Город Культура «Я посчитал, что надо быть немного дерзким»: архитектор Кулеш объяснил идею фасада драмтеатра

«Я посчитал, что надо быть немного дерзким»: архитектор Кулеш объяснил идею фасада драмтеатра

Автор проекта ответил на претензии

В соцсетях читинцы не понимают, зачем черный портал сделали перед советской «коробкой»
Источник:

Большими событиями в Чите в 2021–2022 годах стали реконструкция драматического театра и капремонт площади перед ним. Площадь отремонтировали и показали жителям больше полугода назад — у многих возникли вопросы и к дизайнерским решениям, и к строительным работам. А весной 2022 года читинцы наконец увидели и обновленный фасад театра, и пришли в недоумение повторно: на светлой бетонной коробке советского образца теперь красовался действительно драматичный темный портал — два элемента здания будто из разных эпох.

Драматический театр в Чите с мая 2019 года находится на реконструкции. Контракт заключили с зарегистрированной в Сочи фирмой «Звезда» по максимальной цене в 1,1 миллиарда рублей, так как эта компания оказалась на аукционе единственным претендентом. В январе 2020 года губернатор Забайкальского края Александр Осипов призвал ускорить ремонт драмтеатра, а 3 февраля из федерального бюджета на ремонт досрочно дали больше 320 миллионов рублей.

Выплеснутые в интернет сомнения жителей не помогла развеять и министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович, которая приравняла театр почти за 1,5 миллиарда рублей к обоям в доме — мол, кому-то нравится, кому-то не нравится. В чём идея реконструкции драмтеатра, объяснил автор этого проекта, заслуженный архитектор России Виктор Иванович Кулеш. Он рассказал, какие у него были задумки и почему он использовал те стилистические решения, которые мы сейчас видим.

«Почему не пойти по пути модерна?»

— В свое время я имел отношение к театру как художник-постановщик, работал со многими режиссерами. Театр я знаю не только как зритель, он мне знаком и по ту сторону кулис. Так случилось, что мне предложили заняться проектом реконструкции. Считаю, что это правильный выбор, потому что из архитекторов Читы я знаю театр как никто. В целом всё получилось. Я нашел, как поставить малый зал так, чтобы он был связан с бутафорскими цехами, мастерскими, лифтом и гардеробом. Предусмотрел помещение для Союза театральных деятелей, которого раньше не было в составе театра. Планировка театра полностью приведена в соответствие с современными пожарными нормами.

Новый фасад с зеркальным входом
Источник:

В составе проекта разрабатывался не только фасад, но и планировка Театральной площади: фонтан с ярусными чашами, озелененные площадки для отдыха, капитальные скамейки (а не какие-то сегодняшние деревяшки). В планировке площади оптимально решался вопрос о размещении автостоянок. Покрытие площади плиткой предполагало цветовое многообразие. Всё было в едином ансамбле с фасадом здания театра, но этот замысел был отвергнут, поскольку проектирование театральной площади передали некой московской организации. В итоге угрохали на создание грязного болота театральной площади 76 миллионов рублей.

Почему был создан именно такой фасад театра? Поясняю. Я разработал 5 вариантов фасадов. Выбран был именно тот вариант, который сейчас реализован. В этом варианте я применил принципы архитектуры постмодернизма, который всегда был мне интересен как архитектору. В результате обследования здания было выявлено, что консольные балки, поддерживающие козырек, имеют признаки начавшейся деформации. Поэтому было решено, что козырек будет усилен колоннами. Я подумал: «Колонны? А почему бы и нет?» Почему не использовать яркие приёмы архитектуры постмодернизма? Портал в стиле постмодернизма может быть как своеобразная декорация — это же театр! Нигде больше нельзя сделать такого фасада, а в театре — можно.

«Это прорыв в архитектуре»

Спектакль проживает 2–3 часа, и в нём отражаются конфликты: конфликт позиций, конфликт исторический, конфликт человеческий. Почему бы в облике фасада не выразить этот конфликт через контраст форм и цвета? Темный портал на светлом фасаде здания. Контраст света, конфликт формы. Это и создает запоминающийся образ театра. Использование зеркального остекления на главном фасаде — символ того, что театр отражает окружающий мир, общество, человека.

При проектировании фасада театра была необходима определенная творческая дерзость. В каком-то смысле обновленный фасад театра — это прорыв в забайкальской архитектуре.

Эмблема обновленного фасада драмтеатра
Источник:

Эмблема на фронтоне портика театра опирается на символику древнегреческого театра — прародителя театрального искусства. Три переплетенных между собой лавровых венка означают непрерывную связь прошлого настоящего и будущего. К венкам примыкают маски трагедии и комедии, которые всегда были символами драматического искусства. Посох, объединяющий лавровые венки, говорит о трудном пути искусства. Вечнозеленые лавровые листья — это символ вечного цветения, каким и должно быть искусство. Лавровыми венками награждали полководцев, царей, императоров, великих спортсменов. А первыми носителями таких венков были гениальные актеры. Это посыл в адрес читинской театральной труппы: «Будьте гениальны!»

Китайский гранит может облезть

Изначально я ориентировался, что гранитный портал изготовит компания «Каменный город» из Челябинска — и камень должен был быть не такой темный. Но подрядчик для этой работы выбрал китайскую фирму. Китайский гранит получился темнее, чем предполагалось, но это принципиально не противоречит моему решению. Ведь идея была в контрастности портала театра по отношению к основному объему здания. Этот дерзкий контраст все-таки эмоционально встряхивает и будоражит, а это и должен делать театр.

Однако портал немного не закончен. Подрядчик полностью не завершил работы. Но фасад открыли к 9 мая 2022 года. Еще такой момент — я сомневаюсь в качестве обработки китайского гранита. Есть мнение специалистов, что блеск этого гранита достигается не идеальной полировкой, а специальным раствором, которым покрывают камень. Со временем состав может облезть. Словом, отдельные решения требуют дальнейшей доработки.

***

В основном автор проекта драматического театра Виктор Кулеш удовлетворен тем, как воплотился его замысел. Наверное, неслучайно читинцы фотографируются на фоне обновленного фасада театра, устраивают на фоне фасада сценические действия и активно выкладывают получившиеся фото и видео в интернет. Есть немало положительных отзывов о новом облике театра. И мы уже ждем октября, чтобы посетить первый после реставрации спектакль.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
45
ТОП 5
Мнение
Почему хочется бросить читать в Чите? Колонка книгоголика
Алексей Го-шин-тан
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления