Город Удоканская медь Эвенкийский праздник «Бакалдын»: танцы, песни, национальная кухня

Эвенкийский праздник «Бакалдын»: танцы, песни, национальная кухня

Праздник прошёл в онлайн-формате.

Эвенкийский национальный праздник «Бакалдын» прошёл в Забайкалье в онлайн-формате. Были танцы, песни, национальные блюда и приятная атмосфера. Расскажем, что такое «Бакалдын» и как он проходил.

Бакалдын (встреча солнца у эвенков)— национальный эвенкийский праздник. Бакалдын по-эвенкийски переводится как «встреча» — встреча людей, семей, родовых племён после долгой и суровой северной зимы. Праздник символизирует возрождение природы после долгой зимы, по-другому его называют «Праздником весны и зелени».

Проводиться праздник должен в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы, когда всю ночь напролёт кукует кукушка. Начало лета означает у эвенков начало нового года. Бакалдын начинается с совершения обрядов: очищения, поклонения речке, умасливания ритуального столбика, кормления огня.

Основная цель современного праздника — активное общение эвенков между собой, налаживание контактов между представителями разных районов, активизация и возрождение эвенкийского языка, приобщение детей к традиционной культуре.

Эвенки каждый год ждут с нетерпением праздник, чтобы зарядиться энергией через обряды, почувствовать единение народа, радость от встречи и общения с сородичами. Но пандемия коронавируса внесла свои коррективы в празднование национальных праздников. Риск заражения ещё высок, поэтому в этом 2021 году «Бакалдын» решили отметить онлайн.

«Бакалдын — это не только обновление природы. Это и встреча давних друзей, хороводы молодёжи, где рождались новые семьи. Этот старинный эвенкийский праздник с первых лет перестройки возрождён у эвенков Якутии, Бурятии, Амурской и Читинской областей. Все праздники и сопутствующие мероприятия Ассоциация проводит при поддержке «Удоканской меди», — рассказала председатель Ассоциации коренных и малочисленных народов Севера в Забайкальском крае Инна Ферко.

На празднике «Бакалдын» осуществляли обряды поклонения огню, очищения, причащения, «Секалаон» и «Синкгэлэвун».

Обряд очищения совершался при долгой неудаче в охоте. У входа устанавливается чичипкан, в середине — ритуальный костёр, в который время от времени подбрасывали багульник, можжевельник для окуривания. Начинался обряд очищения. Все участники праздника проходили через чичипкан, через живой коридор обрядовой группы, который взмахивал можжевельником или багульником, пропускал их, приговаривая пожелания исцеления, здоровья, счастья, удачи во всём.

Обряд очищения в обычных условиях жизни совершался в упрощённом виде. Во многих случаях его проводили сами больные, без участия шамана. Для этой цели разжигали костёр, изготавливали из травы чучело, напоминающее человека, и ставили чичипкан расколотый ствол молодой лиственницы с целой верхушкой. Путём уговоров и задабриваний заставляли духов дурного глаза переселиться в травяное чучело. При прохождении через чичипкан чучело зажимали и затем сжигали.

Участники праздника должны были подходить к родовому огню, шаман или организатор «Бакалдына» кормил огонь с благопожеланиями для всех присутствующих, их близких и родных, затем начинал кормить духов неба, леса, земли и воды. Всех присутствующих приглашал дать крошки хлеба, пищи, подорожник духу «иччи» с просьбой исполнения заветных желаний. Старейшины родов проводил обряд причащения прибывших гостей к родовому огню. Обмазывали участников золой или углём из родового костра лоб, щёки, подбородок и произносили слова с самыми лучшими пожеланиями.

Прошедший обряд причащения с этого момента находился под защитой родового огня. Суть причащения состояла в том, что оно укрепляло нити связей солнца, луны, звёзд и неба. Гости и участники праздника подходили к священному дереву «Сэбэк-мо» и, поглаживая его, просили исполнения заветных желаний. По окончании проведения всех праздничных обрядов и ритуалов эвенки дружелюбно прощались друг с другом, покидали место проведения традиционного праздника.

В наше время во многих районах острова местное население проводит праздник первой горбуши. Он начинается в начале летней путины, когда старейшины по памяти совершают обряд «кормления хозяина воды», возжигания священного костра. Праздник сопровождается спортивными состязаниями, танцами женщин, выступлениями национальных ансамблей, разными угощениями.

На современном празднике придётся пройти несколько обязательных обрядов. Первый и самый главный — пройти через Чипчикан, это ворота из длинных палок. Считается, что дым багульника очищает душу и тело. Для гостей организуют показательные состязания в национальных видах спорта. Члены родовых общин посоревнуются в мас-рестлинге (перетягивание палки), прыжках через нарты, кидании маута на точность и тройных прыжках

Удоканская медь

п. Удокан, ул. Фабричная, 1

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Вы что наделали?! Вены лопаются». Как я поставила прививку от кори с медотводом
Любовь Никитина
Мнение
«Ощущение, что ЗабГУ разрушается», а с кэмелами сражаются. Итоги недели в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Мост зашатался, надо кого-то посадить». Скандальное обвинение молодой главы забайкальского поселка
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Нейросеть «Пелевин». Рецензия на новую книгу «Круть»
Сергей Князев
Мнение
«Мы должны быть конкурентны с Москвой»? Замминистра по туризму — о развитии отрасли в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления