Реклама
СЕЙЧАС -14°С
Все новости
Все новости

«Алина, к тебе наставница пришла» - зачем взрослый друг подростку из детдома

Чем подростку из детского дома может помочь наставник.

Уже больше семи месяцев Ирина Павловна регулярно приходит в детский дом по улице Подгорбунского. Там её ждёт 13-летняя Алина. Они вместе ходят в кино, едят пиццу, гуляют по площади и паркам, катаются на коньках и самокате. Разговаривают, советуются, иногда спорят, узнают друг друга. Это дружба. Больше, чем дружба. Ирина Павловна – наставник Алины. Тот взрослый, который даёт ей чувство опоры и должен быть в жизни каждого ребёнка.

Проект «Наставничество» - когда взрослый становится другом для ребёнка из детского дома — работает в Забайкалье третий год. Курирует его Забайкальское региональное отделение «Союза добровольцев России». Проект поддерживает краевое министерство труда и социальной защиты населения.

«Наставничество» придумал и реализовал благотворительный фонд «Солнечный город» в Новосибирске, который всячески поддерживает проект и в других городах, является проводником для регионов.

В Забайкалье «Наставничество» работает благодаря поддержки компании «Норникель» - проект стал победителем грантового конкурса «Мир новых возможностей». Также в 2022 году Забайкальское региональное отделение «Союза добровольцев России» с данным проектом стало победителем конкурса президентских грантов, это позволяет его масштабировать. Если год назад «Наставничество» охватывало только Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, имени Подгорбунского (Чита), то в ближайшее время он войдёт в детский центр «Восточный» (Колочное)

Поделиться

- Знаете, я так люблю наблюдать, когда она улыбается, смеётся. И сразу глаза такие весёлые. Мне кажется, как будто раньше её улыбка была другая. Более закрытая, что ли. А сейчас порой сияет, как солнце, - говорит наставник Ирина Павловна.

Это правда. Мы встречаемся в детском центре «Карибы». Алина с радостью скатывается с огромных горок. Самостоятельно изготавливает мыло на мастер-классе. Рисует на руке блестящую рыбку. Пьёт пепси в кафе. А ещё прижимается к своей наставнице, ищет её глаза, и кажется, что между ними уже есть та самая необходимая связь.

Поделиться

- Как вы узнали о проекте и что побудило стать его участником?

- Узнала я об этом проекте от Кристины Рахмановой (руководитель регионального отделения «Союза добровольцев России», куратор «Наставничества» — авт.). Когда я ещё работала, мы плотно взаимодействовали с ними, участвовали в благотворительных акциях. Потом я ушла с работы, но с волонтёрами связь не терялась. Увидела информацию о проекте. Думала. Наверное, полгода думала. Решилась попробовать. Прошла все необходимые тренинги (все будущие наставники проходят двухступенчатое обучение. Это семинары, во время которых проговариваются и обсуждаются не только правила проекта, но и разбирается мотивация для участия в нём, сомнения и страхи — авт.).

Затем была индивидуальная консультация с психологом проекта. После неё мне перезвонили и сообщили, что есть девочка, я обрадовалась.

- Не волновались?

- Волновалась. Сначала мы общались онлайн. А потом была первая встреча. Знаете, у меня был ещё некий комплекс, что детям хочется, чтобы наставником была молодая женщина/мужчина. А я как будто не очень соответствую этому образу. К тому же, у меня уже взрослый сын. Внуков пока нет. И вот этот навык общения с детьми, возможно, потерян. Так мне казалось. Но когда мы встретились глазами с Алиной, заговорили, все эти сомнения как рукой сняло.

Говорит Алина: «Я подошла к нашему социальному педагогу и сказала, что хочу, чтобы у меня был наставник. У некоторых ребят уже был такой друг, и я поняла, что мне тоже нужен. С Ириной Павловной мы сначала общались в интернете, а потом она ко мне пришла знакомиться. Я очень обрадовалась».

Поделиться

- Как вы дружите?

- Можно сказать, очень плотно. Были перерывы на карантин, но даже в это время мы поддерживали связь. Сейчас я помогаю Алине подтянуть учёбу, и мы дополнительно ходим с ней на занятия в образовательный центр. Но это обычно только дорога. Мне же хочется больше общаться в такой непринуждённой радостной обстановке, поэтому по выходным мы тоже встречаемся.

- Куда ходите? Чем занимаетесь?

- Где мы уже только не были. Осенью, когда было тепло, ходили к фонтану на площади Ленина. Потом гуляли в парке Дома офицеров. Заходили в пиццерию. У моего сына есть электрический самокат, и мы ездили на мемориал, научились кататься на нём. Алина его быстро освоила. Зимой катались на коньках.

Говорит Алина: «Самое классное – когда мы катались на самокате. Мне очень понравилось. Да, на коньках я тоже научилась. Ещё мне нравится, когда мы ходим в пиццерию, там очень вкусная пицца с пеперони».

- Были за это время какие-то большие сложности?

- Конечно, были. Но говорить об этом не хочется, потому что всё решаемо. Безусловно, первая реакция на какие-то проблемы довольна эмоциональная. Но нужно успокоиться и с холодной головой всё решать. Нас же в проекте не бросают один на один. Нас сопровождают. Каждый момент, который меня тревожит, я могу обсудить с психологом. Он всегда на связи. Регулярно проходят семинары онлайн: по подростковой психологии, по психологии сиротства, по адаптации ребёнка после выхода из детского дома.

Поделиться

- Правильно ли я понимаю, что у нас в регионе уже сформировано такое комьюнити наставников, и, наверное, это тоже вас поддерживает?

- Да, есть такое сообщество, есть люди, которые понимают все твои проблемы и боли. Проходят встречи, где можно проговорить свои сомнения, сложные ситуации, услышать слова поддержки, хотя, иногда, достаточно даже понимающего взгляда.

Для того, чтобы стать наставником, нужно заполнить анкету на сайте. Это первый небольшой шаг. Вас и дальше никто торопить не будет. Сначала пригласят на первый установочный семинар, потом будет второй более детальный тренинг, затем – индивидуальная консультация с психологом. Проекту можно помочь во время ежегодной акции «День заботы».

- Как сохранять отношения в формате дружбы и не уйти в них в детско-родительские, материнские?

- Это сложно. Более того, Алина мне рассказывала о девочке, которую удочерили. Она просто говорила, а я в этом слышала некий вопрос. Я ничего не смогла ответить. У Алины есть два младших брата. Есть тётя, которая регулярно их проведывает. И вот один из братьев называет тётю мамой. А сейчас мы его тоже с собой берём на занятия в образовательный центр, и у него периодически срывается при обращении ко мне «мама». И я понимаю, насколько важно ребёнку даже просто произносить это слово.

- Какой сейчас вы видите Алину? Какие у неё интересы, мечты, планы?

- Алина добрая, открытая, искренняя. И мне самой очень хочется понимать, какие у неё интересы, чтобы их поддержать. Но пока мы в поисках. Когда мы познакомились, она рассказала о своих планах, но они не очень соответствуют возможностям. Ей пока ещё не хватает усидчивости, терпения, и она пасует перед сложностями. Но я уверена, что всё это поправимо. Мне очень хочется, чтобы Алина получила хорошую профессию.

Говорит Алина: «Мой любимый урок в школе – изобразительное искусство. Я люблю рисовать, особенно зимнюю природу. Может быть, потому, что зимой у меня день рождения. В этом году он был просто невероятный – мы сходили с наставницей и моей тётей в кафе, потом в кино, потом ещё зашли в магазин, и я сама купила себе то, что хотела. Ещё был торт, связка шаров. Я просыпалась каждое утро и видела перед глазами разноцветные шары».

Поделиться

- Алина мне при первой встрече сообщила, что в начале января у неё день рождения. Мы, конечно, готовились. В «Наставничестве» есть правило не дарить детям подарки дороже 500 рублей, чтобы избавиться от этой потребительской позиции ребёнка к взрослому, которая, кстати, первое время присутствует. Я подарила Алине 500 рублей. У неё никогда не было своих денег.

После кафе и кино мы с ней зашли в «Фикс прайс», и она на эти 500 рублей выбрала себе то, что хотела – шампунь, гель, что-то ещё. Советовалась со мной. Мне кажется, всё купила по делу.

- Наставник должен поддерживать ребёнка после выпуска из детского дома?

- Конечно. Это дружба, что называется, навсегда. После выпуска ребёнку как никогда нужен наставник. Они же в детском доме живут как будто в своём мире, где всё есть. Где накормят, оденут, научат. А взрослая жизнь совершенно иная. Отсюда такая грустная статистика адаптации воспитанников детского дома к взрослой жизни. Мало кто получает высшее образование.

Да, поступают в училище практически все, но далеко не все заканчивают и работают по профессии. И здесь наставник становится буквально проводником. Насколько я знаю, в Кирове у 100% выпускников детского дома есть наставники. И это помогает ребятам без критичных последствий перестроиться на рельсы взрослой жизни.

- Поддерживает ли вас ваша семья? Нет у вас ощущения, что вы что-то отнимаете у них и несёте туда?

- Муж сразу же поддержал. Безо всяких упрёков и сомнений. У нас один сын. И в своё время даже были мысли о том, чтобы взять ребёнка из детского дома. Но загруженность на работе всегда была большая, и я не рискнула. Когда я рассказала о проекте, мы советовались, решили: давай поможем, насколько нам позволяет наше здоровье, наша активность. У меня муж очень активный. Мы ездили на Высокогорье с детским домом. Все мальчишки его облепили. Он учил их на коньках кататься. Не хватает им этой отцовской заинтересованности.

Поделиться

- Что бы вы посоветовали всем будущим наставникам?

- Хорошо подумать перед тем, как вступить в проект. Я к этому долго шла. И знала, что назад пути нет. Должно быть такое созревшее сформированное желание. Должно быть терпение и искренний порыв помочь другому человеку. Но и важно не забывать, что вас никто на этом пути не бросит. Есть отличная поддержка, прекрасная команда.

- Эта дружба же не только что-то забирает – время, силы, эмоции, но и что-то же даёт?

- Конечно. Мне кажется, что у каждого это что-то своё. Как будто ты делаешь больше, чем просто проживаешь свою жизнь. Как будто ты способен привнести в жизнь другого маленького человека то доброе, вечное, нежное, чего у него нет. И так хотя бы попробовать повлиять на его непростую судьбу. Дать пусть небольшую, но опору двигаться дальше.

Анкета для будущих наставников.

Реклама

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter