Борьба с разнокалиберными рекламными вывесками и баннерами на фасадах зданий в Чите шла ступеньками. В 2018 году проводили конкурс среди предпринимателей на право установки и эксплуатации рекламных конструкций. Из-за этого число законных рекламных площадок сократилось с 1,2 тысячи до 763, рынок поделили читинские компании «Компьютер+» Александра Конопасевича и «Сфера», московские фирмы «Престиж» и «Современные рекламные системы» (её интересы представляет бывший депутат гордумы Читы от «Единой России» и инициатор проведения конкурса Степан Викулов).
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 20 февраля 2022 года.
В 2019 году жалоб на установленную с нарушениями рекламу поступало столько, что работа отдела рекламы по выявлению нарушений при установке и эксплуатации рекламных конструкций застопорилась. Потом до 1 марта 2020 года предполагалось проанализировать всю рекламу в городе, сравнить её с правилами благоустройства, выявить и устранить всё неправильное.
Действующие правила благоустройства Читы с изменениями от 25 ноября 2021 года запрещают размещение рекламных конструкций без согласования, кроме того, баннерами и вывесками запрещено перекрывать декоративные архитектурные элементы — колонны, проёмы, арки.
И вот 17 февраля 2022 года на очередном заседании гордумы приняли новые правила размещения рекламных конструкций. Они запрещают вешать рекламу на фасадах зданий. Это будет позволено только на глухих, торцевых, боковых стенах, и то не более одной рекламной вывески на стену. Такие меры должны улучшить эстетический облик города.
Наконец-то? Радуются не все. Люди, занятые в рекламном бизнесе, говорят о срыве полумиллионных контрактов: заказчики боятся размещать вывески и отменяют заказы. Плюс есть ощущение, что одни люди из рекламного бизнеса могут испытать неудобства, а вот другие — те, кто владеет всеми рекламными конструкциями вдоль дорог — наоборот, выиграют.
Но всё же, если клочковатые баннеры исчезнут со зданий, да ещё бы эти здания подреставрировать — заживём ведь! Не зря флагман читинской наружной рекламы — NewBoard — фантазировал у себя в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация). Сначала — как выглядел бы фасад Кенсингтон&Челси Таун Холл в Лондоне, если бы его переместить в Читу:
А потом они же «сняли» рекламу с Дома быта на Новобульварной. И пёстрый «базар-вокзал» превратился в здание со сложной, брутальной архитектурой.
Многие дома в Чите, когда с них сдёрнут баннеры, будут казаться другими, незнакомыми. Как, знаете, бородач, решивший сбрить бороду. Все смотрят и говорят: ты кто, мы тебя не знаем. Кстати, тут тоже возможны варианты. Продолжая метафору, где-то откроются точёные скулы и крепкая шея, а где-то — безвольный подбородок и обвисшие щёчки. Зато будет интересно!