: носишь очки — очкарик, низкого роста – тумбочка, высокий – дылда, худой – дрищ, полный – жирдяй. Только вместо того, чтобы искоренять это (ведь насмешки и оскорбления задевают и приносят страдание), мы принимаем игру и уже во взрослой жизни продолжаем издеваться над окружающими. Иногда психологически, а иногда и физически.
Это современный фашизм. Ведь это про деление людей на правильных (достойных жизни, любви и других благ) и неправильных. Мир боролся против этого, но Гитлера победили, а вот само явление осталось, приобретя более мягкую форму – людей не убивают (хотя иногда всё же доходит до этого), но продолжают притеснять по разным причинам просто из-за того, что они не такие, как абсолютное большинство.
Решить это можно только образованием – уроками в школах, лекциями в институтах, книгами, фильмами, расширением кругозора, общением с разными людьми. И это не про то, что надо всех начать любить, а лишь про спокойное и адекватное отношение. Только тогда мы сможем наконец-то отцепиться друг от друга, перестать диктовать, как надо жить, и займёмся собой, созидая, а не разрушая.