Город Всё о коронавирусе обзор Фальшивые QR-коды, которые никто не проверяет в Чите — разбор событий недели

Фальшивые QR-коды, которые никто не проверяет в Чите — разбор событий недели

А также московское метро, которое должно радовать забайкальцев, и россияне, уязвимые в своей наивности для мошенников.

Журналисты «Чита.Ру» в традиционном разборе событий недели рассуждают о том, почему люди, знающие не понаслышке о смертельной опасности коронавируса, не ставят прививку от него, а покупают сертификат о вакцинации; каким образом забайкальцев, ожидающих поздним вечером маршрутку, должен радовать «Дальневосточный экспресс» в московском метро; зачем нужны QR-коды, которые никто не проверяет; и почему доверчивые россияне доверяют мошенникам.

Екатерина Шайтанова: À la guerre comme à la guerre

Я встретила знакомого, который купил сертификат о вакцинации от коронавируса, вечером в среду. У нас была вкусная еда и красивые бокалы, и ноябрьские ранние сумерки, и мы могли говорить открыто. Поэтому он совершенно спокойно сообщил мне, что обошлось ему это в 7 тысяч рублей, двухкомпонентная дороже, с ней можно за границу, из всего бизнес делают.

Меня это не удивило. Этого можно было ожидать. Вернее, меня удивило не это.

Ещё весной мы были с ним на связи, пытаясь ускорить госпитализацию его отца, у которого уже тогда было КТ-3, а потом он, к сожалению, умер в реанимации первой городской больницы. Вот сочетание этих двух фактов вызвало у меня когнитивный диссонанс. Честно говоря, я даже охренела.

Что должно произойти в голове у человека, одной рукой похоронившего отца, второй – купившего прививку? Я могу объяснить действия врача, который, конечно, не врач, но зарабатывает как может. Я могу понять, зачем в сложившейся вокруг нас реальности человеку QR-код. Но с игнорированием простых причинно-следственных связей в достаточно эмоционально напряжённой ситуации у меня проблемы. Равно как и с продолжением общения с приятелем.

Поучительная история, кстати, произошла в Греции. Там антипрививочники платили врачам по 400 евро, чтобы получить вместо вакцины физраствор, но в части случаев врачи принимали деньги и всё равно вкалывали пациентам вакцину Pfizer из-за боязни потерять работу.

Это суперизящная история, в которой все при своих. Врачи, конечно, брали деньги, и это ужасно, но ставили вакцину, и это прекрасно. Пожаловаться на врача нельзя, потому что ты дал взятку, а также подписал согласие.

Круг замкнулся, À la guerre comme à la guerre, поставьте, пожалуйста, прививку, если ещё не поставили, это позволит нам всем никого не хоронить раньше времени.

«Редколлегия»: Общественный транспорт везёт нас к смерти

Новый выпуск проекта «Редколлегия» о фатализме в российском обществе. Почему люди не хотят жить, как они оценивают риски заражения коронавирусом, что делает во всей этой истории государство – обсуждают редакторы «Чита.Ру» Андрей Козлов, который хочет закручивания гаек, и Екатерина Шайтанова, которая только что переболела и с ужасом обнаружила, как никто не контролирует заболевших.

Егор Захаров: Метро — важнейшее из искусств

Читинец Эдуард намедни с удивлением узнал, насколько важно для Забайкалья московское метро. Он живёт в Каштаке и волею судеб остался без машины, поэтому думал, что для региона, по крайней мере для его столицы, важнее автобусы.

Эдик даже радовался, когда губернатор Александр Осипов и сити-менеджер Александр Сапожников не дождались маршрутки где-то на северной окраине города. Не со зла, конечно, радовался, а потому что сам он постоянно оказывается в такой ситуации и ждёт скорейшего её разрешения. Даже отправил сити-менеджеру несколько видео с остановок. На первое сообщение Сапожников даже ответил, но потом перестал. Видимо, потому что теперь на повестке дня – метро.

А что же с маршрутками? Как уверяет Эдуард, стояние губернатора и сити-менеджера на остановке ни к чему не привело. Маршрутки в северном направлении по вечерам как не ходили, так и не ходят. Хотя, возможно, такой решительный шаг, как видео в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) губернатора многое изменил. Для объективности мы запросили информацию о предпринятых мерах и их результатах в пресс-службе правительства.

Забайкальский вагон в московском метро
Забайкальский вагон в московском метро
Забайкальский вагон в московском метро
1 из 3
Забайкальский вагон в московском метро

Также в интервью, которое губернатор дал федеральному информагентству, снова звучит заезженная тема про имидж региона и развитие туризма. Московское метро, конечно, самая подходящая для этого площадка.

Внизу банера ссылка на сайт конкурса

Самое интересное то, что «Дальневосточный экспресс» — это часть конкурса «Большой дальневосточный квест», направленного на развитие туристического потенциала. Однако на сайте конкурса поездка в Забайкальский край в качестве призов не фигурирует. И слава богу, я считаю.

Потому что приедут какие-нибудь избалованные москвичи, пошарахаются по ночной Чите в ожидании маршруток и подорвут имидж региона, так тщательно выстраиваемый региональными властями в московской подземке.

Дарья Кливенкова: Да неужели? Власти признали, что QR-коды в Чите не проверяют

В начале недели я вместе с нашим водителем проехалась по восьми торговым центрам Читы, чтобы проверить, как в них начали проверять QR-коды на входе. Если кратко, то результат такой – либо никак, либо формально (сканируют код, а в паспорт не смотрят).

Вчера же я переделала миллион дел – даже купила кошке новый лоток, то есть прошлась по десятку магазинов подряд. И знаете что? Я QR-код ни разу не достала, потому что у меня его не спросили.

И что удивительно, минэконом признал, что торговые центры так и не проверяют QR-коды. Удивительно, потому что я помню историю с запрещёнными выпускными вечерами, поголовное проведение которых официально так и не признали.

Помню я также про отчёты о проведении запрещённых банкетов – количество нарушителей в них мизерно, что даже смешно. Все при этом знают, что читинцы праздновали и продолжают праздновать. За редким исключением.

Мне кажется, у проверяющих QR-коды и у проверяемых причина забить на правила одна – непонимание причины ограничения. Нет чёткого и простого ответа на вопрос: для чего это делать, кроме страха получить штраф? как я этим помогу в пандемию? И, конечно, тревожит вопрос о том, кто поможет с упавшей выручкой.

Причину введения QR-кодов я вижу такой – разгрузить в какой-то перспективе врачей. В теории, если соблюдать правила, то те, кто против прививок, будут в меньшей опасности заразиться и переболеть коронавирусом в тяжёлой форме или умереть. Те, кто ходит с QR-кодами, тоже рискуют заболеть и заражать, но шансов на то, чтобы просто пролечиться дома, больше.

Всё это прекрасно звучит в теории, но тут нет поправки на реальность. На отсутствие дельной поддержки бизнеса и сплочённости людей в борьбе с COVID. Так что признать проблему – это только первый шаг, теперь минэконому нужно придумать, как её решить.

«Редколлегия»: Вице-премьер Бардалеев – про QR-коды и другие запреты в Забайкалье

Вице-премьер правительства Забайкальского края Александр Бардалеев возглавляет региональное министерство экономического развития и курирует работу, связанную с ограничениями, которые вводятся в экономике в связи с пандемией коронавируса. В выпуске проекта «Редколлегия» Бардалеев отвечает на настойчивые вопросы редактора «Чита.Ру» Андрея Козлова о смысле происходящего, а также о том, как влияют на принимаемые им решения (и влияют ли) родственные связи с владельцами крупного бизнеса.

Мария Буренкова: А он не знает ничего, он просто смотрит и молчит — Бардалеев и «Абсолюты»

Открытие третьего в Чите супермаркета «Абсолют» на улице Советской прошло со скандалом — толпы людей выстроились в очереди, чтобы побыстрее попасть в магазин. Всё это происходило в критический для Забайкалья период пандемии, когда бьются рекорды по смертности и заболеваемости коронавирусом. Как получилось, что в этот день здесь не было тех рейдеров, которые бодро отчитываются о проверках в магазинах города и ТЦ? В самый важный для новой торговой точки момент (и, возможно, самый прибыльный) в магазине не было проверяющих, будто на один день в Чите выключилась и пандемия, и надзорные органы.

Открытие нового магазина "Абсолют" в Чите

Ответ был внезапно прост — министерство экономического развития Забайкальского края не знало об открытии. А всё потому, что предприниматели не обязаны отчитываться об открытии и закрытии своих магазинов. Информационный вакуум случился исключительно в минэкономразвития и дома у Бардалеева, потому что половина читинцев знала, пришла и выстроилась в эти огромные очереди, а министерство, которое ведёт надзор за всем бизнесом в крае, не знало.

Кстати, именно минэконом Забайкалья сделал свободным посещение в торговые центры, чья площадь на 50% и более занята продуктами питания — таких в крае очень мало, а «Абсолют», наверно, крупнейший из них.

На следующий день после открытия 10 ноября минэкономразвития проснулось и заявило — чиновники увидели в СМИ все эти очереди и отправили проверяющую группу. Те нашли нарушения антиковидных ограничений и отчитались — магазин проверили, меры примут. Никто в министерстве не читал СМИ до открытия магазина, хотя все самые популярные краевые порталы писали об этом заранее.

Толпа в продуктовом ТЦ «Абсолют» в начале осеннего локдауна 2021 года в Чите

Когда назревает очередной скандал с «Абсолютом», только ленивый не вспоминает, что владелица торговой сети Индира Шагдарова — тётя министра экономического развития Забайкальского края и вице-премьера правительства Александра Бардалеева. Возможно, Шагдарова поссорилась со своим племянником и утаила от него открытие магазина. Либо Александр Бардалеев настолько хороший чиновник, что не смешивает личную жизнь с работой и не смеет советовать родственнице. Ну не мог он ей сказать: «Тёть! Может, вы там проследите за антиковидными мерами-то? Всё-таки пандемия, как-никак, люди мрут».

«Мы не знали» — это могло бы быть название отдельной статьи. Или рубрики в каком-нибудь журнале «Вредные советы для представителей власти». Это удобно и снимает всю ответственность, но всё-таки очень комично.

«Редколлегия»: Общественница Савватеева – про QR-коды и сегрегацию

Общественница и юрист Марина Савватеева опротестовала в суде постановление губернатора Забайкалья Александра Осипова о введении в регионе ограничений, связанных с распространением коронавируса. Больше всего Савватееву возмущает внедрение QR-кодов, без которых нельзя зайти в разные места. В выпуске проекта «Редколлегия» Савватеева очень эмоционально и совершенно бессмысленно для обоих участников дискуссии беседует с редактором «Чита.Ру» Андреем Козловым о государственной политике, которая касается принуждения к вакцинации.

Варвара Лебедева: Почему люди верят мошенникам? Возможные причины — Дед Мороз, стресс и наивность

Компания Visa провела опрос россиян и выяснила, что только 0,2% опрошенных знают, какие данные банковских карт нельзя передавать посторонним лицам — кем бы они ни представились. Остальные — то есть почти все — осведомлены лишь частично, а значит, уязвимы для телефонных мошенников.

