Город Общество Американские военнопленные, медленные поезда и много молока — Чита в архивах ЦРУ

Американские военнопленные, медленные поезда и много молока — Чита в архивах ЦРУ

Вторая часть исследования рассекреченных документов спецслужб США

В коллаже использована фотография А. Брюханенко из книги «Забайкалье». На фото — здание ОДОСА, 1960-е годы

Мы уже выяснили в прошлом тексте, что агенты ЦРУ знали, какого цвета автобусы ездили по советской Чите, сколько стоили радиоприемники, а также — какого качества был асфальт на дорогах. Мы снова покопались в отчетах и узнали, что еще таят в себе рассекреченные материалы американской разведки.

Отчеты опубликованы на сайте Центрального разведывательного управления США (ЦРУ) в рамках исполнения FOIA (закона о свободе информации).

На титульном листе многих отчетов находится такой логотип

В отчете 1965 года разведчики определили, где находится Чита относительно Москвы, а также отметили точками на карте обнаруженные объекты — казармы, депо, аэропорты и вышки связи.

На карту также нанесли автомобильные и железнодорожные дороги и даже тропы (пунктиром)

Отслеживали разведчики и судьбу американских военнопленных. Они отчитывались, что участников корейской войны из США и европейских армий в феврале 1952 года переправили по железной дороге из Читы в Молотов (так раньше называлась Пермь). В отчете написано, что плененные были в «хлопковой одежде для наматрасников советского типа». Вероятно, выражением cotton mattress-cover cloth агенты описали полосатую ткань на одежде осужденных. В документе написано, что у трех тысяч военнопленных не было знаков отличия, а чтобы перевезти их, понадобилось девять вагонов. Указано, что между собой плененные разговаривали по-английски.

Спецслужбы выяснили, что всех плененных, даже европейцев, называли общим выражением «военнопленные американцы»

Полистаем газеты

Агенты спецслужб редко писали отчеты об обычной жизни граждан, основываясь на собственных наблюдениях. Чаще всего они отправляли мониторинг советских газет, о жизни в Читинской области в ЦРУ узнавали из «Забайкальского рабочего».

Например, один из отчетов в августе 1949 года касается животноводства. Весь он состоит из переведенных статей читинской газеты, где говорится, что по плану трехлетки каждый колхоз Читинской области к концу года должен был иметь четыре вида ферм: с коровами, овцами, свиньями и домашней птицей. Власти требовали создать восемь новых ферм с овцами, 33 — со свиньями и 231 — с птицами. Еще область не справлялась с планом по производству молока, так как в среднем каждая корова в год давала по 656 литров молока, а должна была по 1,3 тысячи литров.

Рассекретили документ с данными о развитии колхозов летом 2011 года

Из другой статьи американцы узнали, что здравоохранение Читинской области получило 100 миллионов рублей в том же 1949 году. Известно, что тогда было 10 тысяч медицинских работников, а по плану правительства в регион должно было приехать еще 300 докторов и 400 человек среднего медперсонала.

Состояние экономики иллюстрировала статья о торговле. В ней указано, что некий магазин № 1 с названием «Гастроном» вдвое увеличил ежедневную выручку 1 марта 1949 года. Отдельно отмечается большое поступление в магазин колбасы, сыра и растительного масла. Другой магазин, названный в отчете «Особунивермаг», отличился тем, что увеличил продажу кошельков и наручных часов. Также в Чите продали больше велосипедов.

Судя по отчету, торговля в 1949-м процветала

«Забраб» отчитывался, что в 1949 году рейс Чита — Москва летал пять раз в месяц: каждое 2-е, 8-е, 14-е, 20-е и 26-е число. При этом в разные города каждый день летало по 11-12 человек.

Показателем в социологическом исследовании было образование. В одном из отчетов за 1949 год говорится, что читинский педагогический институт окончили 96 учителей. В новом учебном году планировали закрыть 275 мест на очном обучении, еще 400 — на заочном.

Плохая железная дорога и медленные поезда

Агенты самостоятельно, не ссылаясь на журналистов, исследовали состояние железной дороги. В 1950 году они оценили участок дороги между Свердловском (сейчас Екатеринбург) и Читой и пришли к выводу, что она плохая. В отчете указано, что на этом участке поезда двигались медленно из-за плохого состояния дорожного полотна, а подвижной состав нуждался в ремонте. При этом на востоке Читы железная дорога оказалась получше.

Пассажирам же, согласно документу, было сложно купить билеты на поезд для поездки по Транссибу из-за нехватки пассажирских вагонов. Отправивший отчет агент разведки пришел к выводу, что перевозки и поездки на Дальний Восток остаются для Советского Союза проблемой, несмотря на завершение строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Секретный документ с анализом состояния железной дороги опубликовали на сайте ЦРУ в 1954 году, рассекретили — в 2006 году
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления