Ключи с брелочком и выгнанные [на мороз] люди: мифы и правда аэропорта Читы

Почему аэропорт Читы работает не круглосуточно? И откуда он берёт деньги?

Международный аэропорт Чита, он же «Кадала», в последнее время оброс скандалами. То якутский комик расскажет, что рано утром его в аэропорт еле впустили, открыв двери ключами на домашней связке. То людей из-за задержки рейса выгонят из зала ожидания на втором этаже. Представитель пресс-службы аэропорта Олеся Тасс рассказала мне о том, как в воздушной гавани Читы всё устроено на самом деле.

В сентябре 2021 года пассажиров, вылетающих из Читы во Владивосток задержанным рейсом авиакомпании «Аврора», ночью выгнали со второго этажа аэропорта на первый. Транспортная прокуратура начала проверку.

Пассажиры обращались в редакцию с жалобами, что приезжают в аэропорт заранее, но встречают закрытую дверь. Об этом же в издевательской манере рассказал комик из Якутии с федеральным именем Сергей Орлов в своём ролике «История триуфального возвращения», набравшем на YouTube 1,6 миллиона просмотров.

Почему не круглосуточно? Спойлер: невыгодно

— Одна из частых претензий пассажиров: аэропорт в Чите работает не круглосуточно. Они приезжают, как положено, за 2 часа до вылета, и упираются в закрытую дверь. Почему так?

— Сейчас содержать круглосуточный аэропорт нерентабельно. Да и смысла нет — где ночные рейсы? Когда действовали международные ночные рейсы, сотрудники выходили на работу, здание открывали для пассажиров. Мы же не в Москве, где вылеты каждые 15 минут в разных направлениях.

— На чём аэропорт зарабатывает?

— Аэропорт — это акционерное общество. Многие думают, что организация государственная с соответствующим финансированием, и когда-то было так. Но после 90-х годов аэропорт перешёл в частные руки. Поэтому источник денег — реклама. Ежегодно мы предоставляем рекламу в аэропорту и объявляем конкурсы на субаренду. Кафетерии, книжные лавки, сувенирные — всё это субарендаторы. И некоторое финансирование даёт головной собственник из Москвы. Из этих же средств платят сотрудникам.

Аэропортом Читы (Акционерное общество «Аэропорт Чита» — АО «Аэрочита», уставный капитал — 110 миллионов рублей) владеет ООО «Новапорт холдинг», принадлежащая кипрской T.S.Trans Siberia Co. Limited. «Новапорт» купил аэропорт Читы в 2007 году у позже разорившейся авиакомпании «ВИМ-Авиа». Согласно информации с сайта компании, «Новапорт» — это крупнейшая в России сеть из 16 региональных аэропортов.

Согласно данным из открытых источников, выручка АО «Аэрочита» в 2020 году составила около 538 миллионов рублей, чистая прибыль — 226 миллионов рублей. Это чуть ниже показателей 2018-го — самого успешного для общества года, когда выручка составляла 640 миллионов рублей, а прибыль — 296 миллионов рублей. Руководит аэропортом с октября 2019 года Алексей Сунденбан.

Доходы от рекламы являются для всех аэропортов второстепенными, основной объём выручки такие организации получают от так называемых аэропортовых сборов с авиакомпаний, которые платят аэропорту за стоянку самолетов, их заправку и различные виды обслуживания, включая техническое и навигационное, а также наземное обслуживание пассажиров.

— И денег не хватает?

— Не хватает. Сейчас финансирование направлено на ребрендинг аэропорта Читы, который начнётся в 2022 году. Даже само здание устарело, ему требуется реконструкция.

— Как отразится на организации запрет на вылеты из Читы в районы Забайкалья?

— Мы ещё не получили официальной бумаги, пока всё на уровне слухов. Вылеты на Чару завтра есть, на Тынду — по расписанию.

Через несколько дней выяснилось, что Минтранс России на год приостановил введение требований, из-за которых полёты в малые аэропорты Забайкалья должны были запретить.

— Сейчас появились поздние внутренние рейсы, и пассажиры жалуются, что их в аэропорту встречает закрытая дверь. Когда им приезжать в аэропорт — за сколько до вылета?

— Регламент работы аэропорта удлиняется. Актуальное время начала регистрации нужно узнавать на нашем официальном сайте в разделе «Табло» — выбрать рейс, нажать на него и посмотреть время регистрации и посадки на борт. Вот к этому времени и нужно приезжать в аэропорт, всё будет открыто. Обычно информацию доносят до пассажиров работники авиакасс. А если есть сомнения, лучше позвонить в нашу справочную, узнать, когда приезжать.

— У людей ведь есть установка, что в аэропорту нужно быть за 2 часа до регистрации.

— Не до регистрации, а до вылета — именно тогда регистрация и начинается. Вылет в 12, например, регистрация — в 10.

Почему пассажиров выгоняют и не кормят? Спойлер: все мы люди

— Вернёмся к жалобам. Что всё-таки произошло в ту ночь с задержанным рейсом «Авроры» на Владивосток, когда всех выгнали из зоны ожидания?

— Их никто не выгонял, попросили спуститься на первый этаж до выяснения обстоятельств. Тогда авиакомпания не сообщила о задержке рейса, сотрудники аэропорта ничего не знали.

— То есть о задержке рейса сообщает авиакомпания?

— Конечно. Они должны связаться с определёнными службами аэропорта для продления регламента. И мы на основании этого продляем — нужно работникам поставить дополнительные смены, оплатить сверхурочные, разрешить им назавтра выйти позже. Это обычные сотрудники, у них стандартный рабочий день согласно регламенту. Он меняется в зависимости от того, какие рейсы.

— Но ведь работница зоны регистрации действительно кричала на людей.

— Это человеческий фактор. И не значит, что руководство оставило это без внимания, явно были дисциплинарные взыскания. Мы не можем отвечать за каждого работника. Чисто по-человечески никто ведь не оповестил, и ты внезапно узнаёшь, что тебе нужно остаться после работы, а дома, может, дети ждут.

— А что были за случаи, когда людей при задержке рейсов не кормили, несмотря на правило?

— Питание пассажирам предоставляет не аэропорт, это часто путают. Их обеспечивают водой, а через 4 часа ожидания — горячим питанием, но делает это авиакомпания. Если происходит сбой, то и обращаться нужно в справочную, на горячую линию той компании, чей рейс задерживается. Когда опаздывал самолёт «Уральских авиалиний», воду пассажирам предоставили, всё сделали вовремя.

— Я и мои коллеги отмечали расхождение информации в справочной аэропорта, в его пресс-службе и пресс-службах авиакомпаний, например, когда нужно выяснить, задерживается ли рейс. Почему это происходит?

— Здесь уже бывает технический сбой: до пресс-службы информация доходит не сразу, у меня в системе может не сразу отобразиться, что рейс задержали. Лучше всего выяснять на электронном табло или в справочной, она круглосуточная.

— И тот же вопрос про отменённые рейсы внутри региона. Как строится взаимодействие с минстроем (Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края)? Бывает, что пресс-служба опровергает отмену рейса, которую подтверждает минстрой.

— Минстрой, видимо, отдельно работает с «Аэросервисом», звонит им напрямую. Информация должна быть одинаковая, но мы не понимаем, почему иногда «Аэросервис» (региональная авиакомпания, дочерняя структура авиакомпании СиЛА - В. Л.) им даёт информацию, а нам — нет. Стену чертят (Тасс имеет в виду информационную стену между аэропортом и минтрансом — В. Л.). Опять же, они говорят, но не всегда показывают документы. Для меня главное — официальный документ. Тут право гражданина — кому верить.

Правда ли, что аэропорт открывают ключами с домашним брелком, а работники сначала курят у входа? Спойлер: нет

— Вспомним слова якутского стендапера, что аэропорт Читы закрывается на обед, что ему открыла дверь какая-то тётенька чуть ли не ключами с домашней связки, да ещё не пускала внутрь, пока не покурит — это реально могло быть?

— Стендаперу нужно как-то смешить людей, это его работа. Вот он это и сделал. Это художественный вымысел. У нас везде камеры, такое поведение персонала не осталось бы безнаказанным. Двери аэропорта открывает обычно тот сотрудник, который дежурит на ленте проверки багажа. Выходят на работу и полицейские, работники касс. Всё тоже по регламенту. Может, комик где-то увидел старую табличку с распорядком работы, но её уберут во время реконструкции.

— Мы собрали ещё несколько жалоб. Например, на то, что перед ранним или поздним рейсом в аэропорту негде перекусить, кафе не работают.

— Опять же — это арендаторы, регламент аэропорта на них не распространяется. У них свой режим работы, мы не можем их заставить обслуживать круглосуточно.

— Автоматы оплаты на парковке, говорят, зависают постоянно,— это проблема для тех, кто часто бывает там на автомобиле.

— Обо всех проблемах в работе служб аэропорта можно написать в приёмную, любые обращения попадают к директору и не останутся без внимания. Нужно просто донести до людей, что если есть жалобы, то о них надо говорить напрямую.

Номер круглосуточной справочной, телефон и email приёмной, другие важные контакты — на официальном сайте аэропорта. Новости компании — в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация).

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter