Город Общество Старые миры профессора Голикова. Текст об одном из самых известных железнодорожников Читы

Старые миры профессора Голикова. Текст об одном из самых известных железнодорожников Читы

Анатолий Федорович для своей отрасли почти легендарный человек. Для «Чита.Ру» он вспомнил всю жизнь

Анатолий Голиков — профессор, преподаватель, доцент кафедры «подвижной состав железных дорог» ЗабИЖТ

Анатолий Федорович развесил в рабочем кабинете свои фотографии и фотографии поездов, расставил фоторамки со Сталиным, грамотами, любимым Высоцким. Сохранил олимпийского мишку с отломанным ухом, разные вымпелы и даже флаг времен СССР. Его кабинет похож на музей жизни одного человека — его самого. Но кому еще хранить эти воспоминания?

Анатолий Федорович — второй слева. В Чите он долгое время работал начальником депо и даже был депутатом областной думы
Рабочий стол Анатолия Голикова

Мечты о боксе и тепловозах


Голиков большой и высокий — он мог бы стать успешным боксером, как мечтал. Свою карьеру железнодорожника профессор называет судьбой.

«На Комсомольской родился, на Крестьянской жил», хотел окончить 11 классов. Но тренер по боксу сказал поступать в железнодорожный техникум: «Чего вы будете в 10-м классе? Поступайте, я вас там буду тренировать. Только чтобы пятерки были». Голиков сдал все экзамены, запнулся на математике с четверкой, но всё равно поступил. Ему было 15. И в эти же 15 он пошел разбирать поезда в цех паровозо-вагонном ремонтного завода. Устроиться туда помогла мама, которая «работала в парикмахерской и пользовалась авторитетом». Брали на завод только с 18, но Голикову повезло.

Днем он работал, а вечерами учился.

— Разборочный — самый грязный цех, — вспоминает он. — Я поступил на работу 29 августа. У меня очень хорошая память. Я пришел на завод, ну как сказать, малолеткой. Но на час дольше работал положенного.

Старался.

Анатолий Федорович рассказывает о своей службе

Голиков и правда помнит все имена и даты — пока он рассказывает, называет бессчетное количество людей и даже иногда говорит «может, вы виделись» с абсолютным ощущением, что даже в свои 29 я могу лично знать какого-то начальника райкома. Потому что как не знать — были прекрасные люди.

— Потом я стал диспетчером производственно-технического отдела и уже с Москвой разговаривал! Работали в смены: в день, потом в ночь, потом отдыхали. Докладывал, сколько колодок, вагонов сделали. Я счастливый человек, прямо могу сказать.

Счастье Анатолия Федоровича было в работе и стремлении быть лучшим. Он — сын простых милиционера и парикмахера, никакого места не получал просто так. Только трудом. Может, поэтому Голиков так лелеет те времена, потому что тогда всё было просто и ясно: если ты лучший, если ты комсомолец порядочный, то ты движешься вперед и никто тебя не остановит. Как поезд.

— Потом была армия. В 20 лет меня отправили в кавалерийское училище в Краснодаре — прямо скажу, это особое училище по подготовке старшин. До этого еще меня заметил парторг — сразу в комсомол, в партию: ушел служить уже коммунистом.

В армии он тоже добился всех возможных высот: «Не каждому дано, а мне дано — от рядового курсанта до полковника Советской армии». Он был шифровальщиком, и после службы ему были обещаны Германия или Чехословакия на выбор. Но приехал какой-то лейтенант из Читы (он, конечно, помнит его имя и фамилию) и забрал в Забайкалье — создавать первую учебную команду по подготовке шифровальщиков.

Выпуск первой учебной команды, которой руководил Голиков
«Ты хоть стрелять-то умеешь?» — Говорю: «Умею»

— Меня уважали, был взрослый уже мужик. Зачем мне было обижаться, что в Германию или Чехословакию не поехал? «Куда родина прикажет», — говорю. Назначили начальником команды. А ребята — мои одногодки. Я приезжаю сержантом — и они сержанты, из мотострелковой бригады. И я над ними старший. Они сначала пришли, выпендривались: «Ты хоть стрелять-то умеешь?» Говорю: «Умею». А за машинки сели, пыл пропал: там же лента, всё секретно, ни одной ошибки нельзя допустить. Ну, как говорится, у меня чутье, я сумел [с ними справиться]. Мне присвоили через полгода старшего сержанта.

Все документы у Анатолия Федоровича под рукой

Потом он дослужился до старшего лейтенанта, потом — и до полковника и вернулся на завод: там были очереди на квартиру, была хорошая зарплата и были поезда. И случилась первая награда — «Ударник коммунистического труда».

«Музей» Анатолия Федоровича
Голиков долгое время работал на Московской железной дороге

Как Анатолий Федорович стал машинистом, а не директором завода

Год после армии он работал на своем ремонтном заводе, поступил в институт. Потом стал работать в депо, из-за чего его чуть не исключили из партии. Анатолий Федорович хотел быть машинистом, а директор завода хотел, чтобы Голиков когда-то занял его место.

— «Институт закончишь — будешь директором завода». Но я хочу машинистом быть! Уволился. Меня вызвали в райком партии, устроили партийное собрание. «Вот, Голиков сбегает с трудного производства — исключить из партии!» А я уже к тому времени работаю помощником машиниста. Сидит комиссия, мне грозит строгий выговор с занесением в учетную карточку. И тут секретарь райкома говорит: «А кем ушел-то! Помощником машиниста! Вы-то сможете?» И всё. «Голиков — свободен».

Анатолий Федорович исполнил мечту, работал машинистом, потом инструктором, получил «четверо прав», параллельно организовал колонну комсомольскую. И даже когда стал потом начальником депо, всё равно водил поезда.

— На входе в депо у меня висел транспарант: «На работу — с радостью, а с работы — с гордостью». Раз в месяц-два сам водил поезда. Мне нравилась та работа [машинистом].

Анатолий Федорович переоделся, чтобы попозировать в кабине тренажера локомотивных бригад
За «окнами» тренажера — виды Атамановки

Воодушевление от прошлого

Начальником депо он был 7 лет и за это время, помимо всяких производственных показателей, улучшил условия труда для своих коллег: душевые сделал, столовую хорошую, развил подсобное хозяйство, построил дома, которыми восхищалась принимавшая их комиссия. Выстроил дисциплину — это его второе любимое слово после фразы: «Я не хвалюсь, но...» Подобрал коллектив. Сделал столько, что «у вас ленты там не хватит, если всё рассказать».

Потом он защитил кандидатскую, стал депутатом облдумы в 1998-м, добивался строительства моста-путепровода у станции Чита-1 — пробивал через Москву. А потом и сам оказался в Москве. Работал начальником депо Московской железной дороги на Курском направлении, дальше — в локомотивном депо Бекасово, еще — на Октябрьской дороге.

— Я многих знаю, со многими дружу.

Потом вернулся домой, стал работать в ЗабИЖТе и за 13 лет выпустил около 100 человек. Говорят, что ко всем он относится по-отечески. Но его расстраивает, что сейчас мало желающих учиться по-настоящему: «Месяц походят и пропадают, занимают чужое место». Кто бы так же любил железную дорогу и так же, как он когда-то, мечтал быть машинистом — «не всем же быть начальниками».

Жена Голикова Нина всю жизнь работала в «Читаэнерго», «тоже ветеран труда». У пары двое детей. Дочка с мужем в Швейцарии: «Винить никого не хочу». Анатолий Федорович с Ниной ездят туда гостить, видятся с внучкой. Европа его не впечатляет. Наш Сочи — другое дело.

Сын живет в Чите. Он пробовал работать на железной дороге, но династию не продолжил. Его дочь, ещё одна внучка Анатолия Фёдоровича и Нины, живет с семьей в Москве. И вот правнуки — «будущие железнодорожники». Всю свою семью Голиков очень любит, — всех называет талантливыми, гордится их успехами, языками, образованиями.

Скучает ли по прошлому? Говорит, что нет.

— Но я вспоминаю с воодушевлением те годы. Как можно не вспоминать тех, кто меня 15-летним встретил и во всём помогал?

Правнуки Анатолия Федоровича
Всё, что в кабинете есть, Голиков бережно собирал и хранит до сих пор
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления