Губернатор Александр Осипов, проводивший «Прямой разговор» с населением, отвечал на вопрос про подорожавшие дрова и со всей пролетарской яростью обрушился на предпринимателей, которые «бессовестно обдирают бедное население Забайкалья».
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 19 сентября 2021 года.
История там длинная — сначала были лесхозы, которые заготавливали дрова по божеским ценам, потом они канули в Лету, и в этом вакууме образовались монополисты, которые кинулись рисовать нули на ценниках. Этакая дровяная братва.
Конечно, губернатор призвал «расширять доступ к лесосеке, развивать предпринимателей, чтобы была конкуренция, и вместе с ФАС принимать меры».
Мне этот ответ напомнил два момента. Во-первых, прошлогоднюю попытку минприроды урезать норму заготовки дров в районах. Тогда звучали примерно такие же слова: распоясавшиеся селяне рубят лишние дрова и продают их землякам, зарабатывая на этом. Министру тогда объяснили, что схема работает чуть иначе — лес на чужих делянах действительно рубят и даже торгуют им, но чтобы отбить затраты.
Во-вторых, я вспомнил, как Александр Осипов в первые дни своего присутствия в регионе разъезжал по АЗС на белом внедорожнике и дерзил операторам, возмущаясь высокими ценами.
Риторика в то время была примерно такая же: кое-кто обдирает забайкальцев, мы с этим должны бороться.
«Наша задача — максимально, насколько возможно, снизить цены, не позволить поставщикам топлива незаконно обогатиться. Необходимо вести ежедневный мониторинг цен, принять меры реагирования контрольно-надзорным, правоохранительным органам, Федеральной антимонопольной службе незамедлительно реагировать на ситуацию. Отдельно нужно разработать план по изменению структуры рынка, если понадобится, создать региональную государственную организацию, которая обеспечит устойчивые приемлемые цены на топливо», — говорил Осипов осенью 2018 года.
При этом решительность исполняющего обязанности губернатора настолько зашкаливала, что его просили обойтись без кавалерийских атак на АЗС.
Но чем эти атаки закончились вы можете понять, посмотрев на ценники любого АЗС. И сделать вывод самостоятельно. Но к чему я вспомнил про бензин?
А к тому, что селяне, продающие собственноручно изготовленные дрова, вдруг стали обнаглевшими монополистами. А нефтяники, которым дровосеки платят, чтобы выехать в лес, — перестали ими быть. Но по крайней мере, эти «обнаглевшие лесные монополисты могут быть совершенно спокойны» — ими точно никто не будет заниматься точно так же, как никто не занимался и АЗС.