Банковские специалисты говорят, что чаще всего мошенники пользуются методами социальной инженерии — то есть не хитрыми программами, а собственной убедительностью и речью, воздействуя и манипулируя человеком. В 2019 году проходил круглый стол представителей Банка России с экспертами в области рисков, финансовой безопасности, психологии, чтобы выяснить, почему люди так доверчиво расстаются со своими средствами. И можно ли что-то с этим поделать. Полностью итог круглого стола и мнения экспертов можно прочитать в статье.

Были и другие разговоры с психологами, исследования, опросы. Потому что каждого, наверное, после очередной новости об отданном мошенникам миллионе мучает вопрос: «Ну как так?»

Среди возможных причин называют:
• состояние стресса — человека пугают, что его деньги сейчас в опасности, или же выводят из равновесия вестью о близком, попавшем в беду. В такой момент критика отключается, особенно у пожилых;

• нехватку времени. Мошенник даёт понять, что счёт идёт на секунды, средства вот-вот украдут. И тут же подсовывает готовую схему, как от этого спастись. Напуганному, встревоженному человеку легче действовать по шагам, которые кто-то мудрый для него подготовил, чем остановиться и всё осмыслить самому;

• феномен Деда Мороза — ведь многим с детства закладывают установку, что щедрые подарки можно получить чудом, за просто так;

• простую наивность — человеку свойственно жить, доверяя другим, чем наоборот;

• авторитет — аферисты представляются сотрудниками банка или Центробанка, а недавно начали выдавать себя за работников правоохранительных органов.

Мне и самой звонили мошенники. Чтобы проверить свою теорию, почему ещё так легко обмануть человека по телефону, я устроила опрос в читарушном Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) и в telegram-канале. Большая часть опрошенных, как оказалось, смогла распознать аферистов и не лишилась своих средств. Среди тех, кто не попался в ловушку, в Telegram 44% отмечали напористость и давление авторитетом со стороны звонивших. А 31% ответивших вспомнили, что мошенники вели себя ласково и заботливо.

Опрос о мошенниках в читарушном telegram-канале

В Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) перевес был в сторону ласковых мошенников: 43% не попавшихся опрошенных отметили мягкий и ласковый подход. Агрессивность и напористость проявляли мошенники в 32% случаев с теми, кто смог их распознать. Аудитория Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) оказалась, судя по опросу, более доверчивой: около 24% опрошенных так и или иначе попались или почти попались мошенникам. Ласковые и агрессивные аферисты поделились для этой части аудитории пополам.

Результаты опроса о мошенниках в читарушном Instagram

А теперь теория: жертв для мошенников люди из поколения в поколение растят своими руками. Стоит представиться кем-то «выше» и «главнее», повысить голос, добавить надменности, резкости, начать торопить — и человек выложит любые сокровенные данные. Хотя, может, даже и помнит, что вроде как три цифры с карты и секретный код говорить никому нельзя.

Тут, мнится мне, вступает усвоенный с детства механизм. Сейчас он проникнут «цифрой», раньше был аналоговым — какая разница?

«А ну, покажи телефон!»

«Показывай, что у тебя там за тетрадка!»

«Нет, дверь в комнату даже не вздумай закрывать! Скажи спасибо, что у тебя своя комната есть».

«В смысле пароль на телефоне? Немедленно убирай, что ты от меня скрываешь? Если не уберёшь, телефон отберу, не получишь».

«С кем разговаривала? Ты что, скрывать о меня что-то вздумала?»

«Что за записочки? А ну, давай сюда».

«О чём шепчемся? Скажи всем, вместе посмеёмся».

Первый в жизни человека авторитет — родитель. Второй — учитель. Но родитель важнее. Именно родитель учит через крики, угрозы и порой синяки, что нет и не может быть у тебя чего-то своего. Тайного. Скрыть равно понести наказание. Скрыть равно быть плохим.

Социальные инженеры-мошенники не просто так жестят по телефону, стараются запугать и грозят последствиями. Умные, заразы. И, возможно, сами пережили такое воспитание — только выросли в нечто другое.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления